Page ID: 95081
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Новости партнеров

Развитие рынка БАС в России требует наработок в области технологий роевого и группового управления дронами – эксперт

Фото: unsplash

Развитию отрасли беспилотия в России будет способствовать внедрение  интеллектуальных систем роевого и группового управления робототехническими комплексами. Однако по этому перспективному для инженеров направлению сегодня крайне мало наработок.

Развитию таких систем мешают технологический и регуляторный барьеры. Такое мнение в кулуарах проектно-образовательного интенсива “Архипелаг 2023”, который проходит с 28 июля по 7 августа в Новосибирске, высказал руководитель Лаборатории воздушной робототехники Центра компетенций НТИ по направлению “Технологии компонентов робототехники и мехатроники” Дмитрий Девитт.

По его словам, сегодня в развитии интеллектуальных систем роевого и группового управления робототехническими комплексами в части БАС существует два барьера — технологический и регуляторный.

“Технологический решается планомерно и требует большого научного задела по разным сквозным технологиям: связь, системы управления, машинное зрение и машинное обучение. Регуляторный требует в первую очередь верификацию технологий и подтверждение их готовности. К сожалению, чаще всего это превращается в замкнутый круг, когда чтобы создать технологию нам нужны полеты, но мы не можем летать, пока не будет отлаженной технологии”, – рассказал Дмитрий Девитт.

Он отметил, что для прикладных задач роевое (групповое) управление не нужно, достаточно иметь надежную централизованную автономную систему управления. Но если смотреть на перспективные задачи, то они в большинстве относятся к задачам двойного и военного назначения. Из мирных вещей в части БАС хорошим примером может служить автономный поиск пропавших людей, создание систем автономного сканирования.

Эксперт также оценил развитие в РФ технологий в части роевого и группового управления робототехническими комплексами: “если посмотреть последние публикации в ведущих мировых журналах по этой теме, то с точки зрения “state of art” подходов (передовых алгоритмов) очень мало российских авторов”.

“За последние 4 года это единицы статей в Q1-Q2 журналах. Несомненно это очень перспективное направление, но оно требует больших временных и научно-технических затрат”, – заключил Дмитрий Девитт.

Проектно-образовательный интенсив “Архипелаг 2023” состоится с 28 июля по 7 августа в Новосибирске и Новосибирской области. Участники будут работать над задачами в области развития отрасли беспилотных авиационных систем, повышения качества жизни людей и социального развития. В частности, на “Архипелаге” пройдет свыше 100 соревнований в сфере беспилотников. Другим направлением работы участников интенсива станет разработка проектов и решений в социальной сфере, сфере экологии и преобразования городских пространств. Организаторами интенсива выступают Платформа НТИ, правительство Новосибирской области, Агентство стратегических инициатив, Фонд поддержки проектов НТИ и Университет 2035.

Ежегодный проектно-образовательный интенсив «Архипелаг» объединяет экспертов технологических рынков и институтов развития, а также команды российских вузов и стартапов. Участие в нем позволяет авторам перспективных проектов проработать свои инициативы в рамках акселерационных программ, найти инвесторов и грантовую поддержку.


Оптимизация работы светофоров и умное освещение помогут сократить расход электроэнергии в городах

Для оптимизации расхода электроэнергии в городах стоит использовать умное освещение с регулируемой интенсивностью светового потока, оптимизировать расписания наземного транспорта и время работы светофоров. Такое мнение в кулуарах проектно-образовательного интенсива “Архипелаг 2023”, который проходит с 28 июля по 7 августа в Новосибирске, выразил эксперт Центра компетенций НТИ «Фотоника», доктор физмат наук, Виктор Криштоп.

“Наиболее важным элементом современной инфраструктуры является свет. Применение фотонных приборов, в частности, умного освещения, позволяющего включать фонари и регулировать их яркость в зависимости от условий и необходимости, позволит сэкономить энергию и минимизировать проблему светового загрязнения городов. Избыток искусственного света в ночное время суток меняет биоритмы людей, птиц, насекомых и растений”, — эксперт Центра компетенций НТИ “Фотоника” Виктор Криштоп.

В основе “умного освещения” лежат специальные фотодатчики, которые фиксируют мощность светового потока естественного освещения. Например, в сумерках поток мал, поэтому включаются фонари, а их мощностью можно автоматически управлять с помощью специальных программ.

“В основе таких светочувствительных датчиков лежат технологии фотоники. Кроме того, можно оснастить фонари аккумуляторами, которые будут заряжаться от солнечного света в течение дня и питать их ночью. Так, можно сэкономить на электроэнергии. За счет того, что технологии уже отработаны такие системы будут достаточно дешевыми и доступными”, — добавил эксперт. Кроме того, еще одна проблема, которую в значительной мере можно решить фотонными приборами это экологичное электроснабжение. Использование крыш зданий и поверхностей стен в качестве площадок для солнечных батарей позволило бы значительно снизить необходимость сжигания угля и газа для производства электроэнергии.

Вместе с тем, он рассказал, что фотоника играет важную роль в преобразовании инфраструктуры города. Так как фотоника идет бок о бок с квантовыми технологиями, ее можно применять для алгоритмов оптимизации расписания наземного транспорта и времени работы светофоров.

“Расчет наиболее оптимального количества транспортных средств и скорости передвижения требует большой вычислительной нагрузки, с которой, теоретически, легко может справиться квантовый компьютер, в котором вместо электронных систем обработки и передачи информации используют фотонные. Идеально было бы сделать единую систему управления движением (в том числе беспилотным транспортом) и светофорами”, — рассказал Криштоп.