По словам Александра Полякова, главная ценность точной цифровой модели дороги для беспилотного транспорта заключается в том, что она экономит вычислительные ресурсы беспилотника и позволяет ему сосредоточить их на отработке неожиданных ситуаций, возникающих на дороге. Без карты робот вынужден анализировать изображение с видеокамер и вычислять, где находится край дороги, что написано на знаках, что означает разметка. Когда есть ЦМД, ему достаточно ориентироваться на простые привязки. Например, увидев знак (треугольник, круг или квадрат), он может не считывать его: назначение знака и так известно. Зато по знаку, координаты которого тоже есть в базе, разом вычисляется множество параметров: где располагаются края дороги, сколько осталось до перекрестка, где ждать следующих знаков и где находится сам автомобиль. Освободившиеся ресурсы машина тратит на анализ неожиданных факторов.
— Мы тестировали модель на соревнованиях беспилотников „Зимний город“ на полигоне НАМИ, — делится воспоминаниями директор МосТрансПроекта. — Нужно было проехать 50 км в тяжелейших зимних условиях, старт давали днем, а финиш был уже в темное время суток. Под колеса бросали из пушек снег, на дорогу неожиданно выходили деревянные „пешеходы“. Беспилотники ориентировались в сложнейших ситуациях, в которых даже человеческое зрение дало бы слабину. Роботы могут ездить и без цифровой модели дороги, но гораздо медленнее. Я не знаю ни одного беспилотника, который ездил бы без карты. Просто автопроизводители обучают машины „на собственном опыте“: у каждого есть своя карта и своя система распознавания. Однако централизованная навигация поможет беспилотникам действовать на дороге согласованно. Кроме того, ЦМД позволяет городу оперативно регулировать движение. Например, если на бульваре проводится ярмарка выходного дня и движение перекрывается, автомобили просто не поедут туда, а их владельцы не столкнутся с неприятным сюрпризом на месте.
Островок стабильности
В далеком будущем, когда все автомобили станут беспилотными, дорожные знаки будут не нужны, как километровые столбики, которые на фоне распространения GPS-навигаторов выглядят анахронизмом. Но даже самая фантастическая картина мира не обходится без светофоров: ведь в дорожном движении участвуют не только автомобили, но и пешеходы.
Светофоры были и будут всегда и повсеместно. Поэтому в «МосТрансПроекте» считают, что они могут не только уравнивать в правах автомобилистов и пешеходов, но и выполнять множество других важных функций: освещать улицу, оповещать людей об опасности, раздавать Wi-Fi, ловить преступников и даже помогать устраивать праздники.