CDO2DAY
Page ID: 576
Is Industry:
Is Category:
Query IDs: 89536
Field 1:
Field 2:
Field 3:

14-16 июля 2022 в Мурманске стартует Форум «Умный город: Новые вызовы»

Организаторы форума – Минстрой России и Правительство Мурманской области.

Подробнее
Цифровой анализ

Интернет заручился поддержкой коронавируса

Фото: Unsplash

Пандемия коронавируса оказала скорее позитивное влияние на индустрию интернет-развлечений — рынок онлайн-игр, стриминга и интернет-рекламы только выиграли от ограничений

«Нам нечего бояться», — такой был смысл послания СЕО Cineworld (второго крупнейшего оператора кинотеатров в мире) Муки Грейдингера в разговоре с сотрудниками. Он утверждал, что компания, возможно, пересмотрит политику арендных платежей (около $50 млн в месяц) на время коронавирусных ограничений и не будет платить полную стоимость в ряде стран. В Польше, например, Cineworld отказалась платить вообще, пока кинотеатры снова не заработают. Грейдингер надеялся, что пандемия закончится через 4-5 месяцев и премьеры фильмов, которые были отложены, выйдут скопом и отобьют весенние потери. «У компании прочный фундамент и она готова к худшему», — бравировал он в марте 2020 года. 

Прогноз Грейдингера не оправдался — компанию в буквальном смысле «убил Джеймс Бонд», как выразился один из сотрудников. После переноса ряда премьер на 2021 год, включая премьеру одного из самых ожидаемых фильмов «бондианы» «Не время умирать», уже в октябре Cineworld закрыла более 700 кинотеатров по всему миру и оставила без работы свыше 5000 сотрудников. Решение тут же отразилось на котировках Cineworld, которые обвалились на 60%.

Российские кинотеатры также ощутили на себе влияние пандемии. После 2019 года, когда совокупные сборы достигли рекордных $852 млн, в 2020 году PwC прогнозирует падение на 44,3%, до $474,5 млн. Полное же восстановление кинопрокатной индустрии аналитики ждут не раньше 2022 года.

«Большинство медиаиндустрий и компаний в сфере развлечений сильно пострадали за время ограничительных мер», — говорит партнер и лидер практики медиа и развлечений PwC в России Олег Малышев. Однако, как и любой кризис, пандемия открыла новые возможности для развития. Например, пишет Independent, Netflix удалось добавить за месяцы самоизоляции свыше 15 млн новых подписчиков по всему миру. А Disney выпустил премьеру фильма «Мулан» сразу на своем стриминговом сервисе Disney+. По тому же принципу идет Pixar, чей релиз фильма «Душа» также состоится на платформе Disney+.

У коронавируса, помимо стриминговых сервисов, оказалось много бенефициаров, говорится в обзоре PwC «Медиаиндустрия 2020–2024 гг.». Среди них, например,, интернет-реклама и видеоигры.

 

Игры с пандемией
Более 12 миллионов игроков Fortnite посмотрели концерт, который репер Трэвис Скотт дал прямо внутри игры // Travis Scott

Игровая индустрия сейчас насчитывает около 2 млрд игроков по всему миру. За время пандемии она привлекла не только традиционных игроков, но и крупные бренды, оставшиеся без традиционных рынков сбыта. Например, концерт рэпера Трэвиса Скотта внутри игры Fortnite собрал 12,3 млн игроков, а один из самых популярных музыкальных исполнителей в мире по версии Forbes — корейский бойзбенд BTS — провел в той же игре премьеру музыкального клипа.

Мировой рынок видеоигр и киберспорта в 2019 году составил $130,9 млрд. Согласно прогнозам PwC, к 2024 году он достигнет $179,1 млрд при среднегодовых темпах роста на 6,5%. Из них только на киберспорт приходился $1,1 млрд в 2019 году, доход вырастет до $2,3 млрд за прогнозируемый период.

Наибольший вклад в развитие рынка все еще вносят продажи физических носителей, по отчету PwC. Аналитики ожидают, что что к концу 2024 года 31,2% продаж консольных игр по-прежнему будет приходиться на диски, поскольку флагманские производители приставок —  Microsoft и Sony — заявили, что следующие поколения консолей будут поддерживать физические носители. В отличие от рынка консолей, на рынке игр для персональных компьютеров продажи физических копий составили только 3,4%, онлайн-продажи игр – 16,1%, а подавляющая доля выручки (80,5%) пришлась на микротранзакции и внутриигровые покупки.

Также набирает популярность подписная модель в сегменте-онлайн гейминга. Раньше концепция не могла развиться из-за низкой осведомленности пользователей и слабой технической базы, утверждает PwC, но с приходом на рынок крупных технологических компаний, вроде Google, Microsoft и Apple, процесс будет двигаться быстрее. В 2019 году рынок подписок на видеоигры составил  $18,5 млрд, согласно отчету McKinsey. Однако это все равно во много раз меньше, чем рынок free-to-play игр (формально бесплатный сегмент игр, где игроки могут за реальные деньги покупать игровую валюту, предметы или достижения) — объем этого рынка составляет $90 млрд.

Отечественный игровой рынок, чей объем уже сейчас превышает  $1,1 млрд, вырастет до $2,3 млрд уже к концу 2024 года. Сейчас он занимает 11-е место в мире и пятое в Европе,по мнению PwC. В стране насчитывается до 50 млн активных игроков в компьютерные и мобильные игры, а русский язык входит в тройку самых популярных языков на игровой площадке Steam с долей в 11%, уступая только английскому и китайскому.

Самым крупным сегментом рынка остаются казуальные и социальные игры, доля которых превышает 60%. Они разрабатываются преимущественно для смартфонов, лидером этого сегмента является компания с российскими корнями Playrix, в 2020 году ее продажи выросли на 60% — до $1,75 млрд. И сейчас это второй по величине разработчик игр в мире после китайской корпорации Tencent, по данным Bloomberg. Активная аудитория игр Playrix — порядка 180 млн ежемесячно.

Пандемия ускорила рост отечественного рынка,что следует из данных PwC. В апреле рост продаж цифровых копий игр в России вырос в 2,3 раза, по утверждению маркетплейс AliExpress. Рост отмечен также в сегменте внутриигровых покупок. По данным платежного сервиса «ЮMoney», за тот же период оборот платежей за покупки контента внутри игр был на 23% больше, чем в марте, а покупки самих игр – на 22%. 

Игровое подразделение Mail.ru MY.GAMES также отмечает увеличение количества регистраций новых и возврат старых пользователей на всех игровых платформах на 21%, однако ожидает, что до конца 2020 года динамика стабилизируется. 

 

Кино дома
Онлайн-кинотеатры за время пандемии стали одним из самых востребованных сервисов // East News

Рынок OTT-видео активно растет. По итогам прошлого года он достиг $46,4 млрд, показав рост в 21,5%. В 2020 году выручка онлайн-кинотеатров намного обгоняет общемировые сборы в кинотеатрах — $49,4 млрд  против $14,3 млрд. До 2024 года PwC ожидает роста рынка в среднем на 13,4% в год и его удвоения в объемах до $86,8 млрд.

Активный рост ОТТ-рынка аналитики PwC объясняют выходом на него крупных операторов платного ТВ. Сейчас, конечно, лидерами этого сегмента являются стриминговые сервисы Amazon и Netflix (один только Netflix тратит $12 млрд в год на производство 1500 часов оригинального контента), но на рынок постепенно выходят и другие игроки с большими бюджетами, вроде Disney, Apple, WarnerMedia и NBCUniversal, которые могут потеснить лидеров. Так, согласно опросу компании EDO, который цитирует PwC, с начала пандемии 29% подписчиков в США предпочитали Disney+, 21% – Hulu, в то время как у Netflix – 15%, а доля Apple TV+ составила меньше 10%.

Самым большим рынком ОТТ-видео является США. Если в 2019 году он достиг $18,2 млрд, то к 2024 эта сумма почти что удвоится, достигнув $30,9 млрд,по прогнозам PwC. Более быстрые темпы роста рынков Китая, Индии, Канады и Японии приведут к снижению доли США на глобальном рынке ОТТ-видео с 39,2% в 2019 до 35,6% к 2024. Самые высокие темпы роста демонстрирует китайский рынок — 15,9% в год, что позволит ему к 2024 году вырасти до $16,1 млрд.

Лидерами отечественного рынка остаются крупные российские игроки — кинотеатры ivi и Okko, на долю которых приходится около 40% рынка видеосервисов в целом —  23% и 15% по отдельности, по подсчетам TelecomDaily. В первую пятерку онлайн-видеосервисов также входят Megogo и принадлежащий «Ростелекому» Wink (по 7%). 5% рынка занимает «Амедиатека». Доля американского видеосервиса Netflix составила 4%.

Объем российского рынка OTT-видео по итогам 2019 года достиг  $222 млн. К 2024 году PwC ожидает роста до $711 млн при годовых темпах в 26,2%. Тогда Россия сможет войти в двадцатку крупнейших игроков. 

 

В мире — падение, в России — рост
Реклама переходит из офлайн-площадок в мобильный интернет // Е.Разумный/Ведомости/PhotoXPress

В 2019 году глобальный рынок интернет-рекламы вырос на 15,4% год к году и достиг $310,6 млрд. Крупнейшим сегментом и драйвером роста при этом стала реклама на мобильных устройствах, объем которой составил $185,1 млрд в прошлом году.

Динамика рынка мобильной рекламы напрямую отражает доминирующее положение мобильного интернета, по мнению PwC. Реклама на мобильных устройствах заняла 59,6% рынка, а, по прогнозам, к 2024 году этот показатель вырастет до 67%. В 2019 году жители 9 из 10 опрошенных стран 75% всего времени проводили в интернете с мобильных устройств, по отчету ComScore.

Однако, на дальнейшую динамику развития рынка безусловно повлияет ситуация с коронавирусными ограничениями. Из-за пандемии компании повсеместно сокращали и продолжают сокращать рекламные бюджеты. Из-за этого PwC ждет уменьшения мировых объемов рынка на 2,5% до $302,6 млрд. Абсолютно все его сегменты демонстрируют падение, за исключением мобильной рекламы, прирост которой в 2020 году составит 0,85%, то есть до $1,1 млрд. На нее приходится 30% от всего рынка. PwC ожидает, что к 2024 она вырастет до $1,9 млрд при средних темпах в 11,3%.

Другим важнейшим фактором на рынке рекламы станет принятый в Евросоюзе закон о персональных данных (GDPR). Он накладывает значительные ограничения на сбор и обработку персональных данных. Аналитики PwC считают, что это негативно скажется на всех игроках, которые полагались в своей работе на сторонние данные. Учитывая все вышесказанное, объем рынка интернет-рекламы может вырасти до $390,3 млрд к 2024 со среднем темпами роста в 4,7% ежегодно, по прогнозам PwC. 

Российский рынок интернет-рекламы — крупнейший в регионе центральной и восточной Европы. Он занимает около 50% от этого рынка. За 2019 год он достиг $3,75 млрд, что на 21% больше, чем годом ранее. В 2020 году, несмотря на пандемию, он, в отличие от мирового рынка, вырастет на 5%.

Российский рынок развивается благодаря высокому уровню проникновения интернета — за последние 5 лет количество интернет пользователей в России выросло на 5 млн домохозяйств и составило 33,3 млн. Это 65,1% от всего числа домохозяйств в России. При этом число абонентов мобильного интернета выросло еще значительнее — с 81,3 млн до 106,2 млн за тот же период. По уровню проникновения мобильный интернет в России близок к уровню западных стран и доступен почти всему взрослому населению страны.

Однако, в отличие от глобального рынка, где правит мобильный сегмент, в России доминирует рынок десктопной рекламы с долей в 69,1%. Она сохранит лидерство даже к 2024 году, хотя ее доля и упадет до 64%,по ожиданиям PwC. Сам же рынок интернет-рекламы растет стабильно высокими темпами за счет увеличивающегося числа новых абонентов. Сейчас, когда подключения, очевидно, достигли своего предела, темпы роста будут неизбежно замедляться.

Егор Сонин