Page ID: 90380
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

В стиле digital: мода уходит в «цифру»

Фото: Shutterstock

Модная индустрия вступает в фазу цифровой трансформации. На производствах одежды и обуви используют роботов. Перед массовым выпуском вещей при помощи технологий анализируется спрос. Процесс покупки тоже меняется. Алгоритмы советуют одежду оптимального размера, визуализируют, как одежда будет сидеть на человеке. Кроме того, возможно, изменится и сам процесс покупки. При помощи уникальных токенов производители смогут предоставлять свои товары по подписке.

Как «цифра» вошла в моду

История цифровой моды в России, пожалуй, началась в 2020 году. Тогда Алена Ахмадулина стала первым дизайнером в стране, запустившим коллекцию в 3D. Одежду представила виртуальная модель. Такая трансформация отрасли настолько приглянулась аудитории, что в этом же году уфимский дизайнер Регина Турбина запустила маркетплейс цифровой одежды Replicant. Регина в популярности digital-моды убедилась сама. Сначала по просьбе знакомых создала первую цифровую одежду, а затем, когда заявок стало непомерно много, основала Replicant. 

Не только в России, но и во всем мире мировой модный бизнес подхватил новые цифровые тенденции. 

«Сначала промышленность, а сейчас и человек обзаводится цифровыми двойниками. Цифровая мода – это еще один шаг в phigital*. У индустрии моды сейчас – огромное поле действий в цифровой реальности. Весь модный бизнес – от масс-сегмента до люкса – начал создавать виртуальные модные коллекции. Примечательно, что цифровая мода – это экосистема, в которой дизайнеры не просто презентуют коллекции, но и продвигают их в виртуальном и реальном мире, начинают реальные продажи и производство».

Людмила Норсоян, дизайнер и основатель бренда Norsoyan и Fashion Factory School

* Фиджитал (phygital, от англ. physical + digital – физический и цифровой) — это маркетинговый термин. Под фиджитал понимается комбинация цифрового и физического опыта (в том числе AR и VR), меняющая представление о продуктах и обеспечивающая потребителям новый опыт.

Основная аудитория цифровой моды, поясняют эксперты, – это подростки, которые зарабатывают в видеоиграх, а также молодые успешные люди, у которых есть финансы для покупок в играх. Даже люксовые марки – Gucci, Balenciaga, Moncler, Dolce & Gabbana выпускают одежду для игр, создают виртуальные события и продают «нереальные» вещи. 

3 млрд человек
играет в видеоигры ежедневно
$100 млрд
тратится ежегодно на скины и цифровую одежду для персонажей игр

Онлайн-покупки, дополненные реальностью

Так как в концепции phigital реальность и виртуальность смешаны, то цифровая мода дополняет и трансформирует реальную. Например, некоторые бренды предлагают купить реальную вещь и ее цифровую копию. Или наоборот. Так, в ноябре 2021 года «Стокманн» и «Роскосмос» представили первую совместную лимитированную коллекцию. Линейка одежды выпущена к 60-й годовщине полета Юрия Гагарина в космос. Реальные толстовки, свитшоты и футболки были дополнены digital-версией коллекции в формате дополненной реальности. Посмотреть цифровую коллекцию можно было в маркетплейсе Replicant. 

«Есть и другой вариант, где основной товар – это уникальный цифровой токен NFT. Например, его цена – $5 тыс. За эту сумму можно продать и сам токен, и подписку, скажем, на бесконечную футболку, которую можно получать каждый год до конца жизни. Для производителя это и длинный заказ, и продажа по завышенной цене. Производители одежды с помощью Artwall могут быстро выпустить NFT на свою коллекцию. Нейросети переведут физическую вещь в веб-изображение автоматически».

Николай Апурин, основатель криптопроекта Artwall

Примерка уходит в виртуальную реальность

Процесс примерки тоже уходит в цифровую реальность. Для того, чтобы технологии не ошиблись с предлагаемым размером, разработчики восстанавливают профиль человека по пяти параметрам:

  • пол;
  • возраст;
  • рост;
  • вес;
  • тип фигуры.

Затем предсказываются индивидуальные размеры одежды, которые сопоставляются с продукцией конкретного бренда. 

«Визуальная примерка упрощает выбор товара в Интернете. Для этого пользователю необходимо загрузить свою фотографию и подождать несколько секунд. Алгоритмы генерируют то, как выбранная одежда будет сидеть на пользователе. Датасет обучен на 3 тыс. 3D-моделей. Даже с крупными ретейлерами, например с британским Marks & Spencer, интеграция нашего решения занимает две-три недели».

Александр Юхневич, заместитель директора по развитию бизнеса, Texel 3D

По словам эксперта, пилотный проект Texel 3D с виртуальной примеркой с одним из глобальных брендов показал снижение на 20% возвратов, что в масштабах бизнеса – серьезные цифры. Решение тестировалось на 500 тыс.  пользователях. 

23% одежды
продается в России в Интернете
46% продаж
в США приходится на онлайн-каналы
$150 млрд в год
на такую сумму возвращают одежду в магазины

Нереальное производство 

Фиджитал меняет не только подход к реализации вещей, но и к их созданию. Производители – главные выгодополучатели от цифровой моды. 

«Необходимым элементом выпуска одежды стала 3D-визуализация. Серии фотографий одежды на цифровом аватаре рассылается ретейлерам. Те, в свою очередь, дают обратную связь, формируют заказы. Первые партии одежды отправляются в собственные магазины компании, фотографии публикуются в социальных сетях бренда. Спрос на первые экземпляры анализируется, а производство запускается на модели, снискавшей большую популярность у покупателей. Это экономит колоссальные ресурсы для бренда, становится элементом экологической ответственности. Ведь на производстве сокращается потребление электричества, воды, химических средств и т. д.».

Людмила Норсоян, дизайнер и основатель бренда Norsoyan и Fashion Factory School

Мнение эксперта подтверждает российская компания Orby, чья одежда ориентирована на детей и подростков. По словам Татьяны Копниной, основателя и гендиректора Orby, стратегия цифровой трансформации базируется на трех элементах:

  • построение культового бренда;
  • становление в качестве инновационной компании в модной индустрии, создавая умные продукты; 
  • устойчивость (стать компанией, ориентирующей пользователей на осознанное и рациональное потребление).

«Цифровизация началась с трансформации первого макропроцесса: разработки продукта. Сначала разрабатываются эскизы, затем шьются экспериментальные образцы. Наша цель – отойти от отшива образцов, а одежду презентовать в социальных сетях, например, при помощи виртуального амбассадора – девушки Орли. Еще одна наша идея заключается в производстве умных вещей. Первая такая одежда появилась в прошлом году. Мы предложили школьную форму, которая с помощью смартбокса в кармашке жилета или пиджака вибрирует. Тем самым подается сигнал, чтобы ребенок не сутулился, сидел прямо. Это помогает предотвратить развитие сколиоза. Смартбокс передает данные в мобильное приложение родителей, что позволяет следить за здоровьем ребенка. Помимо коррекции осанки можно включить и новый функционал: отслеживание передвижения ребенка по ГЛОНАСС/GPS, измерять температуру тела и т. д. Сейчас такие возможности прорабатываются».

Татьяна Копнина, основатель и генеральный директор компании Orby

Как роботы меняют производство обуви

Белорусская фабрика «Белвест» внедряет промышленных роботов, которые позволят в два раза увеличить выпуск продукции.

Роботизированные ячейки и роботы, запрограммированные с помощью технологий искусственного интеллекта, справляются с большинством операций. Так, сотрудники на фабрике перед тем, как изготовить одну пару обуви, выполняют до 200 операций. Роботы справляются с большинством из них. Машины проводят дефектовку, раскладывают детали, учитывая разницы оттенков в материалах и размерную сетку, делают раскрой и выемку с комплектованием деталей по партиям. Роботы, как выяснили обувщики, автоматически выявляют 98% брака. Операции автоматически программируются, а управляют роботами специалисты фабрики из единого компьютерного центра.

«Мы создаем такие фабрики без людей, в которых на входе – материал, а на выходе – уже готовая продукция. Доставка полуфабрикатов, материалов между рабочими ячейками осуществляется с помощью мобильных беспилотных роботов. Любая такая фабрика – это киберфизическая система. Для того, чтобы эта система работала, сначала операции с учетом специфики производства моделируются в виртуальном пространстве, а затем – передаются на исполняющие механизмы. Такое производство исключает необходимость в большой переналадке, поэтому программа пишется на лету, автоматически. Такие фабрики могут обслуживать огромное количество брендов, работая на контрактной основе».

Руслан Павлов, директор НТЦ «Лацит»

На благо экологии и метавселенных

Сами создатели виртуальной одежды уверены, что прививают клиентам заботу об окружающей среде. «Мы никого не просим отказаться от физических вещей, они нам дороги, но я предлагаю все вещи из сегмента fast fashion перенести в цифровой формат, чтобы не засорять природу и чтобы мы могли существовать в мире со всей нашей модой, не создавая огромного количества мусора», – отметила в интервью BFM Регина Турбина.

Цифровая мода, по мнению Людмилы Норсоян, постепенно станет частью метаномики – экономики в метавселенных. По ее словам, рекламная индустрия, киноиндустрия, криптоарт, классическое искусство объединяются вокруг цифровой моды. «Совсем скоро мы будем говорить о цифровой моде как об объекте, о рабочем инструменте фиджитал: объединенной индустрии моды», – заключила эксперт. 

* Фотография Александра Юхневича предоставлена пресс-службой СПбГУПТД