Page ID: 7652
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Лидеры

Как цифровая платформа управления регионом помогает решать проблемы Мурманской области

В Мурманской области внедрены несколько важных цифровых продуктов для повышения эффективности управления регионом и взаимодействия с жителями. В частности, это портал «Наш Север» и Центр управления регионом на базе Единой цифровой платформы управления регионом Росатома. Об этом cdo2day.ru рассказал Сергей Кучин, коммерческий директор компании «Русатом Инфраструктурные решения», входящей в госкорпорацию «Росатом».

– Расскажите, пожалуйста, как происходило внедрение цифровых решений в Мурманской области?

В ходе конкурсных процедур «Русатом Инфраструктурные решения» стал победителем по реализации проекта Единой цифровой платформы управления регионом в Мурманской области. ЦУР в Мурманской области создавалась как инструмент качественного принятия управленческих решений, охватывая большое количество исполнителей – от высших руководителей региона до специалистов на местах.

Непосредственным заказчиком ЦУР в Мурманской области стал губернатор региона Андрей Чибис. Он знал о наших компетенциях еще по работе в качестве замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Губернатор был максимально вовлечен в процесс развертывания платформы, подключал к этому заместителей и других ответственных лиц. Участие первого лица в подобных масштабных проектах очень важно. Платформа работает в Мурманской области с 10 ноября 2020 года.

Единая цифровая платформа управления регионом предназначена для сбора, хранения и аналитики данных/процессов по любым направлениям деятельности региона или города.

Система состоит из пяти крупных компонентов:

  • единого хранилища данных;
  • многоуровневой цифровой панели управления регионом;
  • постановке и контроль исполнения задач и поручений, управление проектами;
  • конструктора форм сбора информации;
  • системы для управления бизнес-процессами.

– Каков функционал платформы?

– Проще всего объяснить это на примере ЖКХ.

Так, в ЦУР входит система мониторинга уборки территорий. Этот компонент позволяет контролировать работу каждой единицы коммунальной техники. Операторы отслеживают маршруты уборочного транспорта, прогресс уборки и выполнения планов, реагируют на возникающие инциденты. Система накапливает данные по нагрузке на коммунальную технику и сотрудников, а затем формирует планы работы так, чтобы процесс уборки со временем становился более качественным.

Повысить уровень сервиса возможно в том числе и благодаря исключению из процессов недобросовестных подрядчиков и сотрудников, оперативной обработке претензий и т.д. Например, администрации городов Мурманской области анализируют качество услуг и их соответствие соглашениям и договорам с подрядчиками. Благодаря пристальному контролю муниципалитеты обоснованно и с доказательствами выставляют провинившимся подрядчикам претензии финансового характера. Такой подход мотивирует исполнителей на оказание более качественных услуг.

Кстати, претензии по работе подрядчиков сферы ЖКХ поступают как от сотрудников городских администраций, так и от граждан. В регионе есть сервисы для взаимодействия с населением. Это – дополнительный ресурс для муниципалитетов в оперативном устранении проблем.

Совокупность мониторинга со стороны операторов и обратной связи от населения способна значительно улучшить качество работ. 

Платформа кроме благоустройства, ЖКХ также охватывает такие направления, как финансы администраций населённых пунктов Мурманской области и региона, экономическое развитие региона, содержание дорог, медицину, транспорт, строительство и т.д.

– Какие возможности дает платформа сотрудникам администраций населенных пунктов и правительству Мурманской области?

 – Администрации муниципалитетов и региональные министерства и ведомства используют не только ЦУР, но и региональный информационный портал Мурманской области «Наш Север».

Портал «Наш Север» создан в августе 2019 года для улучшения качества жизни населения. То есть, жители пишут обращения с указанием актуальных проблем, а ответственные лица оперативно на них реагируют. Они могут держать связь через соответствующую форму в разделе народного контроля. Граждане выбирают нужную из 60 тем для обращений (медицина, образование, ритейл, благоустройство, коронавирус, транспорт, проблемы в сфере ЖКХ и т.д.), могут отправить сообщения с обозначением проблемы или же инициируют активности (строительство объектов, обсуждение проектов по развитию территорий). 

ЦУР и «Наш Север» – это два разных продукта, при этом в определенной мере интегрированных между собой. Жители Мурманской области могут выбирать удобный канал взаимодействия   руководством муниципалитетов и региона. ЦУР позволяет собирать информацию из различных источников: «Наш север», элементов создаваемой федеральной платформы обратной связи (ПОС), записи в социальных сетях – Instagram, ВКонтакте, FaceBook.

Сотрудники администраций и правительства региона используют удобные инструменты для реагирования на обращения граждан. В личном кабинете исполнителей ведется статистика по тематике обращений. Поручения для реагирования на письма населения даются прямо в платформе.

Администраторы вправе перенаправлять запросы исполнителям – конкретному ведомству, отвечающему за решение проблемы, контролировать исполнение заявки, отвечать гражданину прямо из платформы в социальные сети и т.д. Некоторые обращения направляются в аппарат губернатора. Тот, в свою очередь, может дать поручение своему заместителю или главе профильному департаменту.

Работу ответственных лиц можно оценивать с помощью механизма контроля исполнения поручений. Помогает в этом мобильное приложение, через которое удобно оперативно администрировать все этапы поручения: контроль, исполнение, ответы обращения и т.д.

– Иными словами, с помощью цифры проблемы решаются быстрее?

Верно. Большая цепочка согласований, подписания документов и бумаг сменилась на «клик» в окне веб-интерфейса. Необходимое согласование теперь происходит в электронном виде, например, через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Поэтому время от запроса до принятия решения сокращается до нескольких минут.

Например, ранее обращение гражданина на платформу подразумевает предоставление какой-то информации. В традиционном формате эта заявка шла в работу соответствующим специалистам, готовился ответ, согласовывался, подписывался, направлялся заявителю. В новом формате ответ может формироваться непосредственно в системе, а заявитель получит его практически в онлайне.

Близким ЦУРу решением является платформа «Умный город». Например, в городе Саров (Нижегородская область) с населением 90 тыс. человек администрация оцифровала несколько десятков сервисов. В первый год работы системы экономия за счет оптимизации рабочих процессов достигла около 90 млн рублей.

– Возможно ли с помощью внедренных решений оценивать KPI исполнителей?

– Действительно, в рамках ЦУР реализованы системы: исполнения поручений и рейтингования исполнителей – конкретных лиц, органов власти, подразделений регионального правительства. Для руководителей созданы персональные рейтинги. На цифровую оценку влияют качество и сроки исполнения поручений, объем неисполненных поручений и т.д. Это хороший внутренний инструмент, с помощью которого губернатор или руководитель регионального ведомства может создать конкурентную среду внутри правительства и стимулировать лиц, принимающих решения, работать более качественно. Разумеется, это служебный функционал. Жители могут оценивать работу городских и региональных служб не только с помощью ЦУР, но и «Нашего Севера». Такой функционал доступен в публичной части этих систем.

– Какие еще источники данных, кроме обращений жителей, использует ЦУР?

– Платформа черпает данные из региональных и муниципальных информационных систем (ИС) Мурманской области, документов, отчетов, реестров и т.д.

Задача Единой платформы ЦУР состоит в том, чтобы максимально автоматизировать процесс сбора информации. Когда автоматическая подгрузка данных невозможна, то рассматриваются варианты создания новой информационной системы за разумные средства и в разумные сроки.

Отмечу, что в любом, (даже самом высокотехнологичном) регионе есть источники данных вне информационных систем. Ведь ИТ-системы писались в разное время и на разных стеках технологий. Поэтому и степень актуальности у таких решений разная. До сих пор имеет место работа с данными в  формате электронных таблиц.

В таком случае информация для ЦУР пополняется либо вручную, после верификации данных ответственными специалистами, либо автоматически берется из электронных таблиц.

Единая цифровая платформа позволяет интегрировать любые ИС, а вот сложность этого процесса зависит от качества ИС. Если нет API, то мы можем их разработать. В других случаях мы можем создать простые инструменты ручного ввода, парсить ИС, создать некоторые конвертеры для перевода информации из одного формата в другой. В крайнем случае мы настраиваем формы ввода данных, чтобы специалистам было удобнее вносить информацию, а ошибок при этом было меньше.

Мы также планируем подключение новых источников данных. Ведь совокупность объективной и актуальной информации дает возможность составить полную картину происходящего, системно и качественно анализировать различные сферы жизни региона, находить зависимости (в том числе – неявные) одного функционального направления от другой.

– Может ли платформа предугадывать потребности жителей Мурманской области?

– Любой прогноз возможен только при наличии некой исходной информации. Чем больше этой информации – тем точнее будет прогноз. Любая информационная система в процессе сбора множества данных из различных источников становится ценнее. Чем больше период накопления информации, тем качественнее можно экстраполировать цифры и прогнозировать какие-то события.

Более качественный прогноз построит система, связывающая различные данные между собой и выстраивающая какие-то зависимости. Как раз Единая цифровая платформа управления регионом относится к числу таких систем: она способна интегрировать множество источников данных, прогнозировать развитие событий и помогать в принятии управленческих решений. Аналитики и руководители благодаря ЦУРу смотрят тематику обращений, оценивают развитие ситуации и развитие событий.

Какой функционал появится у платформы в ближайшее время?

– Мы планируем расширить количество источников для сбора информации. В ближайшее время предполагается включение в ЦУР новых источников по таким сегментам, как безопасность и инвестиции.

Намечается и развитие аналитических систем в составе ЦУРа. Они нужны для расширения инструментария для аналитиков на местах. В век цифровизации любая администрация муниципалитета наращивает digital-компетенции, появляются аналитики, которые учатся или уже качественно работают с этими данными, чтобы ответственные за принятие решений лица получили максимально полную и ясную картину ситуации.

– Может ли ЦУР стать федеральной системой?

– За создание федерального ЦУР отвечает Минцифры России и АНО «Диалог». Но наше желание как коммерческой организации – максимально увеличить свое присутствие в регионах. Уже достигнуты договоренности и подписаны контракты по созданию подобных ЦУРу и ИТ-систем со схожим функционалом в других регионах. Мы заинтересованы в том, чтобы функционал и возможности ЦУР использовалось максимально широко и эффективно и в других регионах России.

СПРАВКА

АНО «Диалог» – российский межведомственный центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций и оператор цифрового диалога между властью и обществом. Цель организации — объединение технологических и управленческих решений в цифровой среде для ускорения решения вопросов, с которыми люди обращаются в органы власти. «Русатом инфраструктурные решения» выступает в качестве технологического партнера ЦУР.

Беседовал Виталий Мосеев