Page ID: 2123
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Практика

Дроны на взлете

Фото: Алексей Смагин/Интерпресс/PhotoXPress/East News

Хотя регуляторика в России пока не слишком благосклонна к дронам, беспилотные летательные аппараты уже мониторят инфраструктуру и доставляют донорскую кровь. Изменение регулирования наряду с совершенствованием технологий, позволит дронам эффективнее доставлять грузы, проводить сельхозработы, спасательные операции и выполнять другие важные функции

Экономический эффект от применения дронов в России может превысить $1 млрд в год, если адаптировать нормативные акты под нужды БПЛА, писали аналитики EY в прошлом году в своем отчете «Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов».

По данным аналитического центра «АЭРОНЕТ», мировой рынок разработки и эксплуатации беспилотных авиационных средств (дронов) в 2019 году превысил $14  млрд. До 2025 года мировой рынок будет расти в среднем на 20,5% и к концу периода составит $43 млрд. Впрочем это только одна из оценок. Так, по подсчетам Valuates Reports, объем мирового рынка коммерческих дронов в 2020 году составил $6,5 млрд, а к 2026 году его размер достигнет $34,5 млрд (CAGR — 32%). 

Какие сегменты самые перспективные

Разные аналитики по разному оценивают размеры сегментов коммерческого использования дронов и их перспективы. Часто, в лидерах потенциального роста – услуги по доставке. По оценке Emergen Research, в 2019 году он составлял $520 млн, а к 2027 году при CAGR 44,2% превысит $9,51 млрд. Также высокими темпами (CAGR 35,9%) будет прирастать, по оценке Markets and Markets использование дронов аграрного назначения: с $1,2 млрд по итогам 2020 года до $5,7 млрд в 2025 году. Использование БПЛА в строительстве в мире оценивается Allied Market Research в 2019 году в $4,8 млрд, а к 2027 году этот рынок достигнет достигнет $11,9 млрд (CAGR 15,4%). Объем рынка использования дронов для нужд медицины в 2019 году оценивался Polaris Market Research в $110,9 млн, а к 2027 году его объем достигнет $947,6 млн.

Долю российского рынка аналитики «АЭРОНЕТ» оценивают в 1-2% от общемирового, то есть примерно в 5-10 млрд рублей. Основными отраслями и направлениями, где использование дронов может принести наибольшую пользу аналитики из разных компаний считают: строительство, сельское хозяйство, оборонные цели (разведывательные и ударные дроны), медиа и развлечения, а также доставка грузов и интернет-заказов.

 

Дрон увидит больше 
Дроны активно используются для мониторинга трубопроводов // Stefan Sauer/picture alliance/dpa/East News

В 2017 году представители «Газпрома» сообщили прессе об использовании беспилотников и спутниковых технологий для контроля за безопасностью объектов. За мониторинг отвечает система «Смотр» со спутниковой группировкой «Газпрома». Беспилотники используются как дополнительный элемент контроля инфраструктуры. Спутники следят за нарушением охранных зон в районе трубопроводов, а беспилотники детально разведывают объекты и территорию, например, находят поврежденные или участки, требующие замены, обнаруживают незаконные врезки.  

А «Транснефть», к примеру, недавно с помощью дрона нашла и проверила незаконную врезку протяженностью в 100 метров. «Добывали» нефть прямо в подвале частного дома: тоннель шел к трубопроводу. 

Для инспекции используются противоударные БПЛА, сбить которые злоумышленникам будет сложно. Как правило, протяженность незаконных врезок составляет несколько сотен метров в длину и более 10 метров в глубину, иногда встречается множество ответвлений. Инспекция таких тоннелей сотрудниками занимает много времени и чревата опасностями — приходится передвигаться ползком, если человек застрянет или на него обрушится часть тоннеля, то вытащить его будет очень сложно; к тому же в таких тоннелях могут скапливаться взрывоопасные и удушающие газы.

Базовые станции в воздухе

Использование дронов в качестве хот-спота или базовой станции сотовой связи – сравнительно новый сценарий. В 2017 году после разрушительного урагана города Пуэрто-Рико остались без связи. Найти близких или вызвать помощь помогали дроны, запущенные на высоту 150-200 метров. БПЛА с мобильными базовыми станциями сотовой связи AT&T покрывали более пострадавшие от стихии районы. Источником питания служили автомобильные генераторы.

Еще один сценарий использования дронов — инспекция электросетей. В 2019 году «Россети» потратили около 6,7 млрд рублей на техобслуживание ЛЭП 0,4–1150 кВ.  Специально для этих целей российские ученые создали БПЛА «Канатоход». Беспилотник пока еще тестируют. Дрон проводит техническое обслуживание, следит за целостностью линий электропередач (ЛЭП) и находит возможные повреждения. В планах разработчиков – добавить ремонтный функционал. 

Для выявления экологических нарушений над территориями промышленных зон Москвы и окрестностей в 2021 году Zala Aero по заказу «Мосэкомониторинга» начнет проверку промышленных объектов столицы. Дроны укомплектуют камерами для видео- и тепловизионной съемки, которые смогут определить температуру промышленных объектов даже ночью.

Также БПЛА в России планируют применять для мониторинга застройки. Наблюдение с воздуха, считают в Минстрое РФ, сбережет множество времени сотрудников на более важные дела, чем объезд строек и их поэтажного обхода. Если дрон зафиксирует нарушения, то эксперты прибудут на место и составят протоколы.

 

Дроны для зрелищ 

Дроны широко используются на голливудских киностудиях. Благодаря БПЛА кадры стали более захватывающими. Они используются на съемках практически всех современных фильмов и сериалов и снимают такие кадры, которые даже не снились режиссерам много лет назад.

На съемочных площадках используются разные беспилотники. Для одних фильмов достаточно небольшого квадрокоптера, а для другого нужны тяжелые дроны с подвесными камерами, управляет которым команда из нескольких человек – операторов БПЛА, кинооператоров и режиссера. 

Телекомпании используют дронов для съемок общих планов жилой застройки, лесных массивов, в горах и т.д. Видео становятся частью телепрограмм, выпусков новостей и т.д. Обычно беспилотники заменяют дорогостоящие съемки с вертолета и самолета. 

БПЛА применяют и в индустрии развлечений. Рои дронов в праздники и на массовых мероприятиях создают необычные видеоинсталляции. Например, в Петербурге в сентябре 2020 года в честь 75-й годовщины окончания Второй мировой войны компания Geoscan устроила световое шоу с помощью 2200 дронов.

Новый сценарий – аттракционы с применением дронов. Например, в аттракционах с виртуальной реальностью беспилотники с аудиоколонками перемещаются вслед за посетителями, создавая различные эффекты: звуки приближающегося поезда, пролетающего дракона, самолета, водопада и т.д. 

 

Метка для беспилотников
Полеты внутри помещения, например, склада, не регулируются, а значит в этих сценариях нет законодательных ограничений // Depositphotos/East News

Аналитики EY считают самым «низковисящим плодом» (то есть сценарием, который может дать самый быстрый эффект) для дронов – работу на складах. Например, «Газпром нефть» применяет дроны для инвентаризации на логистических объектах в Ноябрьске. Каждая паллета с товаром оснащена RFID-метками. Дрон считывает данные с паллет и вносит информацию в IT-систему. Благодаря беспилотникам время на пересчет одной паллеты сократилось с 10 минут при ручном труде до 1-2 секунд. При инвентаризации не нужно задействовать погрузчики. 

Концерн Audi использует дроны, чтобы находить на стоянках на заводе в Неккарзульме (Германия) автомобили, готовые к отправке покупателям. Стоянка – это настоящий склад под открытым небом, на котором припаркованы сотни автомобилей с уникальными RFID-чипами. Беспилотники оснащаются RFID-сканером и запоминают позицию нужных машин на GPS-карте. Приземлившись, дрон передает данные по WiFi в базу данных. Правда есть и ограничения — при сильном ветре и дожде беспилотники использовать не получается. 

Впрочем, источник в крупном электронном ритейле считает, что должного экономического эффекта инвентаризация дронами при существующем уровне развития технологий пока не дает. 

 

Аграрии химичат с дронами

Российские агрохолдинги уже используют дроны для картирования и мониторинга полей. Пока экономически целесообразно использовать дроны в крупных хозяйствах с общей площадью от 20 тысяч гектар, считает инвестиционный менеджер венчурного фонда Skolkovo Ventures Сергей Соболев. 

Так, «Белая дача» оснастила дроны мультиспектральной камерой. Фото угодий в высоком разрешении при помощи математических моделей преобразуются в цифровые карты. Анализ локаций помогает агрономам в поиске как проблемных, так и наоборот, самых урожайных участков. Тем самым сокращается использование удобрений и средств химической защиты агрокультур.

Некоторые фермеры экспериментируют с дронами и проводят посевные кампании. Так, стартап AeroSeeder октокоптером «высаживает» семена вспомогательных злаковых, сохраняющих состав почвы в оптимальном физико-химическом составе (уровень влажности, предотвращают эрозию и рост сорняков). Однако основные агрокультуры фермеры высаживают вручную. Дрон может нести до 18 кг семян. За восемь часов работы БПЛА под силу засеять до 40 гектар. 

 

Дроны вместо бойцов
Беспилотники - важная часть современного вооружения страны // В.Белогруд/Интерпресс/PhotoXPress/East News

Дроны в армии давно используются в разведке. Малые беспилотники эффективнее благодаря незаметности для противника. БПЛА часто используются в военных конфликтах, чтобы скорректировать цели для удара авиации или самостоятельно нанести удар. 

Например, Турция использует ударные беспилотники Bayraktar-TB2 для военных из Правительства национального согласия Ливии (ПНС). Гражданская война в этой стране длится с 2014 года. Управляют дронами операторы. В этом конфликте БПЛА используются для уничтожения военной техники другой стороны конфликта – Ливийской национальной армии (ЛНА). ЛНА для защиты применяет советские и российские системы противовоздушной обороны и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С». По данным СМИ, в ходе ожесточенных боевых действий с применением дронов ПНС в мае 2020 года за четыре дня уничтожили девять «Панцирей-С» ЛНА. Причем дроны самостоятельно наносили удары по объектам. 

Также беспилотники используют стороны конфликта в Сирии (разведывательные, преимущественно российские; ударные же дроны, по словам источников, использовались для апробации технологий), в Ираке (против запрещенных в России террористических группировок применялись китайские ударные дроны) и Нагорном Карабахе (азербайджанская сторона, по словам президента страны Ильхама Алиева, применяла беспилотники для нанесения ударов, а разведывательные дроны использовали для корректировки целей.

Какие дроны есть у армии Азербайджана

Военные эксперты сообщали о применении Азербайджаном турецких ударных БПЛА Bayraktar TB2 в ходе Вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Определили тип дрона по видеокадрам, которые транслировали официальные СМИ страны. Кроме того, эксперты Центра исследования военных дронов отмечали укомплектованность Азербайджана израильскими разведывательными БПЛА Heron TP (2 ед.) и Hermes 4507 (10 ед.), а также барражирующими боеприпасами Sky Striker (100 ед.) и Harop (50 ед.), которые взрываются, достигая цели. Наладила выпуск разведывательных БПЛА и дронов компания Azad systems, совместное предприятие Азербайджана и Израиля.

Набирает обороты сценарий, при котором дроны и разведывают обстановку, и наносят удар. Такие БПЛА называют разведывательно-ударными. Недавно российским военным показали первый подобный беспилотник – «Орион». Взлетный вес БПЛА – 1000 кг, из них – до 200 кг боевой нагрузки. Автономность полета достигает 24 часа. Машина в 2020 году была готова к серийному производству, но еще не принята на вооружение. 

Появляются дроны-камикадзе, которые сами становятся оружием. Такие БПЛА принимает на вооружение армия США. Это небольшие БПЛА весом до 25 кг с баллистическими ракетами. Запустить ракету и управлять полетом можно в планшете. Цель задается в одно касание

 

Дороги не нужны

Доставка грузов с одного берега реки на другой или в горные отдаленные территории – подчас непосильная задача для автомобилей. Поэтому различные грузы доставляют беспилотниками. Например, медики африканской Руанды вооружились дронами для отправки донорской крови и медпрепаратов больницам. Такой транспорт используется с 2016 года. Zipline (США) переправляет больницам нужные компоненты за час-два, тогда как по земле с многочисленными перепадами высот (кое-где дорог просто нет) уходит до нескольких дней.

Заказ на кровь или лекарства поступает от врачей через sms, мессенджер или e-mail. Затем БПЛА катапультируют со стартовой платформы. Дрон находит координаты по GPS и доставляет требуемый груз. За час БПЛА преодолевает около 100 км. Дроны Zipline совершают в сутки до 150 рейсов. География полетов – 20 больниц по всей стране. 

Тяжелые беспилотники в доставке собирается также использовать «Почта России». Для этого планируется использовать дроны с автономностью полета в 300-400 км и грузоподъемностью в 50-150 кг. Управлять дроном будут по прямому радиоканалу. «У нас от точки получения груза до поселения может быть 94 км, из которых 20 км по болоту, а 60 км — по воде или по зимнику и больше никак. Из-за этого люди там получают груз один раз в месяц, в квартал», — рассказывал РБК гендиректор Почты Максим Акимов. 

А «Газпром нефть» задействует дроны, чтобы доставлять пробы нефти с месторождений. 

В США беспилотниками начинают доставлять посылки из интернет-заказов в небольших городах и мегаполисах. Так, Walmart в сентябре 2020 года получила статус авиаперевозчика и теперь может.доставлять небольшие посылки. 


Ключ — в новой регуляторике

Законы пока ограничивают применение дронов в реальном секторе экономики не только в России, но и по всему миру. Нормативные акты часто не учитывают технологии дистанционного управления, автономные полеты и полеты на сверхнизких частотах, над людьми и зданиями, указывают аналитики EY. 

Более 60% экономического потенциала дронов лежит в области полетов за пределами прямой видимости, пишут аналитики EY. Но регулирование в России ориентировано на пилотируемую авиацию. Сейчас необходимо согласовать план полета дрона, получить разрешение на использование воздушного пространства, которое временно закрывается для других пользователей, получить разрешения от администраций или организаций, над территорией которых проходит полет.

Тестировать такие сценарии помогают особые правовые режимы (т.н. регуляторные «песочницы»). Так, в Томской области в некоторых местах переправка медицинских препаратов и донорской крови через Обь занимает полтора часа — доставка идет по автодороге и с помощью парома. Дрон, протестированный весной 2020 года, выполнил миссию за полчаса. Вне особого правового режима такой сценарий на регулярной основе в России пока невозможен.

Ключевое препятствие широкому распространению БПЛА — это сложная регуляторика в авиации, высокий риск всплеска аварийности в небе при их массовом использовании, полагают аналитики «Ростелекома». Они предлагают создать выделенную систему управления воздушным движением для низколетящих БПЛА с идентификацией объекта. Для этого беспилотник требуется оснастить надежной связью. 

Регулирующие органы во многих странах мира пока не разработали правила, позволяющие полностью автоматизировать полеты дронов и сбор данных, полагает Джеремия Джонсон, архитектор решений для обработки изображений в компании Esri. «Возможно, в 2021 году мы увидим переход некоторых вариантов использования от тестирования к правовым нормам. В первую очередь в сегменте «полетов за пределы прямой видимости», – полагает эксперт (обычно беспилотниками управляет оператор, который отслеживает маршрут визуально).

Виталий Мосеев