Супераппы открывают рынок
Родоначальником суперприложений считают Китай. Пожалуй, первым супераппом стал Alipay (основан в 2004 году). Сервис изначально позиционировался как средство оплаты товаров в интернет-магазинах, в том числе – в материнской Alibaba (владеет AliExpress).
Со временем функционал Alipay расширился. Сейчас сервис сотрудничает с 65 финансовыми учреждениями, в том числе – с Visa и MasterCard, предлагает услуги частным и юридическим лицам (системы бронирования столиков в ресторанах, оплата такси, покупок в вендинговых аппаратах и т. д.). У сервиса – более 1 млрд пользователей.
Еще один суперапп появился в Китае в 2013 году на базе мобильной коммуникационной системы WeChat (основана в 2011 году) от Tencent. В то время на платформе было зарегистрировано 300 млн пользователей. Люди могли обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями, делиться фотографиями и видео. Широкая пользовательская база упростила внедрение в WeChat платежного (Pay) функционала.
Для оплаты в WeChat Pay можно использовать баланс одноименного кошелька или же привязать к приложению банковскую карту. Чтобы купить товар, нужно отсканировать индивидуальный QR-код продавца.
Сейчас WeChat Pay предлагает вклады, банковские карты, инвестиции, оплату налогов, покупку товаров в рассрочку, позволяет узнать кредитный рейтинг и т. д. WeChat Pay пользуется более 900 млн человек в месяц.
Популярность WeChat и его Pay-функционала объясняется в том числе и тем, что в Китае заблокированы приложения западных ИТ-корпораций (WhatsApp, Signal, Twitter, Facebook*, Google и другие).