Ростех вооружился беспилотниками
На выставке «Армия 2021» предприятия госкорпорации «Ростех» представили несколько перспективных разработок беспилотников и технологий для них.
Так, представители КРЭТ презентовали систему сверхточной автономной навигации. Ее преимущества – в определении координат подвижных и неподвижных целей даже при отсутствии ориентиров – сигналов GPS или ГЛОНАСС. За основу взяты разработки для самолетов, которые адаптировали под нужды беспилотников. Оборудование находит координаты дрона относительно заданной цели. Погрешность в определении координат не превышает 1% при работе с GPS или ГЛОНАСС и 2% – в автономном режиме.
Еще одним преимуществом разработки стала ее мобильность. Системе не нужна стационарная громоздкая платформа. Разработку протестировали на опытных российских дронах. Поставки системы запланированы на конец 2021 года.
Также на «Армии 2021» показали комбинированный автопилот-датчик разработки КРЭТ. Оборудование помогает дрону в процессе полета. В воздухе датчик получает информацию от внешних систем, анализирует данные и отдает команды рулевым агрегатам. Устройство может управлять курсом, линейным ускорением, угловой скоростью и т.д. Благодаря компактности датчик можно установить даже на небольшие дроны.
А в преддверии выставки «Армия 2021» представители холдинга «Вертолеты России» сообщили о разработке дронов с грузоподъемностью 200 кг и 1 тонна. Также в пресс-службе предприятия рассказали о планах по выпуску двух моделей беспилотников вертолетного типа – VRT300 и БАС-200.
«Они предназначены для мониторинга местности и доставки небольших грузов. Это беспилотники гражданского назначения в составе беспилотных авиационных систем, включающих, как сами летательные аппараты, так и мобильные пункты управления. БАС-200 обладает максимальной взлетной массой 200 кг и может нести коммерческую нагрузку до 50 кг. Максимальная скорость летательного аппарата составляет 160 км/ч, он может выполнять полеты продолжительностью до 4 часов. VRT300 – это беспилотная авиационная система вертолетного типа с максимальной взлетной массой до 380 кг. Беспилотник способен нести полезную нагрузку в 70 килограмм, развивать скорость до 130 км/ч и выполнять полеты на дальность до 325 километров. Максимальная продолжительность полета составляет пять часов», – прокомментировали cdo2day.ru в холдинге.
Перспективы
Перспективные разработки беспилотной летательной техники «Ростеха» рассчитывают занять нишу более тяжелых воздушных судов. Например, для северных и отдаленных территорий, где из-за бездорожья единственным способом доставки медикаментов, продуктов и почты остаются вертолеты летом и ледовые дороги через водоемы зимой, планируется использовать беспилотники. Так, «Вертолеты России» и «Почта России» в июле 2021 года сообщили о проекте по доставке почтовых грузов с помощью беспилотников. Пилотным маршрутом стали удаленные населенные пункты в Чукотском автономном округе. После экспериментальных запусков партнеры намерены использовать беспилотники на 20 маршрутах. Рассчитываемый объем доставки – до 245 тонн грузов ежегодно.
«Беспилотники находятся на стадии летных испытаний, поэтому о формировании большого пула заказчиков говорить преждевременно. Для доставки грузов компании будут использовать два беспилотных аппарата «Вертолетов России» — VRT300 и БАС-200. Всего же, «Почта России» планирует запустить беспилотную доставку по 48 маршрутам в четырех регионах России — Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе. По оценке почтового оператора, в перспективе использование БПЛА позволит увеличить объемы грузопотока в 11 раз и при этом снизит стоимость логистических сервисов почти в 2 раза», – рассказали cdo2day.ru представители «Вертолетов России».
Перспективными сценариями для беспилотников станет и мониторинг объектов энергетической инфраструктуры. Такие дроны тестируют в холдинге «Росэлектроника», входящем в «Ростех». По задумке разработчиков, беспилотник со специальным программным обеспечением поможет оперативно находить неисправности и износ сетей. Тем самым будут устранены проблемные участки и предотвращены аварии.
Разработчики системы решили одну из самых насущных задач – устранили помехи от сильного электромагнитного фона. Следуя по заданному маршруту дрон облетает линии электропередач, обрабатывает данные и определяет проблемные зоны, выгружает их координаты в систему планирования ресурсов предприятия «Россетей». Ремонтные бригады получают точные данные для устранения неполадок. Это намного эффективнее пешего осмотра. Тем более не всегда неисправности видны невооруженным глазом.
Перспективным направлением станет и использование дронов в небезопасной для человека местности – с повышенным содержанием вредных веществ в воздухе, при превышении уровня радиационного фона. На эти случаи холдинг «Росхимзащита» (входит в «Ростех») в июле 2021 года представил универсальный газоанализатор для дронов «Шмель». Его можно установить на небольшой беспилотник благодаря небольшому весу (500 грамм). Данные о наличии вредных веществ в воздухе и повышенном радиационном фоне передаются в онлайн-систему. За анализ отвечают восемь химических датчиков.
«Новинка может применяться для измерения концентрации промышленных выбросов предприятиями в воздухе, при авариях на радиационно и химически опасных объектах, а также для выявления нарушителей норм экологического законодательства. МЧС может использовать разработку при тушении пожаров: в этом случае газоанализатор может своевременно “учуять” наличие в воздухе токсичных продуктов горения или взрывоопасных концентраций газов, своевременно предупредить оператора и тем самым обезопасить пожарных. Серийное производство начнется уже в 2022 году», – рассказывал генеральный директор «ГосНИИхиманалит» Анатолий Акулов.
Мониторинг – основной сценарий использования дронов в экономике
Что касается более реальных сценариев, то, как правило, они связаны с мониторингом инфраструктуры частных компаний и сельхозугодий.
Так, мониторинг нефтегазовой инфраструктуры в отдаленной местности обычно проводится с вертолета, что по сравнению с беспилотниками дороже в несколько десятков раз. Ведь облет может длиться несколько часов. Дроны уже использует «Лукойл-Коми», которая управляет 400 тыс. км трубопроводов.
Для повышения эффективности мониторинга и оптимизации затрат из-за возможных потерь (несанкционированные врезки, износ металлоконструкций и т.д.) нефтяники «Лукойла» вооружилась беспилотниками Zala Aero концерна «Калашников» (входит в «Ростех»). В обнаружении нештатных ситуаций помогают камеры и программное обеспечение на основе нейросетей. Софт может оперативно обрабатывать до более пяти тысяч аэрофотоснимков.
Еще один проверенный сценарий – мониторинг сельхозугодий. Беспилотные комплексы Zala 421-16E2 помогают в обнаружении поиска частей ракет-носителей, очагов лесных пожаров. Также они пригодились и на полях Академии биоресурсов Крымского федерального университета. Ученые используют дроны для аэрофотосъемки сельскохозяйственных угодий.
У Академии биоресурсов в распоряжении почти 3 тыс. га земли. На этой площади выращиваются зерновые агрокультуры, разбиты виноградники, растут оливковые деревья и другие агрокультуры. Задачей беспилотников станет помощь в увеличении плодородности земли. Дроны найдут проблемные участки угодий, что позволит вносить средства химической защиты и минеральные удобрения дифференцированно. Это также сэкономит деньги академии.
За поиск проблемных участков отвечает мультиспектральная камера и программное обеспечение на базе нейросетей. Ученые после анализа данных планируют на основе аэрофотосъемки создать планы земельных участков, модели рельефа в 3D, карты вегетационных индексов, и, в конечном счете, оцифровать сельхозугодия.
Дроны – перспективный источник доходов для «Ростеха»
В планах предприятий «Ростеха» в ближайшие два-три года, кроме реализации новых сценариев, представить новые беспилотники. Сейчас у холдинга «Росэлектроника» в партнерстве со стартапом Aeroxo намечено производство роботизированных конвертопланов. Такие дроны смогут перевозить другие дроны, контролировать ледовую обстановку на Крайнем Севере, мониторить трубопроводы в Сибири.
Первыми партнеры выпустят беспилотники-конвертопланы семейства «Эра». Эти дроны могут проводить в воздухе до трех часов и перевозить до семи килограмм грузов. Затем компании выпустят конвертоплан с грузоподъемностью до 80 кг, который позволит доставлять грузы в отдаленные территории.
Интерес предприятий «Ростеха» к дронам объяснил Вячеслав Михеев, генеральный директор концерна «Вега» (входит в холдинг «Росэлектроника»): «Рынок беспилотных летательных аппаратов растет быстрыми темпами. При этом конвертопланы являются одними из наиболее перспективных типов БЛА. Уже к 2025 году мы прогнозируем рост выручки в этом сегменте до 1 млрд рублей в год».
О быстром росте рынка говорят и аналитики. В 2020 году развитие направления ускорила пандемия. К такому выводу пришли аналитики Fortune Business Insights. По их данным, в 2020 году объем рынка достиг $1,9 млрд, почти на 20% к уровню 2019 года. В период с 2021 по 2028 гг. среднегодовые темпы прироста рынка составят 25,3%, а объем рынка к 2028 году достигнет $11,3 млрд. Сдерживающими факторами остаются лишь регуляторные барьеры, считают аналитики Fortune Business Insights.
Виталий Мосеев