Камни преткновения
Однако, судя по статистике, красноречивые кейсы впечатляют далеко не всех руководителей компаний и предприятий.
Согласно исследованию, которое провели Сбер, АНО «Цифровая экономика», Минпромторг России и Минэкономразвития России среди более чем 300 производственных предприятий, ИИ-решения внедряются только в 11% из них. При этом 46% вообще не собираются использовать искусственный интеллект на производстве в ближайшие четыре года.
Одна из причин такого положения дел, по мнению замглавы Минпромторга России Василия Шпака — отсутствие понятных метрик для оценки эффективности ИИ-решений. Из-за этого опытным директорам, которые много лет управляют производством с помощью классических инструментов, не всегда очевидно, зачем связываться с ИИ и машинным обучением.
«Не все руководители и собственники предприятий видят значительные экономические эффекты от внедрения искусственного интеллекта, поэтому создание метрик оценки эффективности ИИ-решений — один из ключевых вопросов, который позволит на одном языке разговаривать с нашей промышленностью», — подчеркнул В. Шпак, выступая на «Цифровой среде» портала CDO2Day, посвященной искусственному интеллекту.
Сбер разработал одну из универсальных систем оценки эффективности внедрения ИИ, включив в нее пять компонентов: качество решения, персонализация, скорость работы, экономическую эффективность и объективность. Сейчас эту методику оценивают в Минпромторге России.
В свою очередь компания «Цифра» разработала экономическую модель, которая показывает плюсы от внедрения ИИ-решений через финансовые метрики, в частности — снижение расходов и увеличение прибыли.
Юрий Чайников, сооснователь и директор по развитию RDL by red_mad_robot, считает, что никто, кроме представителя заказчика, не может оценить потенциал от внедрения ИИ-решений, а для такой оценки нужна соответствующая экспертиза.
«Построение модели того, как оценивать экономическую эффективность от внедрения решения, видится нам самым серьёзным барьером для повсеместного внедрения ИИ в промышленности», — говорит Чайников.
Еще одна серьезная проблема, замедляющая появление новых ИИ-решений на предприятиях — дефицит данных для машинного обучения. Каждая компания создает собственную базу данных и не может делиться ею с другими, поскольку отсутствует общая цифровая среда.
Традиционно многие сетуют (не без оснований) на дефицит специалистов по внедрению ИИ и отсутствие специальных центров для их подготовки. «Не хватает компетентных управленцев процессами цифровизации и внедрения ИИ», — посетовал во время онлайн-дискуссии на CDO2Day управляющий директор группы компаний «Цифра» Павел Растопшин.
Руководитель направления «Внутренние инновации» ПАО «КамАЗ» Евгений Чухонцев, в свою очередь, указал на нехватку квалифицированных кадров со стороны производства: «Люди не всегда корректно воспринимают новые решения для внедрения».
Но главной проблемой является неопределенность того, кто должен быть инициатором разработки и внедрения ИИ-решений — производства или программисты.
«Главный вопрос – кто должен давать эти технические задания для развития данного направления», — подчеркнул зам. главы Минпромторга России Василий Шпак.
Некоторые выводы
Итак, барьером на пути внедрения технологий искусственного интеллекта в промышленности является совокупность трех ключевых факторов. Первый из них — это нехватка квалифицированных кадров — специалистов, понимающих важность и необходимость применения ИИ-решений и умеющих ими пользоваться. Причем, как на стороне разработчиков (программисты, архитекторы), так и среди менеджмента промышленных предприятий (CDO, CDTO, инженеры).
Еще один барьер — устаревшая инфраструктура производств, которая не всегда может быть задействована в ИИ-решениях. Речь не только об оборудовании, но и об особенностях планирования цехов, наличии необходимых коммуникаций и т.д.
И третья проблема, которая выходит за рамки конкретных производств — нет единой политики обмена данными как среди предприятий, так и между разработчиками ИИ-решений. Каждая компания, по сути, самостоятельно проходит весь цикл внедрения цифровых решений на базе искусственного интеллекта, начиная от алгоритмов и заканчивая наработкой базы данных.
При этом стимулами для внедрения ИИ-решений, помимо субсидий и грантов от государства, вполне могут стать популяризация тех результатов, которые предприятия уже получили от внедрения ИИ-технологий, обмен кейсами как внутри отраслей, так и на международном уровне. В частности, для такого обмена в России создается Центр четвертой промышленной революции, базой для которого станет АНО “Цифровая экономика”.