CDO2DAY
Цифровой анализ

Год на автопилоте

Фото: «Яндекс»

Автономный транспорт за 2020 год стал одной из самых ожидаемых технологий, в том числе из-за пандемии коронавируса. Транспорт без водителей уже тестируется в разных странах мира, в том числе и без необходимости нахождения в кабине страховочного водителя. Участники российского рынка также тестируют свои технологии и ждут новых законов, которые упростят им выход на дороги общего пользования

За пять последних лет технологии автономного вождения для наземного транспорта показали стремительный рост, говорится в исследовании «Ростелекома», посвященном глобальным технологическим трендам. По итогам 2019 года технология занимает 11 место. Инвестиции в сегмент остаются высокими на протяжении двух лет подряд, что свидетельствует о его зрелости. 

В 2019 году глобальные инвестиции в автономное вождение составили $24,1 млрд. В 2020 году объем вложений составит $23,3 млрд. К 2023 году инвестиции в сегмент достигнут $37 млрд, подсчитали аналитики Research and Markets.

Тренд Autonomous vehicles показал стремительный рост за последние 5 лет // Ростелеком

«Если государства придут к взаимопониманию о том, кого считать виновником аварии – машину, человека или автозавод, появится четкая законодательная база, а риски удаленного взлома автопилота будут исключены, то к 2030 году объем рынка достигнет $60 млрд», – отмечается в исследовании Research and Markets. 

В количественном измерении рынок пока невелик – в 2020 году спрос составит примерно 6700 штук, говорится в исследовании Grand View Research. К концу 2030 года потребности в транспорте с автопилотом вырастут до 880 000 единиц, считают аналитики. 

На рынке самоуправляемых автомобилей сейчас работает более 40 компаний, подсчитали в CB Insight. 

Крупнейшие инвестиции в автономный транспорт в 2020 году

  1. Hyundai Motor и Aptiv объявили о создании Motional – совместного подразделения по созданию автопилота. Стороны планируют вложить в проект $4 млрд.
  2. Компания Waymo, принадлежащая холдингу Alphabet (материнской компании Google) провела первый раунд внешних инвестиций, получив около $3 млрд от инвесторов, в числе которых оказались Silver Lake, Canada Pension Plan Investment Board, Mubadala Investment Company, Magna International, Andreessen Horowitz и AutoNation.
  3. Amazon потратила $1,2 млрд на покупку стартапа Zoox. Инвестиции помогут Zoox создать парк самоуправляемых автомобилей, в том числе – и для автономной доставки заказов клиентов Amazon.
  4. Китайский сервис райдшеринга Didi Chuxing привлек от различных инвесторов $500 млн на создание сервиса такси без водителей.
  5. Toyota, второй по величине производитель автомобилей в мире, инвестировала $400 млн в стартап из Китая Pony.ai в обмен на 13% в его капитале. Сделка поможет Toyota выйти на рынок КНР.
  6. Uber инвестировал $400 млн в сделке по объединению своего беспилотного подразделения Uber ATG c компанией Aurora.

Кто и сколько инвестировал в системы автопилота, 2010-2020 гг. // The Bell
Как государства относятся к автономному транспорту 

Государства стали интенсивнее взаимодействовать с автопроизводителями и технологическими компаниями, совершенствуют отраслевую нормативную базу и способствуют инвестиционной привлекательности направления. Например, Россия занимает 26 место в рейтинге, отмечается в Индексе готовности использования автономного транспорта KPMG. 

За год Россия опустилась на четыре позиции в рейтинге готовности к внедрению автономных автомобилей // KPMG

Интерес государств к автономным машинам объясняется стремительной урбанизацией. 70% людей будет проживать в городах, подсчитали в ООН. Из-за этого в мегаполисах протяженность дорожных заторов вырастет в три раза, время на доставку грузов по городу – в 4 раза, объемы вредных выбросов от автомобильного топлива – в 5 раз, подсчитали в ООН. 

Если же большинство горожан будет использовать для передвижения автомобили с автопилотом (и притом – на электрических двигателях), то время на поездки по городу сократится на 33%, выбросы парниковых газов – на 67%. Кроме того, это упростит передвижение по городу для тех, у кого нет водительских прав, для детей и людей с ограниченными возможностями. 

Эксперты ждут и снижения смертности в ДТП. Почти 1,3 млн человек в мире погибает в авариях. В 94% инцидентов виноват человек: ошибки в управлении автомобилем, лихая езда, вождение в состоянии опьянения, использование смартфона). На устранение последствий ДТП и лечение участников аварий во всем мире ежегодно тратится порядка $500 млрд, подсчитали в ООН. Автопилот сможет за десять лет сохранить до полумиллиона жизней. 

Что из себя представляет самоуправляемый автомобиль

Самоуправляемый автомобиль – это машина под управлением технологий искусственного интеллекта. Автомобиль «видит» при помощи программного обеспечения и оборудования: датчиков, радаров и лидаров (лазерных радаров, которые определяют расстояние до препятствий и до других участников движения). Устройства постоянно общаются с друг другом, программное обеспечение оценивает дорожную ситуацию и метеоусловия, планирует оптимальные маршруты, помогает в контроле полос движения, парковке и торможении.
По степени автономности разделяют 5 уровней автопилотов. Автомобили с 4 и 5 уровнями автономности практически не будут требовать вмешательства человека в процесс вождения. Такой полноценный автопилот, по собственным заявлениям компании, уже тестирует Tesla.

Среди стран с более лояльным законодательством к самоуправляемым автомобилям – США и Китай. Правительства этих государств разрешили тестировать машины без водителя в салоне. 

К примеру, в США нет федерального закона, регламентирующего использование транспорта с автопилотом. Почти 40 из 50 штатов приняли собственные нормативные акты и разрешили использовать беспилотные автомобили. Некоторые штаты пошли дальше и разрешили эксперименты с транспортом без водителя, ограничив заезды только по погодным условиям и скорости. В штате Феникс, к примеру, в октябре 2020 года заработало роботакси Waymo (иначе – такси без водителя за рулем; такая формулировка не исключает, что на переднем пассажирском сидении может находится инженер компании и контролировать работу автопилота в нештатных ситуациях, – прим. ред.). В части локаций поездки роботакси Waymo происходят без инженера в салоне. В Сан-Франциско (Калифорния) пять компаний получили разрешение на тестирование транспорта без водителей за рулем (Cruise, Waymo, AutoX, Nuro и Zoox). 

Автономный автомобиль Waymo На дороге в Маунтейн Вью, Калифорния // Grendelkhan/WikiMedia

Китай упростил использование самоуправляемых автомобилей в мае 2018 года: Министерство транспорта разрешило тестировать транспорт без водителей по всей стране, а не только в некоторых мегаполисах. На конец декабря в стране работало три сервиса роботакси – Baidu (город Чанша), WeRide (в Гуанчжоу; с инженерами на борту) и AutoX (Шанхай и Шэньчжэнь).

В Европейском Союзе нет межгосударственных регулирующих правил. Компании Европы говорят о планах по запуску роботакси, но тестируют автомобили в США, Китае или Израиле. 

В России с 2018 года эксперименты проходили в Москве и Татарстане (в Иннополисе). А с марта 2020 года перечень территорий, где можно тестировать самоуправляемые автомобили, пополнился 11 регионами. Однако в машинах при тестировании автопилота обязательно должен находится водитель, поскольку закон «Об инновационных транспортных средствах» еще не принят. 

«Сейчас идет процесс подготовки комплексных изменений в законодательстве. Мы рассчитываем, что новые возможности для тестирования и применения технологии до принятия нормативных актов появятся в рамках экспериментальных правовых режимов и регуляторных песочниц. Это позволит государству и обществу накопить необходимый опыт применения и взаимодействия с технологией перед ее массовым внедрением», – отметил представитель «Яндекса».

Согласно дорожной карте, разработанной «Яндексом» и Сбербанком при участии «ГАЗа» и «КамАЗа», к началу 2023 года Россия должна быть полностью готова использовать на дорогах общего пользования самоуправляемые автомобили для перевозки людей и грузов без инженера-оператора в салоне. 

 

Гонка за автопилотом
Флот беспилотников «Яндекса» составляет около 160 автомобилей // «Яндекс»

Авторы дорожной карты, «Яндекс» и Сбербанк, на сегодня – пожалуй, крупнейшие участники российского рынка автономного транспорта. 

«Яндекс» развивает направление автономного транспорта с 2017 года. Автомобили компании тестируются на дорогах общего пользования с конца 2017 года. Только в 2019 году компания инвестировала в это направление 1,5 млрд рублей (по нынешнему курсу – $20 млн). В сентябре 2020 года «Яндекс» сообщил о планах выделить направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию – Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG) и инвестировать в нее еще $150 млн. 

В августе 2018 года «Яндекс» впервые в Европе запустил в Иннополисе сервис роботакси, доступный с помощью мобильного приложения. За все время машина совершила 12 000 поездок. Но основная тестовая зона для компании – это Москва с ее разнообразной погодой и четырьмя выраженными сезонами года, скоростные магистралями, сложными загруженными перекрестками. Мегаполисы – это не только сложная местность для машин с автопилотом, но и возможность собрать множество разнообразных данных для обучения, рассказали в пресс-службе «Яндекса». 

За все время флот «Яндекса» (порядка 160 автомобилей) суммарно проехал более 9 млн километров. Его тестовые площадки есть не только в России, но и в Израиле и США. 

«Территории отличаются по многим параметрам: климат, организация дорожного движения, регулирование в области беспилотных автомобилей, культура вождения и многое другое. Эти отличия помогают отрабатывать большое количество разных дорожных сценариев и создавать универсальную технологию, применимую по всему миру. Израиль, например, отличается жарким и влажным климатом, большим количеством двухколесного транспорта на дороге. Это добавляет новые сценарии для обучения системы. В августе 2020 года Яндекс начал регулярные тесты беспилотных автомобилей в США – в городе Энн-Арбор (штат Мичиган). Законы этого штата разрешают беспилотному транспорту передвигаться без инженера-испытателя, что добавляет еще один сценарий: передвижение без контроля страхующего водителя», – объяснили в пресс-службе «Яндекса». 

Представитель компании добавил, что тестирование на дорогах общего пользования – это важная часть работы над системой автономного вождения. Чем большее расстояние проехали автомобили и чем выше разнообразие данных, которые они собрали во время тестов, тем более эффективно может осуществляться обучение технологии. 

Автомобили «Яндекса» способны передвигаться полностью автономно по городским улицам и на сложных развязках в центре мегаполиса в час пик: они соблюдают ПДД, определяют и объезжают препятствия, перестраиваются в потоке, экстренно тормозят в случае необходимости – то есть делают все то, что умеют автомобили с водителем за рулем, рассказали представители компании

«В непростых ситуациях машины с автопилотом могут действовать более осторожно, чем человек. Важная задача сейчас – научить систему действовать так же уверенно, как опытный водитель, даже в самых хаотичных условиях. Через три-четыре года мы рассчитываем решить самую сложную задачу – полностью автономное движение в центре крупных мегаполисов в час пик», – сообщили в пресс-службе подразделения беспилотных автомобилей «Яндекса». 

Компания использует как собственное оборудование, так и сторонних производителей. Главное для компании – научить технологии работать с различным автомобильным оборудованием, чтобы представить рынку удобные решения. Собственные лидары «Яндекса» созданы специально под разработанную компанией систему автономного управления. 

«Это позволяет системе управлять различными параметрами лидара прямо во время движения. По мере накопления опыта мы можем переходить к собственной разработке оборудования. И все же самая важная составляющая работы беспилотного автомобиля – это программное обеспечение, работа над разработкой которого ведется с 2017 года. Ежемесячно выходят обновления ПО, эффективность которого проверяется в реальных условиях», – говорят в «Яндексе». 

Автономные автомобили «Сбера» выехали на улицы Москвы в декабре 2020 года // Сбербанк

О технологиях Сбербанка известно меньше. Разработкой машин без водителей занимается подразделение банка Sber Automotive Technologies, созданное в апреле 2020 года. В сентябре 2020 года подразделение решили выделить в отдельную компанию. В конце декабря компания показала первые автомобили на улицах Москвы. 10 машин будут курсировать в столице. «Беспилотники пройдут проверку высокой влажностью, отрицательной температурой, плохой обзорностью и тяжёлой дорожной обстановкой. За рулём беспилотников в соответствии с требованиями текущего законодательства будут находиться водители», — заверили в банке. На вопросы CDo2day.ru в Сбербанке не ответили. 

Сбербанк также владеет долей в СП с Cognitive Technologies – Cognitive Pilot. Оно специализируется на оснащении спецтехники – агрокомбайнов и железнодорожного транспорта системами компьютерного зрения и технологиями автопилота. Система Cognitive Agro Pilot уже успешно прошла промышленное использование в 35 регионах России в ходе сезона уборки урожая 2020 года. С июня по октябрь 2020 г. в автономном режиме более 350 комбайнов, оборудованных Cognitive Agro Pilot, обработали свыше 160 000 га площадей и собрали более 720 000 тонн урожая, рассказывала cdo2day.ru Ольга Ускова. 

Также успешно прошел пилотный проект с РЖД по оснащению поездов комплексом Cognitive Rail Pilot, который позволяет при помощи технического зрения и искусственного интеллекта обнаружить объекты на железной дороге, в том числе другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры. Комплекс может оценивать обстановку, выдавать машинисту предупреждающие об опасности сигналы, в случае отсутствия его реакции принимать необходимые решения. В 2021 году компания планирует изготовить уже более 2000 таких комплексов.

Автономным транспортом в России занимаются не только «Яндекс» и Сбербанк. Так компания BaseTracK, вместе с группой исследователей МГТУ им. Н. Э. Баумана, тестирует минивэны «Группа ГАЗ» в интересах промышленных заказчиков. Одним из первых покупателей может стать «Газпром нефть», которой самоуправляемые грузопассажирские нужны в тяжелых условиях Севера.

С «Газпром нефтью» же тестирует свои грузовики и группа «КАМАЗ». В декабре 2019 года был протестирован беспилотник на базе дизельного автомобиля КАМАЗ-4308, который перевозил кабины с прессово-рамного завода КАМАЗа на автомобильный. Проект получил название «Одиссей».

А в конце декабря 2020 года автопроизводитель протестировал на складе Московского нефтеперерабатывающего завода «Газпром нефти» самоуправляемый электромобиль без кабины «Челнок», который управляется дистанционно. Загрузку товара весом до 10 тонн можно загружать с любой из сторон кузова машины. 

В ноябре 2020 года МАДИ запустил эксперимент по доставке контейнеров с медицинскими анализами пациентов на территории первой городской больницы имени Пирогова. Автомобиль курсирует в тестовом режиме и со скоростью в 10 км/час. Машина делает по восемь рейсов ежедневно. Возможно, в будущем такие автомобили будут доставлять пациентов в больницы.

В июне 2020 года Компания «СтарЛайн» сообщила, что ее беспилотные автомобили StarLine прошли сертификацию в Центре испытаний ФГУП НАМИ и готовы к тестированию на дорогах общего пользования. В Центре испытаний была проведена проверка автомобилей на управляемость, эффективность систем стабилизации и тормозных систем; испытания на внутреннюю и внешнюю травмобезопасность; испытания светотехнического оборудования и на электромагнитную совместимость. 

 

Ключевой фактор – снижение стоимости

В перспективе самоуправляемые автомобили преобразуют городскую среду и опыт вождения. Сейчас кроме технических задач у автопроизводителей остаются открытыми и другие острые вопросы: стоимость и восприятие обществом автопилота. 

Стоимость дооборудования обычного автомобиля в самоуправляемый составляет примерно 1-2 стоимости самой машины. Но машины без водителей представляют собой тестовые образцы. «Компании со всего мира работают над тем, чтобы удешевить стоимость оборудования для автопилотирования. С массовым внедрением транспорта с автопилотом за счет эффекта масштаба стоимость автомобилей значительно сократится», – считает Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine». По его словам, внедрение транспорта с автопилотом должно быть экономически оправдано. Чтобы это произошло, расходы на обслуживание автономного автомобиля за год должны быть сопоставимы с обычной машиной той же марки с учетом равного уровня дохода автомобилиста за тот же период.

Стоимость оборудования уже снижается. «При выходе четвертого поколения беспилотного автомобиля «Яндекса» стоимость его обвеса оказалась уже вдвое ниже, чем стоимость обвеса второго поколения, созданного в 2018 году. Вместе со снижением стоимости автомобили получили больше сенсоров», – говорит представитель «Яндекса». 

Автомобили с автопилотом будут доступны пользователям в качестве сервиса совместной мобильности, (например, роботакси), ведь в ближайшей перспективе речь не идет о продаже транспорта конечным потребителям. «Производители стремятся к тому, чтобы стоимость оборудования беспилотного автомобиля была сопоставима с суммами, затрачиваемыми на оплату труда людей», – добавили представители компании. 

 

«Где же у него кнопка?»

Также участникам рынка придется поработать с общественным мнением. За последние пять лет уровень доверия к самоуправляемым автомобилям снизился на 11 п.п. Например, в России почти 50% респондентов говорят, что не сядут в салон машины с автопилотом или считают поездки на автомобильном транспорте под управлением искусственного интеллекта маловероятными. Люди в основном опасаются технических сбоев и возможных человеческих ошибок, недостаточной готовности технологии, они отмечают также неопределенность в отношении ответственности в случае аварии, а также беспокоятся за конфиденциальность данных, отмечается в материалах консалтинговой компании Artur D Little. 

В США даже создаются движения общественников против автопилота. «Множество людей думает об автомобиле как о собственности, а не комплексе программного и аппаратного обеспечения. У таких водителей остались приятные воспоминания о поездках, совершенных совместно с семьей», – говорит энтузиаст и владелец автомобильного клуба раритетных авто Hagerty Plus Car Мак-Кил Хагерти (McKeel Hagerty). По его словам, автомобили под управлением человека должны делить дороги с машинами-роботами, а не уступать им.

«Люди хотят сами выбирать маршруты и иметь полную конфиденциальность. Автопилот для машин должен быть опцией. Удовольствие ехать по Шоссе SR 1 вдоль побережья Калифорнии и сидеть на заднем сиденье автомобиля для меня не то же самое, что держать в руках руль», – отмечал Алекс Рой (Alex Roy), сооснователь Ассоциации человеческого вождения (The Human Driving Association) с более чем с 4000 участниками. В качестве компромиссного варианта он предлагает альтернативный подход – «дополненное вождение». Иными словами, у владельцев автомобилей с пятым уровнем автономности должна быть кнопка переключения в ручной режим управления. 

 

Виталий Мосеев

Смотрите еще

Цифровой анализ
#искусственный интеллект
#цифровая трансформация

ИИ-решения в российской промышленности: лучшие кейсы, проблемы, перспективы

9 мин
30 Сен 2021
Цифровой анализ
#искусственный интеллект
#цифровая трансформация

Как строят цифровую нефтяную компанию

5 мин
29 Сен 2021
Цифровой анализ
#российская радиоэлектроника
#телеком

Как тропосферная связь решит проблему цифрового неравенства

6 мин
24 Сен 2021
Цифровой анализ
#беспилотные технологии
#роботы

Беспилотные дроны «Ростеха» уже приносят пользу сразу в нескольких отраслях

6 мин
23 Сен 2021
Цифровой анализ
#искусственный интеллект

Руслан Юнусов: квантовые вычисления начнут приносить практическую пользу к 2030 году

5 мин
14 Сен 2021
Цифровой анализ
#искусственный интеллект

Для российского спорта создадут единую цифровую среду

7 мин
9 Сен 2021
Цифровой анализ
#искусственный интеллект

Эксперты выяснили на форуме в Казани, зачем государству цифровой спорт

6 мин
9 Сен 2021
Цифровой анализ
#искусственный интеллект

Дмитрий Чернышенко: "Цифровая трансформация спорта - задача национального значения"

11 мин
8 Сен 2021