Новая волна
Столичный сервис перевозок по требованию «По пути» стал первым подобным сервисом в России. Принцип его работы достаточно прост: в мобильном приложении пассажир отмечает в зоне действия сервиса точку, откуда хочет начать поездку, а приложение подбирает ближайшую остановку, до которой можно дойти пешком. После этого пассажир указывает пункт назначения и отправляется на посадку. Ожидание транспорта составляет примерно 10–20 минут, а вот пассажира автобус будет ждать не более 2 минут, после чего отправится дальше по маршруту.
Московская область запустила свой сервис транспорта по запросу, который называется «НамПоПути» и доступен в мобильном приложении «Транспорт Подмосковья». Конструирование поездки полностью зависит от запроса пассажира. При этом есть два вида запроса: плановый и фактический. При плановом можно заказать транспорт на следующий день или даже на неделю вперед, а фактический – срочный – обеспечивает выполнение заявки пассажира в день ее подачи. Сервис формирует оптимальный путь с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей, сопровождает пассажира в дороге с помощью push-уведомлений и помогает контролировать качество оказанных услуг.
При формировании заявки пассажир в мобильном приложении отмечает, когда он хочет оказаться в пункте назначения, а не когда желает туда выехать.
Сервис предлагает такое решение, поскольку транспорт по запросу движется по гибкой траектории, которая меняется в зависимости от запросов. Обработав запросы всех заказчиков, сервис через приложение сообщает, во сколько каждому пассажиру нужно подойти на остановку. Прибытие произойдет в 15-минутном интервале относительно нужного времени – об этом предупредит приложение.
Маршрут построен
В 2021 году было утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 3744-р).
Стратегическое направление включает шесть ключевых проектов и три инициативы Минтранса России, в том числе проект «Зеленый цифровой коридор пассажира». Для его реализации необходимо создать цифровую платформу, в которую будут интегрированы следующие сервисы: единый цифровой инструмент оплаты проезда, цифровой профиль пассажира и сервис построения оптимального маршрута поездки (MaaS).
Создание платформы позволит сократить время ожидания транспорта, увеличить среднюю скорость движения, число перевезенных пассажиров и долю безналичной оплаты проезда, а также поможет внедрить новые технологии в транспортную отрасль страны. Пассажиры смогут забыть о необходимости бумажных документов и наличных средств. Кроме того, будут учитываться льготы и реальный трафик, включая пересадки.
Перевозки по запросу – часть этой цифровой платформы. Развитие таких перевозок предусматривается Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р.
Запуск персонализированных автобусных перевозок по запросу – один из трендов в странах с высокоразвитыми транспортными системами. Транспортная стратегия России предполагает создание условий, которые позволят организовать такие перевозки в нашей стране. Дорожная карта проекта «Зеленый цифровой коридор пассажира» предполагает, что развитие перевозок по запросу является важной составляющей цифровой трансформации транспортной отрасли.
В режиме эксперимента
Транспорт по запросу является отечественным программным продуктом. Разработчик сервиса «НамПоПути» – российская компания «Датапакс» – планирует распространить эту технологию на организацию других типов совместных поездок – корпоративные перевозки и поездки с попутчиками. В будущем все эти сегменты можно будет объединить между собой. Например, если в сервис будет включен сегмент корпоративных перевозок, это позволит организовать корпоративные перевозки не коммерческими перевозчиками, а перевозчиками общественного транспорта, полностью или частично. Таким образом сервис может расширить сферу применения общественного транспорта, а корпорации получат снижение затрат на перевозку работников.
Сервис «НамПоПути» уже прошел нагрузочное тестирование, что позволило проверить различные сценарии его работы с учетом спроса пассажиров, удобства для водителей, минимизации ручных действий диспетчеров, учета особенностей топографии зоны действия сервиса и характера дорожной обстановки. Пилотирование проходило в течение месяца с участием специально сформированной фокус-группы.
В тестировании участвовало два транспортных средства. Количество поездок напрямую зависело от спроса: утром и вечером, когда люди ехали на работу и обратно, спрос на поездки был больше. Самым востребованным было время с 6:00 до 9:00 и с 18:00 до 22:00.
Тестовая эксплуатация сервиса «НамПоПути» позволила оценить краткосрочные эффекты для пассажиров и организатора перевозок на примере конкретного микрорайона Подмосковья:
-
для пассажиров время в пути сократилось в 2 раза по сравнению с регулярным транспортом;
-
перевозчик смог четко определить часы и участки наибольшего спроса для регулирования количества необходимых автобусов на линии;
-
организатор перевозок получил полную автоматизацию процесса обработки приема заказов пассажиров и контроль за их исполнением.
Гибкий алгоритм
Транспорт по запросу позволяет автоматизировать сбор спроса на перевозку пассажиров. Так, ядро сервиса «НамПоПути» – это алгоритм, который в автоматическом режиме обрабатывает все поступающие заказы и формирует оптимальные с точки зрения маршрута рейсы. При этом охватывается максимально возможное число указанных в заказах пунктов посадки, учитывается количество и вместимость транспортных средств, необходимых для перевозки пассажиров. Сервис включает в себя мобильные приложения для пассажиров и водителей – схожие по интерфейсу, но обладающие каждое своим набором функций. Именно в приложения после обработки заказов и формирования маршрутов приходит вся нужная пользователям информация.
Оставить заявку на поездку можно в любое время работы сервиса – ежедневно с 6:00 до 22:00 часов. Заказать транспорт можно максимум за несколько дней до поездки, минимум, учитывая нагрузку на линию, – за 15–20 минут до старта. Если автобусы свободны и могут выполнить запрашиваемое время, сервис примет заявку. Если алгоритм сервиса понимает, что транспорт не успеет заехать за пассажиром – придет отказ.
Невозможность выполнить заявку, оставленную менее чем за 15 минут до старта, напрямую связана с количеством автобусов на линии. Так, если на каждой остановке в зоне действия сервиса поставить по одному автобусу, можно забирать пассажиров минута в минуту.
Гибкость сервиса достигается за счет учета времени работы и территории действия сервиса, количества и вместимости имеющихся автобусов на линии, режима работы водителей, количества, частоты и стоимости заказов и т. п. Информация по каждому из этих параметров обрабатывается одновременно. Для этого алгоритм должен быть обучаемым – современные отечественные разработки имеют такую возможность: сервис использует искусственный интеллект и применяет машинное обучение.
Так, система может отказать пассажиру в исполнении его заявки, если алгоритм посчитает, что какие-то из параметров мешают эффективному выполнению заказа, например, в транспорте, который выйдет на линию, закончатся свободные места. Тогда пассажиры в ответ на свои заявки получат уведомления о невозможности выполнить поездку. Система предложит изменить время или воспользоваться другим видом транспорта.
«Убийца» такси?
Основное преимущество пассажирских перевозок по запросу и главное отличие от регулярных – транспорт не должен следовать расписанию и постоянно выходить на линию, чтобы в том числе перевозить «воздух». Такси, естественно, также не придерживается какого-то расписания: клиент вызывает его к нужному времени, предварительно узнав примерное время нахождения в пути.
При этом транспорт по запросу все-таки не альтернатива такси, исполняющему индивидуальные заказы. Общественный транспорт, подключенный к сервису пассажирских перевозок по запросу, выполняет социальную функцию: обеспечивает транспортную доступность в районах с неразвитой маршрутной сетью и перевозит не одного или нескольких человек, а гораздо большее число пассажиров – благодаря учету наполняемости. Понятно, что, если есть возможность перевезти, к примеру, 20 человек в одном автобусе, а не в 20 машинах такси, это снизит нагрузку на улично-дорожную сеть, уменьшит пробки и снизит количество выхлопных газов. Кроме того, пассажиру выгодно пользоваться сервисом перевозок по запросу: поездка на общественном транспорте стоит дешевле, чем на такси.
Возможность транспорта по запросу агрегировать спрос и выполнять заказ для большого количества пассажиров делает этот сервис функционально сложнее такси – именно за счет гибкости алгоритма.
Функционал транспорта по запросу схож с функционалом группового трансфера. Однако есть и отличия: трансфер обслуживает конкретный маршрут, хотя и подается к нужному времени, а транспорт по запросу имеет гибкий маршрут и, как в случае с «НамПоПути», приезжает к тому времени, которое алгоритм сервиса определяет самостоятельно, чтобы исполнить заявку и доставить пассажира в нужное место в нужное время.