Можно рассчитывать, что по мере цифровизации сельского хозяйства появятся и другие возможности для заработка и экономии средств. Продавцы семян, средств для подкормки, пестицидов и оборудования сыграли важнейшую роль в создании информационной экосистемы за счет своей тесной связи с фермерами, наличия необходимых знаний в области агрономии, а также благодаря своему опыту внедрения инноваций. Например, крупнейший поставщик удобрений в мире сегодня предлагает не только удобряющие вещества, но и программное обеспечение для анализа данных с полей, которое помогает фермерам принимать решения о том, где и в каком количестве вносить удобрения. В то же время крупный производитель сельскохозяйственного оборудования разрабатывает средства точного управления на основе спутниковых снимков, а также решения для связи между машинами, способные повысить эффективность полевой техники.
Помимо всего прочего, передовые технологии связи приоткрывают дверь для новых участников рынка. К примеру, телекоммуникационным компаниям и поставщикам сетей LPWAN отводится важная роль в развертывании инфраструктуры связи, без которой цифровизация сельского хозяйства попросту невозможна. В сотрудничестве с государственными органами и другими игроками аграрного рынка они могли бы разработать общественные или частные сельские сети и дополнительно заработать.
Среди новых игроков в сельском хозяйстве можно выделить агротехнические компании. Они предлагают фермерам на основе технологий инновационные продукты, предназначенные для оптимизации процесса принятия решений и, соответственно, повышения урожайности и прибыли. Такие компании могут предлагать решения и ценовые модели, которые снизят возможные риски для фермеров (например, модель подписки, исключающую бремя первичного инвестирования и предусматривающую возможность отказа от участия в любой момент), а также для ускоренного внедрения предлагаемых продуктов. Например, одна итальянская агротехническая компания поставляет винодельням решения по мониторингу уровня полива и защите посевов на сезонной основе с фиксированной оплатой за единицу площади, притом в стоимость входит установка оборудования, сбор и анализ данных, а также содействие принятию решений. Агротехнические компании могли бы разрабатывать решения в сотрудничестве с фермерскими хозяйствами.
К сожалению, многое из описанного в настоящее время нереализуемо, поскольку далеко не везде в сельской местности развернуты высокоскоростные широкополосные сети. Все это может стать реальностью, но для этого потребуются инвестиции, и мы выделили три основных возможных источника финансирования:
- Развертывание за счет телеком-операторов. Несмотря на традиционно низкую рентабельность широкополосных сетей в сельской местности, телекоммуникационные компании выиграли бы от резкого роста спроса на широкополосные подключения в случае перехода фермеров на передовые приложения и интегрированные решения.
- Развертывание за счет поставщиков. Поставщики сельскохозяйственного оборудования и материалов обладают необходимыми знаниями об отрасли и имеют необходимые связи. Они могли бы стать лидерами по инвестициям в развитие сетей связи. Вместе с операторами телекоммуникационных сетей и/или сетей LPWAN они могли бы развивать системы связи в сельской местности, а затем предлагать фермерам бизнес-модели, объединяющие технологии связи, поддержку продуктов и принятие решений.
- Развертывание за счет фермеров. Владельцы фермерских хозяйств (сами по себе или в сотрудничестве с операторами телекоммуникационных сетей и/или сетей LPWAN, также могли бы направить инвестиции в эту область. Для этого им придется научиться собирать и анализировать данные на местах без участия третьих лиц, что само по себе не является простой задачей, но позволит фермерам получить больший контроль над данными.
Что нужно сделать
Какая бы из групп не решила направить необходимые инвестиции на развитие технологий связи в сельском хозяйстве, в одиночку здесь не справиться: для решения описанных выше задач всем основным участникам отрасли придется действовать сообща. Кроме того, участникам рынка, ориентированным на внедрение технологий связи в секторе сельского хозяйства, предстоит разобраться со множеством нюансов в самых разных областях, начиная от тонкостей сельскохозяйственных работ и углубленной аналитики данных и заканчивая умением предлагать решения, поддерживающие простую и бесшовную интеграцию с другими платформами в смежных секторах промышленности. Например, необходимо предусмотреть беспроблемную передачу данных от автоматизированных тракторов на компьютер, контролирующий устройства полива, которые, в свою очередь, должны уметь использовать данные метеостанции для корректировки плана полива.
Надо отметить, что лидеры в области коннективности уже начали использовать подобные возможности внутри своих компаний. Из соображений конфиденциальности и обеспечения конкурентоспособности все стараются держать данные о своих операциях при себе. Кроме того, так эти данные проще анализировать и использовать для лучшего удовлетворения потребностей клиента.
Однако надо понимать, что развитие новых возможностей – это только начало. Игроки сельскохозяйственного рынка, которые смогут начать сотрудничество с операторами телекоммуникационных сетей или сетей LPWAN, получат серьезное преимущество в новой экосистеме подключенного сельского хозяйства. Они смогут получить необходимое оборудование на более выгодных условиях, также им будет проще установить отношения с фермерами, когда подключенность станет стратегическим преимуществом. Поставщики оборудования и материалов могут таким образом оказаться в центре гонки за коннективность, и если они первыми успеют вовремя заключить необходимые соглашения о сотрудничестве, то смогут взаимодействовать с фермерами напрямую – без участия дистрибьюторов. С другой стороны, если победят дистрибьюторы, они смогут объединиться в цепочке добавленной стоимости и остаться важными посредниками, более близкими к нуждам фермеров.
Государственный сектор также может, в определенной степени, сделать развитие широкополосных сетей более рентабельным (в особенности в том, что касается сельской местности). Так, например, в Германии и Корее правительство прикладывает немало усилий, чтобы повысить привлекательность развития сетей: в ход идут различные субсидии и налоговые льготы для телеком-операторов. Другие регионы могут воспользоваться этой опробованной моделью и предложить провайдерам и агротехническим компаниям гарантии в отношении сферы предоставления услуг, тем самым ускорив разработку соответствующих технологий. Кроме того, можно рассчитывать на аналогичный эффект после ввода в эксплуатацию низкоорбитальных спутников связи.
Источник / Перевод В.Макогоненко