В отрасли «Транспорт и логистика» в России происходит быстрая цифровая трансформация – половина опрошенных компаний оценивают темп трансформации отрасли как высокий или очень высокий. В отрасли созданы и действуют цифровые платформы: продажа пассажирских билетов (например, aviasales.ru), грузовых перевозок (например, Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» РЖД), агрегаторы такси (например, Яндекс.Такси) и др., отмечается в исследовании.
При этом аналитики констатируют большой разрыв между участниками – многие компании уже запустили цифровые трансформации, но часть игроков только приступает к ним. К реализации стратегий цифровых трансформаций уже приступили 55% компаний отрасли, 80% компаний — частично или полностью переходят на новые бизнес-модели, основывающиеся на цифровых технологиях.
Уровень цифровой готовности компаний значительно варьируется внутри секторов отрасли. Так, в секторе городской мобильности цифровизация компаний такси обгоняет цифровизацию других видов транспорта. Поэтому при выборе мер стимулирования, необходимо будет дифференцировать их на уровне подсекторов отрасли.
Наибольшего прогресса в цифровизации компании отрасли добились во взаимодействии с потребителями, на втором месте– операционная деятельность, а на последнем третьем месте – цифровизация поддерживающих функций (HR, Закупки и Финансы).
При создании базисов цифровизации компании больше всего продвинулись в организационных мерах — назначение CDO, создание офисов цифровизации, обучение персонала, внедрение практик работы agile и т.п.. Сравнительно отстают цифровая инфраструктура и система управления цифровой трансформацией. При этом, готовность базисов цифровизации в компаниях отрасли выше уровня цифровизации ключевых сфер их деятельности. Таким образом, их главной задачей является переход от организации работы к практической деятельности. В первую очередь необходимо стимулировать внедрение в компаниях конкретных решений (юзкейсов), заключают аналитики.
Факторы готовности