Page ID: 92015
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

Умная цифровая мобильность для городов

Фото: Shutterstock

В России темпы прироста рынка беспилотного и подключенного транспорта сопоставимы с мировыми, однако направление личного электротранспорта отстает от мировых лидеров, отмечается в отчете консалтинговой компании «Технологии доверия». По мнению авторов документа, в ближайшее время развитие транспортной отрасли в России будет идти по двум направлениям: умная мобильность и цифровая городская мобильность. Заметнее всего преуспевает Москва.

Маршрутами цифрового развития

Основная цель цифровой городской мобильности (ЦГМ) – не только улучшить эффективность транспортных систем, но и сделать их более безопасными, экологичными, повышая при этом качество жизни горожан. ЦГМ позволит эффективнее выстраивать передвижение граждан, повысить уровень безопасности и комфортности городских поездок. Развитие отрасли сопровождается совершенствованием таких технологий, как искусственный интеллект, Big Data, автоматизация, блокчейн и другие. 

$2 млрд
к 2050 году достигнет объем мирового рынка городской мобильности

В России о<жидаемый срок реализации программ цифровой мобильности будет сопоставим со странами <– <лидерами рынка. Пока что во всем мире цифровые инструменты в сфере г<рузоперевозок и логистики, использование беспилотных систем для доставки и аэромобильность еще не стали жизнеспособными и преимущественно тестируются. К действующим рынкам аналитики относят каршеринг, кикшеринг и системы общественного транспорта.

Автомобили набираются ума

Цифровая городская мобильность представлена тремя обширными сегментами.

Подключенные автомобили. Этот сегмент охватывает системы телематики, дистанционное управление транспортным средством, бортовые IoT-модули и датчики. Россия вслед за США и Евросоюзом к середине 2025 года достигнет этапа зрелости направления. Однако в сегменте электрокаров Россия заметно отстает от США, а отрыв от Китая и Евросоюза – более значительный. Зрелости это направление достигнет к 2035 году.

Объем мирового рынка подключенных автомобилей достигнет к 2028 году $192 млрд. Темпы роста этого сегмента связаны с проникновением Интернета и смартфонов. Спрос на технологии connected car, кроме того, обеспечивает стремление владельцев транспорта получать в удобном режиме данные о пробках, оповещения о погодных условиях и т. д.

Автономный транспорт. В это направление включены беспилотный личный и грузовой коммерческий транспорт, роботакси и системы помощи водителю. Европейские страны, Китай, США и Россия активно развивают технологии автономного транспорта. Зрелости указанный сегмент достигнет к середине 2030 года. Этому будут способствовать развитие технологий датчиков (радаров, лазерных радаров, камер, технологий подключения и т. д.), карт высокой четкости, строительство умной транспортной инфраструктуры и технологии обмена данными между машинами в потоке. Мировой рынок автономных автомобилей к 2028 году достигнет $11 млрд.

Интеллектуальная мобильность (smart mobility). Под сегментом понимаются каршеринг, кикшеринг, развитая сеть общественного транспорта, умная навигация для пассажиров, удобная система оплаты проезда, доставка посылок дронами. 

Пока же наибольший вклад в развитие интеллектуальной мобильности приносят сегменты управления дорожным движением (31% выручки от всего рынка smart mobility) и райдшеринга (свыше 36%). Однако к 2030 году возрастет роль каршеринга и умных парковок.

Факторами роста сегмента станут рост спроса на транспортные услуги по запросу и правительственные инициативы для умных городов. Сдерживающими факторами аналитики называют низкий уровень проникновения Интернета в развивающихся регионах. Объем мирового рынка интеллектуальной мобильности оценивается в $240 млрд к 2030 году.

Source: www.precedenceresearch.com

Вырастет и объем мирового рынка умных городов с $1 млрд по итогам 2021 года до $7,2 млрд к 2030 году. Среднегодовая динамика сегмента ожидается на уровне 25%. Спрос на технологии обуславливается продолжающимся ростом городского населения. По данным ООН, в 2019 году в городах проживало 55,7% населения Земли, а в 2050 году будет проживать уже 69%.

Как транспорт делает города чище, комфортнее и эффективнее

Аналитики спрогнозировали возможные позитивные эффекты от развития всех трех сегментов ЦГМ. Например, вырастет эффективность использования городской инфраструктуры. Дороги и парковки используют до 15–20% городского пространства. Чем больше людей будут использовать сервисы совместной мобильности, тем эффективнее в городах будут организованы городские пространства.

25 автомобилей
заменяет одна машина каршеринга
15–20%
территории города занимают дороги и парковки

Также снизится загрязнение окружающей среды. 25% выбросов углекислого газа во всем мире приходится на транспортный сектор. Для устойчивого развития следует отказаться от приоритизации частных автомобилей и уделять больше внимания альтернативным видам транспорта.

Москва обгоняет российские регионы

Быстрее всего указанных эффектов достигнет Москва, считают аналитики. В столице России создана интеллектуальная транспортная система (ИТС). ИТС в Москве развивается с 2011 года и позиционируется как государственная информационная система (ГИС). 

10 млрд рублей
стоило создание ИТС в Москве
1 млрд рублей
ежегодно тратится на поддержание столичной ИТС
В два раза за 10 лет
снизилось количество аварий в Москве
На 13%
выросла средняя скорость движения в столице

Управление дорожным движением осуществляется из единого центра. Оператор этого центра может управлять работой светофоров, наблюдать за ситуацией более чем с 2 тысячами дорожных камер, считывающих номера и автоматически выставляющих штрафы, сообщал Максим Ликсутов.

По его словам, сейчас Москва создает цифрового двойника улиц города – единую электронную базу, куда будут включены все дорожные объекты, в частности дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и другое. Центр организации дорожного движения для этого оцифровал 6,9 тысячи км. улиц города. 

В России развиваются сервисы совместной мобильности

В России с 2018 года активно реализуется проект «Цифровой городской транспорт» в рамках концепции «Умный город».Проект включает в себя 160 систем и подсистем, работает на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных объектов.

Одним из ключевых направлений концепции «Умный город» является переход от традиционных транспортных систем к системам интеллектуальной мобильности (умный городской транспорт). Москва в этом направлении преуспела и занимает лидирующую позицию в России и мире по внедрению новых транспортных решений. Например, в прошлом году сервис пассажирских перевозок по требованию начали обкатывать Москве, а с этого года – в Подмосковье. Речь идет о сервисе перевозок по требованию «По пути», работающем в Москве. Суть его использования – в заказе общественного транспорта в нужную для пассажира точку. Работа сервиса привязана к остановкам общественного транспорта, поэтому пассажир выбирает ближайшую такую начальную точку и конечную точку маршрута (тоже на остановочной площадке). Транспорт подъедет за 10–20 минут и будет ждать клиента не более 2 минут.

В Подмосковье тестируется сервис «НамПоПути», найти который можно в приложении «Транспорт Подмосковья». Пассажиру доступно как долгосрочное планирование поездки (на срок от одного дня до недели вперед), так и заказ на ближайшее время. При формировании заявки пассажир в мобильном приложении отмечает, когда он хочет оказаться в пункте назначения. После формирования маршрута пассажир получает уведомление со временем, к которому ему нужно подойти на остановку, – обычно через 15 минут при срочном заказе.

Другие регионы России тоже создают ИТС. По оценке Федерального дорожного агентства РФ, к концу 2024 года будет создано более 56 ИТС в городских агломерациях с населением от 300 тысяч человек разных регионах. В итоге к этому времени ИТС будет охвачено минимум 64 города. 

42 млрд рублей
будет выделено на развитие ИТС в России

Без финансов далеко не уедешь 

Дефицит городских бюджетов является основной проблемой реализации интеллектуальных транспортных систем как части концепции «Умный город», которую можно решить государственным финансированием.

«Однако наступают позитивные перемены: регионы переходят на более эффективные модели управления общественным транспортом, для модернизации пассажирских перевозок реализуются федеральные программы и проекты, в частности федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Еще одним барьером может стать устаревание парка транспортных средств. Но и здесь наметилась положительная тенденция: регионы все больше обновляют подвижной состав, оснащают транспортные средства необходимым оборудованием для внедрения цифровых сервисов».

Максим Исаев, заместитель генерального директора компании «Датапакс», входящей в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика»

По мнению эксперта, решается и проблема с нехваткой квалифицированных кадров на местах – как с помощью федеральных проектов, так и за счет общего повышения уровня цифровой грамотности. Таким образом, основные барьеры для развития интеллектуализации транспортной отрасли в России постепенно снимаются.