Минцифры
Олег Качанов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:
Какие вызовы мы выделили в цифровизации госуправления:
— Высокая стоимость разработки и низкие скорость, надежность и качество государственных информационных систем (ГИС);
— У правительства и органов власти недостаточно данных, доступных в режиме онлайн, для принятие управленческих решений;
— Затраты региональных органов власти и ОМСУ на перевод государственных услуг и функций в электронную форму умножаются на количество субъектов;
— Контрольные мероприятия, не связанные с реальными рисками, трактуются бизнесом как нагрузка, а не помощь;
— Затруднено взаимодействие сотрудников органов государственной власти в связи с отсутствием унифицированных средств совместной и удалённой работы;
— Непрозрачный бюджетный учёт федеральных и региональных органов исполнительной власти для федерального центра;
— Отсутствует цифровой бизнес-процесс на этапе государственных контрактов, отчётность в бумаге;
— Отсутствуют единые правила формирования подписания и хранения документов, связанных с созданием развитием и эксплуатацией ГИС;
— Недостаточный уровень цифровизации кадровой работы госслужб.
Что мы предлагаем к реализации в качестве сквозных проектов по цифровой трансформации госуправления:
— Перевод массовых социально-значимых услуг в электронный;
— Цифровизация процесса контрольно-надзорной деятельности;
— Внедрение платформы обратной связи;
— Создание центров управления регионом;
— Внедрение цифровой платформы ГосТех;
— Государственные облачные сервисы, гособлако;
— Национальная система управления данными;
— Типовое решение электронного документооборота;
— Единый госсервис ведения бюджетного учёта;
— Цифровая отчётность по государственным контрактам;
— Хранение электронных архивных документов;
— Типовое автоматизированное место государственного служащего;
— Единая информационная система управления кадровым составом.
Ожидаемые эффекты от реализации этих проектов.
К 2022 году:
— пользователи не несут расходов на автоматизацию оказания государственных и муниципальных услуг. 95% массовых социально значимых госуслуг доступны для физических и юридических лиц в едином для всех субъектов РФ формате.
— сервисами совместной и удалённой работы обеспечены 10 органов федеральной исполнительной власти. Срок развертывания рабочего места госслужащего — 10 минут. Запущено мобильное приложение госслужащего.
— разрабатываемые и внедряемые федеральные системы содержат API и технические требования для возможности интеграции с региональными системами.
К 2023 году:
— осуществляется анализ затрат на выплаты по всем отраслям госсектора. 100% получателей гарантировано получили свою госвыплату;
— развитие компетенций госслужащего на основе искусственного интеллекта, отбор кандидатов на должность с использованием искусственного интеллекта;
— в озеро данных НСУД в режиме реального времени предоставляется более 1000 оперативных наборов данных от ФОИВ, субъектов РФ, ОМСУ, госкомпаний и других организаций с государственным участием;
— полностью безбумажное взаимодействие с бизнесом внутри государства.
К 2024 году:
— ускорение до 10 раз скорости вывода нового функционала ГИС. Достижение показателя надежности ГИС на ГосТех — 99,9%;
— 100% госслужащих органов государственной власти используют защищённые и унифицированные сервисы коммуникаций, взаимодействия и совместной работы на базе отечественного ПО;
— 90% процесса исполнения государственных и муниципальных контрактов, приёмки товаров, работ и услуг переведены в единую информационную систему;
— 100% бюджетных платежей переведены в автоматизированный режим на основе электронного активирования из ЕИС;
— цифровое досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов через ЕПГУ;
— дистанционные методы контроля, приоритетные для применения 90% видов контроля.
К 2030 году:
— роботизированные процессы бюджетного учета для ОГВ всех уровней и их учреждений;
— сокращение количества госслужащих на 40%;
— данные для проверок контролирующих органов доступны онлайн;
— подготовка 50% проектов решений правительства осуществляется автоматизировано с использованием искусственного интеллекта на основании единого источника данных.
Аппарат правительства РФ
Ольга Чепурина, заместитель руководителя аппарата правительства РФ:
За прошлый год мы приняли всю нормативно-правовую базу, которая будет менять процедуру контроля и надзора в России. В чём суть этой реформы? Мы стандартизируем все процедуры государственного и муниципального контроля и надзора. Нормативно это всё замечательно, но мы понимаем, что закон не будет работать, если нет нормальной реализации, без цифровизации это так и останется хорошо написанными законами.
Мы проанализировали системы контрольно-надзорных органов субъектов — они в каждом субъекте разные. Где-то есть централизация, где-то нет.
Наши задачи:
— систематизировать информацию о региональных видах государственного контроля РОИВ субъектов РФ;
— разработать и апробировать механизм подключения региональных органов исполнительной власти к подсистеме досудебного обжалования;
— утвердить положение о видах регионального государственного контроля (надзора);
— обучить пользователей работе в подсистеме досудебного обжалования;
-обеспечить возможность подачи жалобы с использованием региональных порталов госуслуг;
— подключить к подсистеме досудебного обжалования все региональные контрольно-надзорные органы.
Какие мероприятия запланированы для решения задач:
— установочное совещание с субъектами России по вопросу внедрения механизма досудебного обжалования;
— назначение координаторов, ответственных за организацию в субъектах РФ механизма досудебного обжалования, а также загрузку справочников и заведение администраторов.
— апробация механизма подключения региональных органов исполнительной власти к подсистеме досудебного обжалования;
— сбор и загрузка справочников, необходимых для обеспечения работы досудебного обжалования;
— централизованное обучение и подготовка пользователей подсистемы досудебного обжалования с использованием системы дистанционного обучения.
Строительство и ЖКХ
Александр Козлов, замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:
Перед нами стоят цели, которые изменят жизнь страны. Мы должны выйти к тому, чтобы 5 млн семей ежегодно улучшали свои жилищные условия. К 2030 году мы должны построить миллиард квадратных метров нового жилья. Сделать это крайне непросто, потому что за этим стоит инфраструктура, которая должна подойти к этому жилью.
Сейчас уровень цифровой зрелости отрасли строительства составляет чуть более 6%. Здесь обязателен переход на технологии информационного моделирования, переход на электронный документооборот между строительными, подрядными и надзорными организациями.
Нам нужно как минимум на 30% ускорить сроки инвестиционно-строительного цикла. Для этого надо максимально убрать все барьеры, снизить все сроки, связанные с взаимодействием строителей и государства.
Если говорить про показатели цифровой зрелости городской среды, здесь большая степень зрелости. Например, в отрасли ЖКХ у нас есть система ГИС ЖКХ, которая может стать цифровой платформой отрасли. Мы будем помогать гражданам управлять многоквартирными домами, для этого предлагается онлайн собрание собственников жилья. Мы также должны переходить на онлайн оплату всего, что есть в ЖКХ — это решит очень много проблем.
Кроме того, нам необходимы качественные данные в ЖКХ — это поможет внедрить системы искусственного интеллекта. Площадкой для сбора этих данных может стать ГИС ЖКХ.
Проблематика отрасли строительства следующая: много неунифицированных процедур, недостаточно электронных услуг, отсутствие доверия между потребителями и поставщиками ресурсов ЖКХ, отсутствие доверия между жителями и управляющими компаниями. Здесь важно создавать площадки, которые помогут наладить эту связь.
Инициативы, которые мы предлагаем в области строительства:
«Строим в один клик». Подразумевается перевод в электронный вид обязательных процедур в сфере строительства, формирование цифровой вертикали стройнадзора, экспертизы пространственного планирования и запуск суперсервиса «Цифровое строительство».
«Строим умные объекты». Эта инициатива подразумевает сокращение времени прохождения рабочей документации по всем этапам жизненного цикла объектов капитального строительства (от обоснования инвестиций до этапа эксплуатации), создание единой среды общих данных путем внедрения технологий информационного моделирования.
Мы также предлагаем инициативы для городской среды и ЖКХ:
— «Новый умный дом» — повышение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг за счёт внедрения цифровых сервисов.
— «Решаем вместе» — повышение уровня вовлеченности и общественного контроля по вопросам благоустройства и развития территорий.
— Цифровая инфраструктура ЖКХ — повышение эффективности управления инженерной инфраструктурой, повышение объективного контроля за состоянием инженерных сетей.
Что делать регионам по поводу развития ГИС ЖКХ — ждать этих сервисов или не ждать?
Если есть ресурсы и воля губернатора — надо действовать. Но если вы начнете делать свою систему, у вас могут быть проблемы с нехваткой данных. Поэтому регионам важнее данные от ГИС ЖКХ получить. В целом сейчас Минстрой думает, чтобы придать больше легитимности региональным информационным системам ЖКХ. Потому что вы ближе к жителям, это ваши полномочия. Почему бы вам не делать сервисы, которые будут основаны на эталонных данных ГИС ЖКХ? Пока такая конструкция нам кажется более устойчивой и эффективной.
Минздрав
Павел Пугачев, замминистра здравоохранения РФ:
Мы предлагаем следующие проекты для включения в региональные стратегии в области цифровой трансформации здравоохранения:
— Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИС в сфере здравоохранения. Здесь задача — создать надежную инфраструктуру в сфере здравоохранения, удобное межведомственное взаимодействие, незаметное для граждан. Это всё, что связано со справками, медицинскими документами. Все это упаковывается в сервис «Моё здоровье».
— Медицинские платформенные решения федерального уровня, которые позволят вести мониторинг пациентов.
— Проект персональные медицинские помощники. Речь идёт об использовании носимых устройств, которые позволяют контролировать состояние пациента дистанционно. Это направление может значительно сократить негативные исходы и повысить эффективность медицинской помощи.
— Внедрение искусственного интеллекта. Некоторые решения уже использовались во время пандемии. Но массового их применения, к сожалению, пока нет, они в режиме апробации.
От субъектов мы получили 82 стратегии, 13 из них без замечаний. Три региона не представили стратегии — это Москва, Чукотский автономный округ и Магаданская область.
Как Минздрав смотрит на то, чтобы распространять успешные региональные практики в области медицинских технологий? Нужно их собирать и делать библиотеку лучших практик. У нас есть центр компетенций, у него есть задача проводить такой анализ по регионам. Библиотека сейчас формируется, до конца года мы сможем опубликовать ее.
Росстат
Григорий Остапенко, замруководителя федеральной службы государственной статистики РФ:
Что даёт возможность реализовывать все цифровые проекты? Человек. За созданием бездушных систем теряется человеческий фактор, который не заменишь никаким искусственным интеллектом. В Росстате мы не лишаем людей творчества, мы создаем для них среду.
В нашей стратегии три блока.
Первый глобальный блок — цифровизация. Сюда входит цифровизация сбора и обработки данных, снижение отчетной нагрузки на бизнес, использование административных и больших данных.
Второй блок — централизация. Это касается ведомственной статистики, координация статистической деятельности.
Третий блок — аналитика. От цифр к временным рядам и анализу данных. Здесь же материалы для руководителей и домохозяйств, визуализация — внедрение Bl.
Важный момент трансформации — это изменение парадигмы статистического наблюдения. С 2000 года в основном у нас был бумажный сбор. Но с 2021 года мы уже не принимаем в бумажном виде статистику с крупных предприятий. А с 2022 года не будем принимать бумажную статистику и с малых предприятий.
Мы провели инвентаризацию видов отчётности. Выяснилось, что 80% — это ведомственная отчетность. 60% отчётности вообще не публикуется, зависает где-то во внутренних системах и непонятно зачем собирается. 45% отчётности обрабатывается не автоматизировано.
Что мы собираемся делать:
— Создать единую среду для формирования официальной статистики;
— Собрать статистические данные всех федеральных органов исполнительной власти в одном месте, включая методологию расчётов;
— За 5 лет перестроить процедуры сбора отчётности с форм на показатели, уйти от дублирования сбора отчётности;
— Повысить качество муниципальной статистики.
Что мы уже сделали:
У нас было 85 совершенно разрозненных региональных баз данных. Мы их объединили в единый массив на одной платформе. Также мы внедрили механизм сравнения этих показателей, раньше такой возможности не было. И еще внедрили механизмы выявления корреляций показателей муниципальных образований. В 2022 году планируем создать единую базу муниципальной статистики страны во всех ситуационных центрах губернаторов.
Что касается потокового сбора статистических данных с предприятий, мы начали эксперимент с Тульской областью и РЖД. В 2022 году хотим проработать возможность альтернативной сдачи отчётности потоковым способам для пилотных предприятий. А также разработать типовые модули автоматизированной сдачи отчётности в потоковом режиме с производителями отечественных решений.
Мы провели экономическую перепись малых предприятий с использованием ЕПГУ — единой точки сбора статистики для малых предприятий. 30% индивидуальных предпринимателей сдали отчетность всего за один месяц — мы сэкономили им 3 человекогода. В 2022 году планируем создать сервис сдачи отчётности малого бизнеса через личный кабинет ЕПГУ и обеспечить получение административных данных через НСУД. Еще через год хотим обеспечить возможность сбора отчётности малым предприятиям через личный кабинет ЕПГУ и обеспечить возможность перехода от сбора форм к сбору показателей с исключением дублирования и повторного запроса данных.
Но всё это зависит от кадрового потенциала. За прошлый год мы обучили тысячу человек, на очереди ещё тысяча. И этот подход несёт реальные плоды — когда команда формируется не снаружи, без компетенции внутри, а наоборот.
Образование
Татьяна Васильева, замминистра просвещения РФ:
В образовании происходит цифровая эволюция. Все, что касается цифры в образовании, должно происходить поступательно.
Переход на дистанционное обучение показал, что наши школьники на самом деле хотят ходить в школу, кружки и секции, потому что это живое общение. 2020 год подтвердил, что школа останется очной, а цифровые технологии, приходящие в школу, будут развивать и дополнять традиционную систему образования.
Если говорить об общем контуре цифровой трансформации, здесь мы видим взаимосвязь трех составляющих: инфраструктуры, контента и сервисов.
Первое направление нашей работы — устранение цифрового неравенства. У кого-то в школах все прекрасно организовано, у кого-то даже интернета нет. Поэтому перед нами стоит огромная задача: за 2021 год все школы обеспечить интернетом. В дополнение к этому в школу придет и новая техника.
Второе направление работы — контент. К 2022 году мы создадим общедоступную библиотеку верифицированного контента, основанного на школьной программе, на всех достижениях психологии и педагогики. То есть появится маркированный контент. Это не значит, что другого не будет, просто именно этот контент будет проверенным.
Третье — это государственные услуги. Здесь цель — дать людям равные возможности легкого входа в систему. Удаленно записаться в детский сад, записаться в школу, получить доступ к отметкам и домашнему заданию — это сильно упростит рутинные взаимодействия семьи и школы.
Уже в 2021 году 100% школ будут иметь интернет-подключение. В 2022 году услуги для граждан будут переведены в электронный вид. А в 2023 году будет введён цифровой профиль учащегося.
Так как образование — это сфера совместной деятельности, и у многих регионов уже есть удачные решения, мы разработали систему «Моя школа». Это интеграция успешных решений. Если кому-то не подходят решения коллег, им предоставят типовые системы и сервисы. Но за регионами всё равно есть обязанность создавать свои подсистемы. Иначе просто ничего не будет работать.
МЧС
Виктор Ничипорчук, замминистра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
Опыт показал, что есть огромное количество проблем, которые эффективно разрешаются за счет цифровых технологий. Например, сейчас отсутствуют системные механизмы информирования. То есть, когда человек попадает в беду, нужно личное присутствие, все оформляется на бумаге. Бумага нам не позволяет работать с каждым гражданином индивидуально. Мы ждем, пока накопится список, пока отработает комиссия, ситуации могут затягиваться. Например, при наводнении, когда вода отступает неделя за неделей, а комиссия может работать только на освободившихся территориях.
Мы предложили правительству создать государственные региональные услуги, которые наведут порядок в оказании финансовой помощи пострадавшим.
Они все строятся по новым принципам:
— никакой бумаги;
-проактивное информирование. Если ваш адрес проживания попадает в зону ЧС, то вам автоматически от госуслуг придет push-уведомление о том, что вы имеете право получить денежную выплату;
— проверка информации через СМЭВ — так мы минимизируем все коррупционные и мошеннические риски, связанные с социальными выплатами.
Природопользование
Константин Цыганов, первый замминистра природных ресурсов и экологии РФ:
Ключевые проекты ведомства по цифровизации следующие:
— Комплексная информационная система мониторинга окружающей среды. Она предназначена для информирования людей и органов власти о влиянии окружающей среды и для прогнозирования изменений. В нее будет интегрирована информация со всех источников. Создание этой системы позволит получить объективную оперативную картину состояния атмосферного воздуха, водных объектов и земель на территории отдельных населённых пунктов и страны в целом. Система проектируется с учетом необходимости автоматической фиксации и вынесения штрафов за нарушения в области природоохранного законодательства по аналогии с фотофиксацией на дорогах: нарушил — заплатил.
— Отраслевая цифровая платформа в области гидрометеорологии. Это цифровое платформенное решение, которое объединит в единую экосистему данные государственной наблюдательной сети и создаваемую на их основе информационную продукцию, процессы передачи, хранения, обработки, интерпретации и предоставления информации всем категориям пользователей. Создание платформы позволит совершить скачок в прогнозировании опасных природных гидрометеорологических явлений и обеспечит полноценный информационный обмен данными между органами власти всех уровней.
— Цифровая платформа «Водные данные». Она предназначена для автоматизации взаимодействия Росводресурсов, регионов и водопользователей. Это позволит заключать договоры в электронной форме и автоматически формировать отчеты.
— Система управления лесным комплексом. Проект предусматривает реинжиниринг имеющихся информационных систем в лесном хозяйстве, переход от обмена бумажными документами к обмену данными. Внедрение системы позволит повысить прозрачность лесного хозяйства и сократить ущерб от незаконных рубок.
— Цифровая платформа недропользования, объединяющая в себе ФГИС «Единый фонд геологической информации» и ФГИС «Автоматизированная система лицензирования недропользования». Платформа обеспечит оптимизацию всех основных бизнес-процессов управления недропользованием, включая оказание государственных услуг и предоставление сервисов недропользования. Планируется полностью перевести в цифру геологическую информацию, отчётность оформления прав пользования недрами и выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых под участками застройки.
— Комплексная система обращения с отходами. Появится полноценная система отслеживания жизненного цикла отходов от момента их образования до переработки или утилизации.
— Система поддержки и развития экологического туризма. Это инструмент для повышения качества и эффективности процессов поддержки экологического туризма. Предлагается использовать существующие информационные систем Минприроды и Росзаповедцентра и их интеграцию с наиболее востребованными туристическими агрегаторами. В результате люди и бизнес получат стопроцентную доступность информации о заповедниках, национальных парках и в туристической инфраструктуре и смогут в электронном виде бронировать билеты.