Page ID: 92276
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

Цифровая трансформация — это change management всех бизнес-процессов, а не покупка ИТ-решений

Фото: Shutterstock

98% игроков строительной отрасли в России нужно пройти хотя бы этап автоматизации, без чего работа с данными будет просто невозможна. Умение обращаться с информацией, а вслед за этим возможность провести цифровую трансформацию бизнеса позволят застройщикам составлять портрет покупателей и жителей, использовать возможности предиктивной аналитики и нейросетей. Это не только сделает жизнь в новом доме комфортнее, но и позволит экономить деньги как собственникам, так и девелоперским компаниям. Об этом в интервью cdo2day.ru рассказал директор по цифровым продуктам группы «Самолет» Павел Гуштюк.

– Когда ваша компания начала цифровую трансформацию бизнеса?

– В 2019 году компания решила сделать ставку на цифровизацию. К этому времени стало понятно: девелопмент будущего – это цифровой девелопмент. Вести бизнес по-прежнему можно, а для развития компании нужны перемены, и только цифровизация может дать необходимый толчок к росту. Тогда и была принята стратегия «Девелопер в стиле Uber», тем самым компания подтвердила намерения к трансформации бизнеса. 

– Сейчас, по прошествии трех лет, как вы оцениваете экономический эффект для бизнеса от цифровой трансформации? 

– Общая экономия от проводимой нами цифровой трансформации к началу 2024 года достигнет 35 млрд рублей при инвестициях в ИТ в период 2021–2025 годов в 8 млрд рублей. Также мы подсчитали, что покупка услуг внешних разработчиков обошлась бы нам на 9 млрд рублей дороже, чем собственная разработка ИТ-решений нужного функционала. 

Сегодня мы придерживаемся мультиформатной концепции и открыты к партнерствам, готовы к приобретению стартапов, если уверены в эффективности их решений и их стремительном росте.

– За счет чего удалось добиться таких финансовых результатов? 

– Экономическая выгода будет основана прежде всего на сокращении сроков проектирования и строительства с одновременным повышением качества жилья. Так, срок возведения жилого дома мы рассчитываем сократить с двух до полутора лет.

 

Павел Гуштюк, директор по цифровым продуктам группы «Самолет»

Главным фактором успеха цифровой трансформации (ЦТ), на мой взгляд, является создание единой команды бизнеса и ИТ. Целью ЦТ стало изменение бизнес-моделей и процессов за счет создания эффективных цифровых продуктов. Это нам позволило выстроить экосистему цифровых решений внутри компании. Это важнейший драйвер роста.

Основное программное ИТ-решение – это экосистема Pro.Samolet. Ее разработка началась в середине 2019 года. В то время мы не смогли найти на рынке оптимального предложения в части программных продуктов и решили своими силами развивать ИТ-направление. Без лишней скромности скажу, что я стоял у руля этого процесса один, а сейчас наш ИТ-департамент – это отдельная ИТ-компания, которая является резидентом «Сколково».

 

У экосистемы 37 модулей, которые отвечают за разные этапы девелоперского цикла (от проектирования до передачи покупателям готовых квартир). Система предполагает автоматизацию сотен процессов как внутри компании, так и между компанией и ее партнерами и подрядчиками. Только в прошлом году на базе этих модулей было создано более 60 ИТ-решений. Вот только несколько примеров. 

Благодаря автоматизации процессов техническое задание на стадии проектирования объекта формируется в течение нескольких секунд. Еще несколько минут нужно, чтобы рассчитать сметную стоимость из BIM-модели. 

В системе есть сервисы для контроля выплат, ведения договоров с подрядчиками и др. Цифровые решения позволили сократить до четырех дней процедуру заключения договоров с подрядчиками, а также принимать и оплачивать их работы буквально за 5–8 дней. Раньше каждый из этих процессов занимал около месяца. Следствием перевода их в «цифру» стала возможность определять подрядчиков с менее коротким кредитным плечом, а значит, искать исполнителей с более низкой стоимостью услуг. 

Это только некоторые примеры. А в целом синергетический эффект дает использование всеми подразделениями продуктов экосистемы, которые связаны между собой. Таким образом, компания получает больше данных, эффективнее проводит роботизацию и цифровизацию процессов. 

– Вы рассказали о решениях, которые используете внутри своей компании. Что-то из этого доступно на открытом рынке?

– Мы рассматриваем возможность вывода Pro.Samolet на открытый рынок. Это пока только планы, хотя заинтересованность рынка существует. 

Как работает система на повышение эффективности внутренних процессов – понятно, а помогает ли она в коммуникациях с покупателями? 

– Цифровизация каналов взаимодействия с клиентами, каналов продаж – это целое отдельное направление в компании. Вернее, даже отдельная компания – «Самолет Плюс». Задел для направления был сделан еще в допандемийное время, когда была создана возможность многие сервисы осуществить онлайн: выбрать квартиру, выбрать ипотечную программу и одобрить кредит, оформить договор и проч. 

При стопроцентной оплате квартиру можно купить онлайн уже сегодня, человеку сейчас не обязательно присутствовать на сделке лично и даже присылать представителя по нотариальной доверенности. Однако некоторые процессы, касающиеся отношений покупателя с банком и государством, остаются не оцифрованными. Например, проблематично открыть счет в банке без личного посещения отделения или выездного представителя. 

Мы уже продвинулись достаточно далеко и можем предложить большое число услуг онлайн. В дальнейшем на цифровой платформе «Самолет Плюс» мы планируем создать единую систему, благодаря которой собственник может продать свою квартиру, сдать ее в аренду, взаимодействовать с управляющей компанией в дистанционном режиме, приобретать сервисы умного дома.

– Такое количество ИТ-систем требует, наверное, серьезного штата специалистов?  

– С одного человека в 2019 году за три года количество ИТ-специалистов выросло до 400. На данный момент у нас четыре больших направления, в которых участвуют ИТ-специалисты. Это отдельная экосистема по продажам и клиентскому пути, экосистема продуктов повышения операционной эффективности, направление HR и финансового планирования и управления.

– Считаете ли вы правильным, что цифровой трансформацией должен заниматься отдельный руководитель?

– Да. На мой взгляд, когда цифровую трансформацию отдают в ИТ-департамент, – это неэффективный подход. Основная функция ИТ-департамента – это выстраивание инфраструктуры компании, управления закупками, а также функция поддержки, то есть решение проблем внутренних клиентов через service desk. Когда я вижу, что ИТ-директор пытается взять на себя функцию цифровой трансформации, то понимаю, что его усилия, скорее всего, будут сведены к нулю. Так как единственно понятной для него будет стратегия закупки существующих ИТ-решений на рынке. 

Точечные задачи, конечно, можно решить путем покупки готовых решений, но для создания экосистемы придется дописывать самостоятельно все интеграционные решения, а это также потребует большого штата сотрудников и компетенций. К тому же вы на себя берете все риски вендора. Также не стоит забывать про пользовательский опыт: при приобретении массы готовых продуктов сотрудникам становится трудно работать с огромным количеством разных интерфейсов. Внедрение решений сталкивается с сильным сопротивлением. 

Цифровая трансформация – это в первую очередь не покупка ИТ-решений, а change management всех бизнес-процессов для получения конкретной бизнес-ценности и изменение mindset менеджеров в сторону формирования новых бизнес-моделей.

– Столкнулся ли ИТ-блок вашей компании с февраля 2022 года с проблемами недоступности зарубежных решений? 

– Мы столкнулись с некоторыми сложностями в плане доступности зарубежных САПР – систем для проектирования – и общей среды данных. Пока лицензии на эти решения действуют. Мы же в свою очередь начали реализацию своей среды общих данных, САПР-решения будем выбирать из российского ПО. 

– Какие новые технологии вы бы хотели протестировать в строительной отрасли? Может быть, у вас есть идеи для экспериментального правового режима? 

– Недостаточными темпами идет развитие отрасли экспертиз, государственных справочников стоимости и ценообразования. Здесь есть большой разрыв между возможностями строителей и требованиями государства. На мой взгляд, нужно менять государственные справочники, правила прохождения экспертиз и осуществить переход на одностадийное проектирование с подачей BIM-моделей. 

Современные технологии практически не используются регулирующими органами в процессе контроля строительных работ. До сих пор девелоперы ведут журналы строительства в бумажном виде; экспертизы проходят с приглашением делегации государственных экспертов. То есть отрасль регулируется по законам и правилам 1960-х годов. Хотелось бы проводить ряд процедур в удаленном и цифровом формате, а не вести сшитые журналы с подписями. Все это, на мой взгляд, нужно отменять, а процедуры завязывать с цифровыми государственными сервисами. Также взаимодействие с банками в формате 214-ФЗ остается очень болезненным процессом, так как это не автоматизированный процесс.

– Как, на ваш взгляд, будет развиваться цифровизация строительной отрасли в России до 2025 года? 

– 98% игроков в отрасли нужно хотя бы пройти этап автоматизации, а затем научиться работать с данными. Без этого цифровизация невозможна. Нам данные помогают составить цифровой портрет покупателей и жителей, сформировать предиктивные модели, собрать данные, чтобы запустить математику и машинное обучение, нейросети. То есть события нужно прогнозировать, а не интерпретировать после того, как они уже случились. Есть острая потребность рынка и в российском ПО, для многих небольших компаний этот вопрос может стать вопросом выживания. На данный момент мы участвуем в госпрограммах поддержки российских разработчиков. Есть отдельные программы грантов для разработчиков на базе РФРИТ, Минстроя и Минцифры. Созданы индустриальные центры компетенций, в которых мы принимаем активное участие.