В краткосрочной перспективе на международную торговлю и логистику самое существенное влияние окажут технологии электронной торговли, цифровых платежей, облачных вычислений, интернета вещей (IoT), цифровых услуг, электронных документов и связи 5G.
Датчики присмотрят за грузами
Интернет вещей давно применяются в логистике. С помощью IoT и телематики транспортные компании отслеживают передвижение транспорта, определяют опасные маневры водителей, контролируют расход топлива (это – основная статья затрат автопарков) и техническое состояние узлов машин. Бортовые устройства автомобилей несколько раз в минуту собирают и отправляют эти данные в транспортную компанию.
Интернет вещей способен решить три ключевые проблемы международной торговли, считают авторы отчета Mapping TradeTech.
Во-первых, он улучшит качество отслеживания грузов с помощью датчиков, работающих в энергоэффективных сетях дальнего действия (LPWAN). К таким сетям относятся как сотовые сети, поддерживающие технологию NB-IoT, так и специализированные сети, такие как LoraWAN и SigFox. Устройства помогут проследить весь путь товара от склада до конечного пункта, даже в другой стране. Датчики, прикрепленные к паллетам на складе, помогут спрогнозировать остатки товара в конечной точке (склад логистической компании, ритейлера, поставщика и т.д.) и, например, оповестить ответственных сотрудников о грозящем дефиците.
Вторая проблема, которую поможет решить интернет вещей, это мониторинг качества доставки продукции. Сейчас отправители далеко не всегда располагают данными об условиях хранения товара по пути его следования. Для поставщиков скоропортящихся продуктов питания (экзотические фрукты, морские и мясные деликатесы) и медикаментов эта информация критична. IoT-датчики смогут даже без подключения к сети непрерывно контролировать такие параметры как температура или уровень влажности к привязке ко времени и/или географическим координатам на пути до конечной точки. А как только оборудование выйдет на связь, данные будут переданы по всей цепочке поставок. Непрерывный контроль также позволит спрогнозировать точное время доставки груза в случае непредвиденных ситуаций, выявить виновных в порче товара из-за нарушений условий хранения и аргументировано привлечь их к ответственности. Менеджеры транспортных компаний смогут проанализировать исторические данные, чтобы попытаться устранить «узкие места».
Наконец, третья проблема, решаемая с помощью IoT — это мониторинг экономической безопасности. IoT-устройства не предотвратят кражу или другие нарушения, но они смогут сообщить место и время инцидента. Если фуру и подключенные к IoT-контейнеры угнали, то местоположение злоумышленников можно будет отследить дистанционно.
В России компании отрасли уже давно внедряют транспортную телематику для отслеживания перемещения автотранспорта и расходования топлива. «Транспортная телематика помогает клиенту-грузовладельцу отслеживать местонахождение груза и менять пункт назначения», – рассказал Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК.
Внедрение IoT-датчиков — следующий логичный шаг в развитии этих систем. Так, среди внедряющих IoT-решения российских ритейлеров 45% смогли снизить расходы и 20% — увеличить доходы, говорится в исследовании «IoT-индекс в России», проведенном «МегаФоном» совместно с агентством Kantar. В отрасли логистики сократили расходы 34% компаний, внедряющих IoT-решения, а доходы смогли повысить 15%.
Решения в области IoT-навигации позволяют отслеживать температуру перевозки продуктов и время в пути, чтобы товар попал на полку в наилучшем качестве. С появлением международной стандартизации российские IoT-операторы смогут при отслеживании грузов обмениваться информацией с международными IoT-операторами и предоставлять ритейл-клиентам единый сервис, рассказали в пресс-службе «МегаФона».
Некоторые компании для мониторинга движения грузов создают мобильные приложения. Приложение получает данные от смартфонов сотрудников, датчиков на грузе, инфраструктуры складов и предприятий.
К примеру, разработчики приложения Truckl облегчили работу водителям, избавив их от ручного заполнения многих документов. Дальнобойщики могут просканировать сопроводительные документы, которые приложение за считанные секунды превратит в PDF-файлы, сфотографировать внешний вид отправления и т.д. Внесенные водителями данные передаются участникам цепочки поставок. В итоге повышается качество обслуживания и осведомленность участников сделки.
Связь нового поколения в основе цифровизации