Page ID: 1507
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

Много платформ, но мало специалистов - Strategy Partners оценили возможности цифровизации российского транспорта и логистики

Фото: East News

В России есть базовые предпосылки для ускорения цифровой трансформации транспорта и логистики, которая приведет к повышению конкурентоспособности компаний и отрасли, считают аналитики Strategy Partners, представившие отчет по результатам исследования «Готовность к цифровой трансформации отрасли «Транспорт и логистика».

Аналитики оценили текущее состояние цифровой трансформации отрасли, определили ключевые факторы, по которым можно провести оценку готовности отрасли и представили профиль цифровизации в целом и по разным сегментам отрасли, оценив их готовность к цифровизации в разрезе этих факторов и основные барьеры.

 

Курс на Канаду

Из взятых в анализ 44 стран мира, уровень конкурентоспособности российской отрасли транспорта и логистики оказался самым низким (2,75 из 5 — согласно исследованию Всемирного банка «Logistics Performance Index 2018». Не на лидирующих позициях наша страна и по уровню развития цифровой инфраструктуры. «Россия находится существенно ниже средней линии эффективности транспорта и логистики», заключают аналитики и приводят в пример Канаду, как страну, наиболее сравнимую с Россией по природно-климатическим условиям.

Сравнивая Россию с другими странами, аналитики указывают, что наша страна отстает от многих стран по размеру IT-сектора (1,8% ВВП, в США — 3,1%, в среднем по миру — 2,6%). Отмечается также крайне низкая активность стартапов в области «Транспорт и логистика» – 1 стартап на 1 млн населения. При выборе мер стимулирования цифровизации отрасли необходимо предусмотреть меры поддержки стартапов — например, создание отраслевых инкубаторов, советуют аналитики Strategy Partners.

Отстаем мы и по доле IT-специалистов среди занятых. В России она составляет 2,2%, в США – 4,1%. Причем, среди молодых специалистов этот разрыв не меньше, а больше. Доля выпускников ВУЗов по IT-специальностям в России составляет 7%, в США — 22%, в Канаде — 29%. Дефицит IT-специалистов в России будет нарастать, констатируют аналитики.

 

Цифровизация компаний

В отрасли «Транспорт и логистика» в России происходит быстрая цифровая трансформация – половина опрошенных компаний оценивают темп трансформации отрасли как высокий или очень высокий. В отрасли созданы и действуют цифровые платформы: продажа пассажирских билетов (например, aviasales.ru), грузовых перевозок (например, Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» РЖД), агрегаторы такси (например, Яндекс.Такси) и др., отмечается в исследовании.

При этом аналитики констатируют большой разрыв между участниками – многие компании уже запустили цифровые трансформации, но часть игроков только приступает к ним. К реализации стратегий цифровых трансформаций уже приступили 55% компаний отрасли, 80% компаний — частично или полностью переходят на новые бизнес-модели, основывающиеся на цифровых технологиях.

Уровень цифровой готовности компаний значительно варьируется внутри секторов отрасли. Так, в секторе городской мобильности цифровизация компаний такси обгоняет цифровизацию других видов транспорта. Поэтому при выборе мер стимулирования, необходимо будет дифференцировать их на уровне подсекторов отрасли.

Наибольшего прогресса в цифровизации компании отрасли добились во взаимодействии с потребителями, на втором месте– операционная деятельность, а на последнем третьем месте – цифровизация поддерживающих функций (HR, Закупки и Финансы).

При создании базисов цифровизации компании больше всего продвинулись в организационных мерах — назначение CDO, создание офисов цифровизации, обучение персонала, внедрение практик работы agile и т.п.. Сравнительно отстают цифровая инфраструктура и система управления цифровой трансформацией. При этом, готовность базисов цифровизации в компаниях отрасли выше уровня цифровизации ключевых сфер их деятельности. Таким образом, их главной задачей является переход от организации работы к практической деятельности. В первую очередь необходимо стимулировать внедрение в компаниях конкретных решений (юзкейсов), заключают аналитики.

 

Факторы готовности

Strategy Partners выделяет шесть факторов, которые показывают, насколько готова отрасль транспорта и логистики к цифровой трансформации. Это наличие в отрасли бизнес-моделей и онлайн-платформ, уровень цифровизации самих компаний в отрасли, наличие и развитость экосистемы поставщиков цифровых решений, открытость и доступность данных и возможности по обмену данными между участниками отрасли, развитость цифровой инфраструктуры – каналов связи, облачной инфраструктуры и т.д., и, наконец, наличие кадров и компетенций в области цифровизации.

Исходя из этого набора, наибольшую готовность к цифровой трансформации отрасль показывает по направлению бизнес-моделей и онлайн-платформ и развитости цифровой инфраструктуры – их оценили в 3,5 пункта из 5 возможных. Отрасль демонстрирует применение новых бизнес-моделей, в пассажирских перевозках работают платформы-агрегаторы, в грузовых перевозках они тоже появляются, пассажирские перевозки и почта широко используют цифровые каналы взаимодействия с потребителями. Аналитики отмечают высокий уровень проникновения ШПД и мобильной связи и достаточный уровень развития дата-центров, который не является сдерживающим фактором для внедрения цифровых решений.

Хуже всего дело обстоит с кадрами и компетенциями (1,5 из 5). В условиях общего дефицита «цифровых» кадров в России, отрасль предпочитает опираться на внешних технологических партнеров. Компании отрасли мало инвестируют в цифровое образование широкого круга сотрудников, отмечают аналитики.

Сравнительно менее развита и экосистема поставщиков цифровых решений. Доля IT-сектора в экономике не особо велика, активность стартапов находится на крайне низком уровне, нетрадиционные каналы финансирования недостаточное развиты, констатируют аналитики Strategy Partners.

 

Различие секторов
В разных секторах транспорта и логистики уровень готовности к цифровой трансформации сильно отличается // А.Астахова

Наибольшую цифровую готовность демонстрируют почта, курьерские услуги и железнодорожные перевозки. Причем почта и курьерские услуги опережают другие секторы в цифровизации взаимодействия с потребителями, а железнодорожные перевозки лидируют за счет создания базисов цифровой трансформации, говорится в исследовании.

Наименьшую цифровую готовность демонстрируют водные грузоперевозки. Компании этого сектора чаще других указывали на отсутствие цифровых стратегий и отсутствие спроса на цифровые продукты и показали самый низкий уровень цифровизации работы с потребителями и операций.

Грузовая логистика заметно отстает от пассажирских перевозок по уровню цифровизации. Это наблюдение в заочном опросе подтверждается сопоставлением странового индекса эффективности логистики и странового индекса цифровизации для России.

Меры по ускорению цифровизации «Транспорт и логистики» в первую очередь должны быть направлены на грузовые перевозки, считают аналитики Strategy Partners.

 

Барьеры

Нехватка цифровых кадров и компетенций 62% компаний указывают как основной барьер к цифровизации отрасли. Важнейшей мерой стимулирования цифровизации должно стать кратное увеличение числа студентов IT-специальностей, причем не только для отрасли «Транспорт и логистика», замечают аналитики

Финансирование цифровых трансформаций – второй по значимости барьер к цифровизации «Транспорта и логистики» — на него указывают 46% компаний отрасли. Все компании отметили, что используют для финансирования цифровой трансформации собственные средства, только четверть использует для этого банковские кредиты.

Только 7% использует для этого государственное проектное финансирование и 4% компаний привлекают венчурное финансирование. Таким образом, развитие механизмов альтернативного финансирования станет важной мерой государственной поддержки цифровизации отрасли, считают аналитики.

Еще одним значимым барьером к цифровой трансформации является зрелость экосистемы поставщиков цифровых решений. Большинство компаний отрасли предпочитает закупать IT-решения у внешних подрядчиков, а не разрабатывать собственные. Отрасль говорит о необходимости государственных мер в развитии поставщиков технологических решений – на это указали 24% компаний (4-5 мера поддержки по важности)

Барьером к цифровизации отрасли компании (43% от опрошенных) считают неэффективные стандарты и регулирование. А для железнодорожных перевозок этот барьер стал главным (его указали 83% компаний сектора). Почти половина (49%) компаний отрасли указали повышение эффективности отраслевого регулирования – самой востребованной мерой госполитики по ускорению цифровой трансформации.

Так, выполнение требований закона 223-ФЗ (регулирование закупок компаний с государственным участием) значительно затрудняет привлечение внешних партнеров для реализации инициатив цифровой трансформации.

Хотя в настоящее время цифровая инфраструктура в целом не является значимым барьером к цифровой трансформации в отрасли, 35% компаний указали развитие цифровой инфраструктуры как необходимую меру господдержки. Барьером для цифровой трансформации этот фактор называли только компании сектора городская мобильность (25% компаний) и грузовые автоперевозки (9% компаний). Аналитики отмечают, что передача данных по сетям мобильной связи может стать барьером к развитию транспорта и логистики в будущем.

Только 8% компаний упомянули фактор открытости и доступности данных, как барьер к цифровой трансформации – это компании из секторов железнодорожных перевозок и грузовых автоперевозок. Тем не менее, 24% компаний упомянули открытость отраслевых данных как одну из необходимых мер госполитики.

 
Технологии цифровизации

Среди наиболее освоенных российскими компаниями отрасли «Транспорт и логистика» технологий аналитики Strategy Partners называют облачные технологии — 53% компаний широко используют их и масштабируют проекты на их основе, еще 30% — делают пилоты. Технологии беспроводной связи, необходимые для реализации проектов Интернета вещей и трэкинга грузов с помощью RFID-меток, широко используют 50% компаний и 40% пилотируют проекты на их основе. 40% компаний широко используют аналитику больших данных, 38% — социальные сети.

Технологии искусственного интеллекта широко используют 17% компаний и 43% реализуют пилотные проекты. Тем не мене, аналитики Strategy Partners относят эту технологию к числу все еще осваиваемых отраслью. К ним же относятся интернет вещей (20% широко используют и 30% — пилотируют), автоматизация разгрузки и сортировки (10% и 37%, соответственно) и цифровое проектирование (17% и 20%).

Массовое пилотирование, но малое число широких внедрений в отрасли отличают такие технологии как роботы (37% компаний пилотируют и 10% широко внедряют эту технологию), дополненная и виртуальная реальность (30% и 7%, соответственно), беспилотные транспортные средства (38% и 3%) и системы распределенного реестра, или блокчейн (37% и 3%).

Среди изучаемых компаниями технологий находятся новые материалы (23% пилотируют проекты на их основе), мобильная связь 5G (3% внедряют ее), 3D-печать и квантовые технологии пилотируют 7% компаний.

Олег Сальманов