CDO2DAY
Цифровой анализ

Цифровая трансформация образования только начинается

В России цифровая трансформация образования только начинается. Этому способствует правительственная программа «Цифровая экономика», которая подразумевает подготовку кадров для работы с новыми технологиями. Ускорила цифровизацию образовательной сферы и пандемия, сделавшая качественное дистанционное обучение необходимостью. По данным аналитиков НИУ «Высшая школа экономики», методология создания в российских образовательных учреждениях инновационной среды пока остается проблемой. Однако к 2024 году должны произойти существенные изменения.

Нормативно-правовая база

Основой нормативно-правовой базы, нацеленной на становление цифрового образования и общества в России, является указ президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы». Стратегия устанавливает пути и порядок реализации государственной политики в области применения государственными организациями информационных и коммуникационных технологий при предоставлении услуг гражданам
страны.

В рамках исполнения указа президента № 203 уже выполнены следующие задачи:

1. Министерство образования и науки обновило правила использования электронного обучения и технологий дистанционного образования в образовательных организациях. Установлено, что организации, предоставляющие образовательные услуги, имеют право реализовывать образовательные программы как в целом, так и их части, используя только электронное обучение и технологии дистанционного образования.

2. Приняты к исполнению следующие приоритетные проекты в области образования:

• приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников», в рамках которого правительство РФ стремится предоставить максимальную доступность обучающимся к качественному общему образованию;

• приоритетный проект «Цифровая школа», нацеленный на обеспечение к 2024 году всех общеобразовательных учреждений современной и безопасной цифровой образовательной средой, гарантирующей достижение необходимого уровня информатизации образования.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

Реализация проекта направлена на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В рамках проекта предусмотрена автоматизация документооборота, отчетности и бухгалтерии, цифровизация процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории, непрерывное обучение педагога online.

Цель: создание в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях современной и безопасной цифровой образовательной среды к 2024 году.

Основные мероприятия в рамках проекта:

— утверждение стандарта цифровой школы;

— утверждение стандарта создания и функционирования, информационного наполнения сайтов и информационных систем образовательных организаций;

— включение вопросов цифровизации образования в образовательные программы подготовки административно-управленческих и педагогических кадров;

— создание и функционирование единой информационной системы «Цифровая школа»;

— создание системы развития онлайн образования;

— обеспечение Интернет соединения в каждую общеобразовательную организацию с минимальной скоростью соединения 10 Мбит/с;

— интегрирование в процесс преподавания отдельных предметов современных технологий, в том числе виртуальной и дополненной реальности.

Ожидаемые результаты:

— В 29 549 школах будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды;

— 620 700 педагогов будут подключены к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды;

— 340 центров цифрового образования детей «IT-КУБ» будут открыты во всех субъектах Российской Федерации;

— 40% педагогов из не менее чем 30% школ будут использовать сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды;

— 40% образовательных организаций из числа субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением.

Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»

Цель проекта – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. К 2024 году должна быть выстроена преемственная на всех уровнях система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов.

Задачи:

— Обеспечение доступности для населения обучения по программам дополнительного образования для получения новых востребованных на рынке труда цифровых компетенций.

— Обеспечение потребности рынка труда в специалистах в сфере ИТ и информационной безопасности, а также в специалистах, владеющих цифровыми компетенциями, прошедших обучение по соответствующим программам высшего и среднего профессионального образования.

— Обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы начального, основного общего, среднего общего и профессионального образования.

Что еще планируется реализовать в ближайшие годы

— Минобрнауки заявило о создании 30 передовых инженерных школ и лабораторий с новейшим оборудованием для практики студентов стоимостью 37 млрд рублей в течение четырех ближайших лет;

— К 2024 году не менее 20% студентов должны осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в виде онлайн-курсов, разработанных в вузах. В 2020 году Минобонауки по итогам двух конкурсных отборов определило 60 вузов, онлайн-курсы которых подходят для этой цели;

— До конца 2022 года Минпросвещения планирует провести эксперимент с внедрением цифрового профиля для российских учеников. Идея заключается в введении обязательного цифрового документа, который будет оформляться при зачислении ребенка в детский сад или первый класс. В профиле будут зафиксированы все актуальные сведения, необходимые для идентификации ученика в рамках образовательного процесса, в том числе его достижения. В системе планируют использовать информацию текущих реестров органов исполнительной власти и государственных информационных систем. Для этого создадут распределенный реестр, а запросы в различные системы будут совершаться с использованием обезличенных идентификаторов;

— Разрабатывается информационная система «Моя школа» которая будет содержать соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам, верифицированный образовательный контент по всем темам общеобразовательных программ. Бесплатный доступ к платформе «Моя школа» предоставят всем участникам образовательных отношений на территории РФ.

Что сделано

— Утверждено положение о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС), разработан портал online.edu.ru, который интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).

— Для финансовой и методологической поддержки цифровизации вузов Минобрнауки предоставило субсидии 44 вузам на 2020 и 2021 годы в размере 424 и 496 миллионов рублей соответственно. С 2022 года такая поддержка включена в национальный проект «Наука и университеты» с общим объемом финансирования 3,8 миллиарда рублей.

— Открываются центры цифрового образования детей «IT-куб» (всего создан 71 центр, в том числе 50 в 2020 году), «обеспечивающих формирование среды для ускоренного освоения обучающимися актуальных и востребованных знаний, 25 навыков и компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий, в том числе за счёт реализации программ дополнительного образования технической направленности».

— На базе образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах, в 80 субъектах РФ в 2020 году создан 2951 Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» (всего с начала проекта создано пять тысяч таких центров).

— Университет ИТМО разработал информационный ресурс «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС), где представлены более 60 платформ онлайн-обучения и более 1700 онлайн-курсов от 104 образовательных организаций, авторами которых являются преподаватели ведущих вузов страны и специалисты компаний, специализирующихся в области онлайн-обучения. На онлайн-курсах СЦОС в 2020 году прошли обучение более 1,7 миллиона человек.

— В 2019-2020 годах обновлена материально-техническая база 7457 образовательных организаций. Запланировано выделение средств из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам субъектов РФ в объеме 23 миллионов рублей на обновление материально-технической базы 14 471 организаций в 2021-2023 годах.

— Запущено мероприятие по дополнительному оснащению компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования. Запланировано выделение средств из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на приобретение оборудования – в объеме 8,8 миллиарда рублей на оснащение в 2021-2022 годах 3314 образовательных организаций.

— С 2020 года функционирует цифровая карьерная среда «Факультетус». Это цифровое сервисное решение для работы центров карьеры и трудоустройства со студентами, выпускниками и работодателями. С мая по декабрь 2020 года к «Факультетусу» подключились 130 вузов из 56 субъектов РФ, около шести тысяч работодателей (12 тысяч вакансий для студентов и выпускников вузов). Приглашение на работу с мая по декабрь 2020 года получили более 23 тысяч студентов и выпускников.

— Запущен проект дополнительного образования «Цифровые профессии». Половину стоимости обучения финансирует государство. В проекте предлагается 24 направления подготовки, среди них: «Большие данные», «Искусственный интеллект», «Интернет вещей», «Кибербезопасность и защита данных», «Разработка компьютерных игр и мультимедиа приложений».

— Создан консорциум «Цифровая дидактика», который будет изучать технологии дистанционного образования, то, как на новые условия реагирует общество и профессиональная среда, и методику дистанционного обучения. В консорциум вошли Московский городской педагогический университет, Банк ВТБ, Томский государственный университет, Академия Министерства просвещения Российской Федерации, издательство «Просвещение», образовательные компании «Нетология» и «ИнтернетУрок».

Смотрите еще

Цифровой анализ
#приложения
#цифровые сервисы

Как приложения дорастают до супераппов

12 мин
25 Апр 2022
Цифровой анализ
#AI
#венчурный рынок
#искусственный интеллект

AI в 2021: легко решает простые задачи и не отличается справедливостью

10 мин
5 Апр 2022
Аналитика
#венчурный рынок
#ИТ-стартапы

Какие российские компании продолжат работу со стартапами в 2022 году

10 мин
31 Мар 2022
Цифровой анализ
#Интернет вещей
#цифровизация
#цифровые сервисы

Эксперты «Цифровой экономики» предложили Росгидромету идеи для трансформации бизнеса и большей клиентоориентированности

5 мин
24 Мар 2022
Цифровой анализ
#импортозамещение
#российская радиоэлектроника
#российское ПО

Эксперты Made in Russia обсудили вызовы для развития радиоэлектроники и сектора телекоммуникаций

6 мин
24 Мар 2022
Цифровой анализ
#импортозамещение
#облака
#цифровые сервисы

Российские эксперты предложили рекомендации для поддержания ИТ инфраструктуры

5 мин
14 Мар 2022
Практика
#беспилотные автомобили
#беспилотный транспорт
#цифровизация промышленности

В гонке за автопилотом: лидируют грузовики

12 мин
22 Фев 2022
Цифровой анализ
#блокчейн
#искусственный интеллект
#цифровизация

Как 14 инновационных технологий изменят мир и приоритеты покупателя

6 мин
17 Фев 2022