Page ID: 94946
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

«Ростелеком» и ИРИ выделили основные технологические тренды в развитии новых коммуникационных интернет-технологий

Фото: freepik.com

В исследовании отмечается рост общественного и государственного регуляторного воздействия, особенно в отношении дипфейков и поисково-рекомендательных технологий в социальных сетях

«Ростелеком» и Институт развития интернета (АНО «ИРИ») представили совместное исследование трендов развития новых коммуникационных интернет-технологий (НКИТ) в России и в мире. Исследование подготовлено в рамках реализации мероприятий дорожной карты по развитию высокотехнологичной отрасли «Новое общесистемное программное обеспечение».

«Ростелеком» и ИРИ проанализировали ключевые события в 2021–2022 годах, которые повлияли на развитие НКИТ, рассмотрели ограничения и возможности в актуальных условиях. При проведении исследования были проведены опросы и глубинные интервью с экспертами в различных сферах. Также в исследовании «Ростелекома» и ИРИ рассмотрены подходы разных стран по поддержке и регулированию индустрии.

Во всех странах мира зафиксирована тенденция на усиление регулирования или саморегулирования цифровых креативных индустрий в особенно чувствительных вопросах. Российские подходы и инициативы, конечно, имеют свои особенности, но в целом соответствуют общемировым трендам. В сфере внимания регуляторов уже оказались вопросы обращения внутриигровых предметов, борьба с «читами» (программы для изменения игровых характеристик), выявление дипфейков и другие.

Действенным методом достижения баланса интересов общества и бизнеса может быть формирование актов «мягкого права», когда правила игры вырабатываются в отраслевых ассоциациях. Одним из удачных примеров саморегулирования в цифровой креативной индустрии стало создание крупнейшими российскими медиа- и ИКТ-компаниями Альянса по защите детей в цифровой среде. 

Авторы исследования выделили ряд ключевых технологических трендов, исходя из особенностей развития НКИТ.

Тренды в поисково-рекомендательных технологиях:
  1. В краткосрочной перспективе повысится интерес к ИT-специальностям и смежным профессиям, поэтому на рынке продолжат появляться образовательные курсы и новые специальности, которых пока не было в официальных программах обучения, как государственных, так и большинства частных учебных заведений.
  2. Общей практикой для всех социальных и рекомендательных сервисов становится создание «информационного пузыря». Ключевые компании, развивающие рекомендательные технологии, будут активно использовать дискавери-практику для получения новых предложений, не связанных напрямую с предыдущим опытом человека и его поведением в сети.
  3. Пользователи будут стремиться все больше контролировать свои данные. Это приведет к повышению прозрачности деятельности технологических компаний.
  4. Будут развиваться механизмы идентификации пользователей, например, чтобы определить возраст для доступа к определенным ресурсам. Также будет развиваться сквозная идентификация – единая защищенная учетная запись для доступа к различным независимым сервисам. Этот тренд приведет к регулированию вопросов работы с персональными данными, в том числе биометрическими, доступа и использования персональных данных коммерческими компаниями и органами власти, защиты этих данных. Также потребуется решить вопросы, связанные с получением согласий пользователей и механизмов определения достоверности этих согласий.
  5. Продолжится поиск баланса в правовой сфере между законодательным регулированием деятельности технологических платформ и их саморегуляцией.
  6. В среднесрочной перспективе становится важной выработка механизмов экспертизы и контроля всей сферы рекомендательных сервисов и алгоритмов. При этом мнения экспертов расходятся – от необходимости достаточно жесткого госрегулирования до максимального упрощения использования таких технологий, чтобы российские компании могли быстро их развивать и успешно конкурировать с иностранными аналогами. Тем не менее в основном эксперты склоняются к предпочтительности модели, при которой отрасль сама будет устанавливать требования и правила на основе саморегулирования.
  7. В долгосрочной перспективе стоимость и важность данных будет повышаться, так как на их основе можно делать более точные и глубокие выводы и рекомендации. Стоимость цифровых следов людей и бизнеса и других данных также продолжит расти. Умение фиксировать и использовать данные о взаимодействии пользователей и бизнеса, человека и государства, но без нарушения базовых прав и свобод человека может стать прорывом и серьезным конкурентным преимуществом на международном уровне.
 
Тренды в мессенджерах и социальных сетях:
  1. Возникают технологические ограничения, которые негативно сказываются на развитии отрасли, в частности, это связано с нехваткой собственных серверных мощностей, отсутствием технологий обработки видео в приложениях и др.
  2. Продолжится рост аудитории на отечественных площадках: это будет способствовать созданию новых форматов контента (развитие UGC, видеоформатов, стримингов) и развитию социальной коммерции.
  3. Сегмент требует стандартизации средств и связи взаимодействия. На фоне ужесточения законодательного регулирования наблюдается тренд национализации контента. Контент больше фильтруется (ограничения по содержанию контента, правила по маркировке, размещение дисклеймеров).
  4. Законодательное регулирование существенно отстает от скорости внедрения новых решений.
  5. Мировая практика смещается в сторону создания этических гайдлайнов, кодексов и аналогичных документов, урегулирования вопросов о деструктивном и «вредном» контенте через нормы этики и морали индустрией самостоятельно.
  6. Растет внимание пользователей к вопросам сбора и использования их данных, информационной безопасности.
 
Тренды в видеосервисах:
  1. Говоря о дальнейшем развитии сферы в сложившихся условиях, большинство респондентов указали на негативный сценарий. Прежде всего, в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет наблюдаться сокращение аудитории пользователей, предпочитающих смотреть лицензионный контент, увеличится число пиратского контента. Платные российские видеосервисы из-за ухода голливудских студий, ухудшения качества профессионального контента и роста цен ожидает стагнация.
  2. Один из экспертов прогнозирует падение рекламной выручки в онлайне более чем на 60%, что прямо и непосредственно отразится на социальных сетях, видеохостингах и других сервисах, работающих по модели AVOD.
  3. В технологической сфере в ближайшем будущем могут возникнуть проблемы с оборудованием, что увеличит стоимость производства. Однако в долгосрочной перспективе качество российского контента может вырасти, увеличится количество сериалов уровня Netflix. Кроме того, эксперты не исключают выхода отечественной индустрии видео на мировой рынок. Продолжится перетекание объема рекламных доходов от YouTube и сервисов компании Meta*.
 
Тренды в сервисах CDN:
  1. В будущем ожидается значительное расширение числа потребителей сервисов CDN за счет увеличения различных форматов платформ, использующих их услуги. Особый имульс развитию этой сферы может придать внедрение технологии связи 5G и расширение использования Cloud gaming и Cloud rendering – технологий для обработки информации и видео не на устройствах, а в облаке. Кроме того, это повысит скорость обработки сигнала на всех стадиях процесса, а значит, поможет расширить проникновение технологий дополненной и виртуальной реальности.
  2. При этом внедрение новых инструментов потребует высокой скорости отклика — понадобятся новые технологические решения, в том числе гораздо более плотная интеграция с владельцами ЦОД и операторами связи.
  3. Очевидно, что развитие сервисов CDN усилит и внимание со стороны государства. Эксперты отмечают, что обсуждающиеся законодательные инициативы так или иначе вводят сервисы CDN в правовую плоскость как оператора связи, как контентный сервис. Это значит, в ЕС участникам рынка придется ощутить на себе давление сфере тарифного регулирования, сетевой нейтральности, и антимонопольных сделках. В России это может потребовать усиления компаний за счет дополнительных специалистов для учета новых требований.
 
Тренды в игровых сервисах:
  1. Оценивая дальнейшее развитие игровой индустрии в целом, эксперты отмечают переход к мультиплатформенности и возрождение инди-сегмента, игр категории А1, Б+. Текущие лидеры рынка не способны поддерживать интерес аудитории и сдают позиции, а значит, на рынке возможно появление новых игроков.
  2. Игровая индустрия перестает быть отвлеченной от интересов большинства пользователей площадкой и сливается с повседневной деятельностью. Этот тренд поддерживается широким распространением инструментов геймификации, содержательным элементом большинства сервисов.
  3. Грань между функциональными приложениями и играми все больше стирается. В техническом аспекте можно говорить о росте качества видеоизображения.
  4. Ряд экспертов говорят о тенденции к развитию и усилению законодательного регулирования без заметных мер поддержки отрасли. В частности, они отметили принятие закона о запрете пропаганды нетрадиционных ценностей, который относится в том числе и к игровому контенту. В качестве прецедента для игровой индустрии отмечают государственное регулирование в Китае, где действует уже упоминавшийся закон об ограничении игрового времени для подростков.
 
Тренды в технологиях интеллектуальной интеграции и адаптации контента и технологиях распознавания сгенерированного контента:
  1. Постоянно растет количество создаваемых дипфейков. В отчете 2020 года «The State of Deepfakes 2020»295 отмечалось, что за время наблюдения с 2018 года число профессионально созданных дипфейков удваивается каждые шесть месяцев.
  2. Эти технологии все активнее используются в киноиндустрии, телевидении и игровой индустрии. В среднесрочной перспективе это будет касаться также и метавселенных.
  3. Усиливается влияние дипфейков на общественно-политическую обстановку за счет большого охвата аудитории и зачастую вирусного характера роликов. Уже зафиксировано значимое количество примеров попыток дискредитации и дезинформации отдельных политиков, компаний или стран за счет распространения дипфейков.
 
Тренды в технологиях виртуальной и дополненной реальности (B2C-сервисы):
  1. Технологии AR/VR развиваются в последние два года в значительной степени за счет ажиотажа вокруг создания метавселенных и попыток законодательного регулирования их использования.
  2. Активно развиваются симуляции в образовании: сборка/разборка объектов, управление технологическими процессами, симуляции для обслуживающего персонала.
  3. Появляются и улучшаются технологии, в частности совершенствуется эргономики оптики и ее производительность, разрабатываются новые модели гарнитур (Pancake, Pico, Magic Leap). Разработчики решают проблемы конвергенции и аккомодации в гарнитурах, в частности для этого был введен айтрекинг.
  4. Среди новых продуктов эксперты выделяют устройство Meta Quest Pro, которое станет переходом от классического VR-устройства к мультифункциональному режиму AR. Режим прозрачности в VR-шлеме за счет камер может быть как в дополненной реальности — это значительный технический прорыв, который создает предпосылки для массового производства и использования технологии.
  5. На мировом рынке появляются новые игроки, способные конкурировать с Meta*, например, компания Pico выпустила потребительский шлем Pico-4, являющийся конкурентом Quest-2.
  6. На российскую индустрию AR/VR значительно повлияла санкционная политика в отношении России, вызванная геополитической ситуацией. Все опрошенные эксперты отметили отток кадров и сокращение штата разработчиков AR/VR в России.