Page ID: 91423
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

Транспорт по запросу: искусственный интеллект спланирует поездку за пассажира

Сервисы пассажирских перевозок по требованию начинают появляться во все большем числе регионов России. В прошлом году он появился в Москве, а в июле этого года – в Московской области. Эти форматы организации движения относят к DRT (demand-responsive transport – транспорт, реагирующий на спрос). Использовать его муниципальные власти начали в начале XX века. Но использование цифровых технологий позволяет существенно повысить эффективность DRT-проектов.

Совместно с:
АЦТЛ

Новая волна

Столичный сервис перевозок по требованию «По пути» стал первым подобным сервисом в России. Принцип его работы достаточно прост: в мобильном приложении пассажир отмечает в зоне действия сервиса точку, откуда хочет начать поездку, а приложение подбирает ближайшую остановку, до которой можно дойти пешком. После этого пассажир указывает пункт назначения и отправляется на посадку. Ожидание транспорта составляет примерно 10–20 минут, а вот пассажира автобус будет ждать не более 2 минут, после чего отправится дальше по маршруту.

Московская область запустила свой сервис транспорта по запросу, который называется «НамПоПути» и доступен в мобильном приложении «Транспорт Подмосковья». Конструирование поездки полностью зависит от запроса пассажира. При этом есть два вида запроса: плановый и фактический. При плановом можно заказать транспорт на следующий день или даже на неделю вперед, а фактический – срочный – обеспечивает выполнение заявки пассажира в день ее подачи. Сервис формирует оптимальный путь с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей, сопровождает пассажира в дороге с помощью push-уведомлений и помогает контролировать качество оказанных услуг.

При формировании заявки пассажир в мобильном приложении отмечает, когда он хочет оказаться в пункте назначения, а не когда желает туда выехать.

Сервис предлагает такое решение, поскольку транспорт по запросу движется по гибкой траектории, которая меняется в зависимости от запросов. Обработав запросы всех заказчиков, сервис через приложение сообщает, во сколько каждому пассажиру нужно подойти на остановку. Прибытие произойдет в 15-минутном интервале относительно нужного времени – об этом предупредит приложение.

Маршрут построен

В 2021 году было утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 3744-р).

Стратегическое направление включает шесть ключевых проектов и три инициативы Минтранса России, в том числе проект «Зеленый цифровой коридор пассажира». Для его реализации необходимо создать цифровую платформу, в которую будут интегрированы следующие сервисы: единый цифровой инструмент оплаты проезда, цифровой профиль пассажира и сервис построения оптимального маршрута поездки (MaaS).

Создание платформы позволит сократить время ожидания транспорта, увеличить среднюю скорость движения, число перевезенных пассажиров и долю безналичной оплаты проезда, а также поможет внедрить новые технологии в транспортную отрасль страны. Пассажиры смогут забыть о необходимости бумажных документов и наличных средств. Кроме того, будут учитываться льготы и реальный трафик, включая пересадки.

Перевозки по запросу – часть этой цифровой платформы. Развитие таких перевозок предусматривается Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.

Запуск персонализированных автобусных перевозок по запросу – один из трендов в странах с высокоразвитыми транспортными системами. Транспортная стратегия России предполагает создание условий, которые позволят организовать такие перевозки в нашей стране. Дорожная карта проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» предполагает, что развитие перевозок по запросу является важной составляющей цифровой трансформации транспортной отрасли.

В режиме эксперимента

Транспорт по запросу является отечественным программным продуктом. Разработчик сервиса «НамПоПути» – российская компания «Датапакс» – планирует распространить эту технологию на организацию других типов совместных поездок – корпоративные перевозки и поездки с попутчиками. В будущем все эти сегменты можно будет объединить между собой. Например, если в сервис будет включен сегмент корпоративных перевозок, это позволит организовать корпоративные перевозки не коммерческими перевозчиками, а перевозчиками общественного транспорта, полностью или частично. Таким образом сервис может расширить сферу применения общественного транспорта, а корпорации получат снижение затрат на перевозку работников.

Сервис «НамПоПути» уже прошел нагрузочное тестирование, что позволило проверить различные сценарии его работы с учетом спроса пассажиров, удобства для водителей, минимизации ручных действий диспетчеров, учета особенностей топографии зоны действия сервиса и характера дорожной обстановки. Пилотирование проходило в течение месяца с участием специально сформированной фокус-группы.

В тестировании участвовало два транспортных средства. Количество поездок напрямую зависело от спроса: утром и вечером, когда люди ехали на работу и обратно, спрос на поездки был больше. Самым востребованным было время с 6:00 до 9:00 и с 18:00 до 22:00.

Тестовая эксплуатация сервиса «НамПоПути» позволила оценить краткосрочные эффекты для пассажиров и организатора перевозок на примере конкретного микрорайона Подмосковья:

  • для пассажиров время в пути сократилось в 2 раза по сравнению с регулярным транспортом;

  • перевозчик смог четко определить часы и участки наибольшего спроса для регулирования количества необходимых автобусов на линии;

  • организатор перевозок получил полную автоматизацию процесса обработки приема заказов пассажиров и контроль за их исполнением.

Гибкий алгоритм

Транспорт по запросу позволяет автоматизировать сбор спроса на перевозку пассажиров. Так, ядро сервиса «НамПоПути» – это алгоритм, который в автоматическом режиме обрабатывает все поступающие заказы и формирует оптимальные с точки зрения маршрута рейсы. При этом охватывается максимально возможное число указанных в заказах пунктов посадки, учитывается количество и вместимость транспортных средств, необходимых для перевозки пассажиров. Сервис включает в себя мобильные приложения для пассажиров и водителей – схожие по интерфейсу, но обладающие каждое своим набором функций. Именно в приложения после обработки заказов и формирования маршрутов приходит вся нужная пользователям информация.

Оставить заявку на поездку можно в любое время работы сервиса – ежедневно с 6:00 до 22:00 часов. Заказать транспорт можно максимум за несколько дней до поездки, минимум, учитывая нагрузку на линию, – за 15–20 минут до старта. Если автобусы свободны и могут выполнить запрашиваемое время, сервис примет заявку. Если алгоритм сервиса понимает, что транспорт не успеет заехать за пассажиром – придет отказ.

Невозможность выполнить заявку, оставленную менее чем за 15 минут до старта, напрямую связана с количеством автобусов на линии. Так, если на каждой остановке в зоне действия сервиса поставить по одному автобусу, можно забирать пассажиров минута в минуту.

Гибкость сервиса достигается за счет учета времени работы и территории действия сервиса, количества и вместимости имеющихся автобусов на линии, режима работы водителей, количества, частоты и стоимости заказов и т. п. Информация по каждому из этих параметров обрабатывается одновременно. Для этого алгоритм должен быть обучаемым – современные отечественные разработки имеют такую возможность: сервис использует искусственный интеллект и применяет машинное обучение.

Так, система может отказать пассажиру в исполнении его заявки, если алгоритм посчитает, что какие-то из параметров мешают эффективному выполнению заказа, например, в транспорте, который выйдет на линию, закончатся свободные места. Тогда пассажиры в ответ на свои заявки получат уведомления о невозможности выполнить поездку. Система предложит изменить время или воспользоваться другим видом транспорта.

«Убийца» такси?

Основное преимущество пассажирских перевозок по запросу и главное отличие от регулярных – транспорт не должен следовать расписанию и постоянно выходить на линию, чтобы в том числе перевозить «воздух». Такси, естественно, также не придерживается какого-то расписания: клиент вызывает его к нужному времени, предварительно узнав примерное время нахождения в пути.

При этом транспорт по запросу все-таки не альтернатива такси, исполняющему индивидуальные заказы. Общественный транспорт, подключенный к сервису пассажирских перевозок по запросу, выполняет социальную функцию: обеспечивает транспортную доступность в районах с неразвитой маршрутной сетью и перевозит не одного или нескольких человек, а гораздо большее число пассажиров – благодаря учету наполняемости. Понятно, что, если есть возможность перевезти, к примеру, 20 человек в одном автобусе, а не в 20 машинах такси, это снизит нагрузку на улично-дорожную сеть, уменьшит пробки и снизит количество выхлопных газов. Кроме того, пассажиру выгодно пользоваться сервисом перевозок по запросу: поездка на общественном транспорте стоит дешевле, чем на такси.

Возможность транспорта по запросу агрегировать спрос и выполнять заказ для большого количества пассажиров делает этот сервис функционально сложнее такси – именно за счет гибкости алгоритма.

Функционал транспорта по запросу схож с функционалом группового трансфера. Однако есть и отличия: трансфер обслуживает конкретный маршрут, хотя и подается к нужному времени, а транспорт по запросу имеет гибкий маршрут и, как в случае с «НамПоПути», приезжает к тому времени, которое алгоритм сервиса определяет самостоятельно, чтобы исполнить заявку и доставить пассажира в нужное место в нужное время.

Сервис транспорта по запросу является разновидностью модели DRT (demand-responsive transport – транспорт, реагирующий на спрос), реализованной с помощью современных цифровых технологий.

DRT не является новшеством XXI века. Первый известный эксперимент по внедрению подобного формата перевозок состоялся в 1916 году в США, в Атлантик-Сити, но особого успеха не имел. Системы, реагирующие на спрос, начали распространяться только к концу 60-х и началу 70-х сначала в США, а затем и в Европе. Причина – рост районов с низкой плотностью населения, которые не имели такого финансового обеспечения, как густонаселенные районы американских и европейских городов.

Активно сервисы DRT стали запускаться во втором десятилетии XXI века. Вот некоторые из тех, что появились с 2012 года: Via + ViaVan, Kutsuplus, BRIDJ, Chariot, Padam, Leap, Loup, UberPool.

BRIDJ – один из первых коммерческих сервисов DRT, который запустили в Бостоне (США) в 2014 году. Сервис предоставлял безостановочные фиксированные маршруты поездок в премиальных автобусах. Первоначальные маршруты были установлены на основе предпочтений пассажиров во время пилотирования.

В течение следующих месяцев было сделано несколько важных изменений:

  • тариф, зависящий от расстояния, изменили на фиксированный (тариф с фиксированной величиной, которая не зависит от даты покупки билета и не меняется в рамках определенного периода);

  • автобусы на 50 мест заменили 14-местными транспортными средствами; запустили приложение, которое позволяло пассажирам бронировать поездки и отслеживать транспортные средства.

  • Далее сервис начали запускать и в других регионах США, но в апреле 2017 года BRIDJ прекратил свою деятельность из-за сделки с Toyota. Затем BRIDJ был приобретен австралийской компанией Transit Systems и в декабре 2017 года заработал в Сиднее (Австралия). В январе 2020 года Transit Systems была приобретена SeaLink Travel Group. Теперь BRIDJ – не только сервис DRT, но и независимая частная компания.

Еще один пример – пилотная DRT-программа Mokumflex муниципалитета Амстердама.

Пилотирование проводили в районе Амстердам-Норд, где стационарные автобусные линии эксплуатировались GVB (местным оператором общественного транспорта) и регулировались Vervoerregio Amsterdam (транспортным управлением). Mokumflex же управлялась частным предприятием RMC. В таблице представлена таблица сравнения основных эксплуатационных характеристик (количество транспортных средств, сроки эксплуатации, движение, количество остановок и стоимость проезда) до и после внедрения DRT. 

Работа общественного транспорта в Амстердаме до и после внедрения Mokumflex

 

Кол-во ТС, ед.

Часы работы  

Интервал движения

Количество остановок

Стоимость проезда

GVB

30: 1 ед., 31: 1 ед.

30/31: с 6:00 до 24:00 пн. – пт.

30/31: 1 час

30/31: 43

0,155 евро/км

Mokumflex

2 ед.

с 6:00 до 24:00 ежедневно  

не определен

45

бесплатно

Сравнение показывает, что структура Mokumflex – более гибкая: два транспортных средства были способны обслуживать районы, которые ранее требовали три автобуса (без учета резервного парка). Однако изменения впоследствии снизили пассажиропоток, сделав это сравнение некорректным. Стоит еще отметить, что пилот увеличил период работы транспортных средств и количество остановок. Большой интервал продолжительностью в 60 минут был заменен системой на основе спроса: пользователь должен был забронировать поездку за час, а транспортное средство – прибыть в течение 15 минут до и после указанного желаемого времени. Кроме того, предыдущая система взимала по 0,155 евро/км (GVB, 2018), в то время как пилотный проект был бесплатным.

Несмотря на уменьшение пассажиропотока, система DRT оказалась эффективнее по сравнению с предыдущим фиксированным сервисом. Пробег уменьшился на 11%, что говорит о рационализации ресурсов. Сократилось количество транспортных километров, эксплуатационных расходов и выбросов парниковых газов на одного пассажира. Кроме того, Mokumflex положительно восприняли пользователи: было доказано, что пунктуальность является важным фактором, определяющим удовлетворенность системой DRT.