В будущем люди будут ходить на работу при помощи AR и VR, и офис перестанет иметь значение, заявил глава Facebook Марк Цукерберг во время сессии в Clubhouse. По словам Цукерберга, последние исследования команды Facebook Reality Labs направлены на то, чтобы обеспечить присутствие пользователей в офисе или любом другом месте без необходимости физических поездок.
Он добавил, что главная проблема AR и VR-технологий заключается в том, что они требуют привычного для пользователей форм-фактора, например очков в толстой оправе. Задача состоит в том, чтобы создать технологию, которая позволит сделать устройство небольшим.
Планы компании можно было бы назвать утопическими, но над ними работают 10 000 сотрудников, то есть почти пятая часть всех сотрудников по всему миру. И Facebook в этом не одинок. В прошлогоднем отчете PwC прогнозировалось, что к 2030 году почти 23,5 миллиона рабочих мест по всему миру будут использовать AR и VR для обучения, рабочих встреч или для улучшения обслуживания клиентов. Согласно отчету ABI Research, рынок виртуальной реальности будет расти со средним годовым темпом 45,7%, превысив в $24,5 млрд к 2024 году. Сегмент корпоративных услуг, завязанных на VR, вырастет до $4,26 млрд к 2023 году, прогнозирует ARtillery Intelligence. Уже к 2030 году весь рынок VR и AR достигнет $1,5 трлн. Но для чего его используют корпорации?
VR для обучения общению с клиентами
Международная компания H&R Block, которая занимается налоговым консультированием, использует VR для обучения персонала. В какой-то момент компания заметила, что сотрудники испытывают сложности с межличностным общением даже после прохождения тренинга. Для такой корпорации это была проблема — ежегодно она нанимает около 5000 сотрудников колл-центров, которые должны отвечать на эмоциональные и часто негативные претензии клиентов. У большинства новичков нет времени на подготовку и большая их часть сталкивается со стрессовой ситуацией в первый же день выхода на работу.
Чтобы справиться с таким давлением, им нужно развивать эмпатию, умение слушать и работать в режиме экстренной ситуации. Кроме того, они должны быстро ухватить суть проблемы и справиться с ее решением. «По сути, наши сотрудники делали все, что мы хотели, но во взаимодействии с клиентами чего-то не хватало. Человеческой связи было недостаточно, поэтому мы сделали приоритетной задачей наших тренингов развитие сочувствия и понимание клиентов», — объясняет директор по обучению и развитию H&R Block Ким Йорнс.
Чтобы помочь своим новым сотрудникам развить важные навыки межличностного общения и обеспечить позитивный опыт работы с клиентами, H&R Block начала внедрять в обучение смоделированную виртуальную реальность. В ходе тренингов сотрудники использовали VR-гарнитуру, подключенную к ноутбуку. В ходе тренировки у них была задача отыграть разговор с проблемным клиентом. Разница была в том, что сотрудник видел цифровой аватар клиента, который реагировал на реплики в режиме реального времени. Так сотрудники могли получить опыт общения с недовольными пользователями, не ставя под угрозу реальные деловые отношения.
H&R Block считает, что VR уже доказала свою эффективность. За время внедрения технологии, 70% специалистов колл-центров предпочли новую VR-программу традиционным тренингам, при этом большая часть опрошенных отметили значительное улучшение переговорных навыков. Компания также отметила снижение числа недовольных клиентов на 50%, а также сокращение времени обработки жалоб клиентов на 9,9%.
VR для адаптации сотрудников
Инвестиционная компания Fidelity Investments внедрила виртуальную реальность в процесс удаленной адаптации сотрудников. Компания надеется, что благодаря геймификации сотрудники начнут более активно взаимодействовать друг с другом, если исчезнет такой барьер, как физические границы.
Пилотную программу проводит Центр прикладных технологий Fidelity. Он предоставил более чем 140 сотрудникам для их удаленной адаптации гарнитуры виртуальной реальности, широко используемое для киберспорта, чтобы заменить традиционную программу личного обучения Fidelity.
С помощью гарнитур сотрудники попадают в полностью смоделированную виртуальную реальность, где могут взаимодействовать с аватарами других сотрудников. В игровом формате сотрудники могут поупражняться в презентации проектов перед друг другом, сыграть в игры или участвовать в разговорах сотрудников из разных стран.
В рамках эксперимента сотрудникам также дали возможность смоделировать процесс выхода на пенсию с подсказками, на каком этапе они сейчас находятся и что нужно сделать для безболезненного перехода к спокойной и обеспеченной старости.
«Пилотная программа виртуальной реальности была практическим способом решения насущных проблем», — сказал Адам Шуэла, глава отдела новых технологий Fidelity. «Гарнитуры виртуальной реальности позволили сотрудникам наладить более тесные связи между командами, чем если бы обучение проводилось исключительно в виде видеозвонка».
Пандемия коронавируса только ускорила процесс внедрения виртуальной реальности. С учетом волатильности рынка и непредсказуемой ситуации, компании стали быстрее адаптироваться к технологическим реалиям, говорят в компании. По словам представителя компании, опыт внедрения виртуальной реальности может быть масштабирован для программ адаптации всех новых сотрудников.
VR для совещаний и обучения soft-skills