Ещё один проект – работающая на базе машинного обучения платформа Tensor Field, которая помогает определить будущую урожайность и вычислить оптимальную дату посева для всех основных сельхозкультур.
В 2022 году мы планируем развивать формат акселератора: привлекать агрокорпорации для пилотирования решений стартапов и провести акселератор для студентов.
– У некоторых системообразующих банков РФ есть экосистемные подписки на разные случаи жизни. Вы же ориентируетесь в первую очередь на фермеров и покупателей сельхозпродукции. Планируете ли вы расширять предложение? За счет чего?
– Мы уже предоставляем целый набор экосистемных решений. Это и цифровые каналы сбыта: маркетплейсы, агросервисы, бизнес-сервисы, набор финансовых услуг. Сейчас мы сосредоточены на информационно-образовательном направлении. Мы создали медиаплатформу, где на ежедневной основе проводим live-беседы и вебинары с ведущими экспертами АПК, размещаем экспертные статьи и новостные обзоры агросектора. Наши пользователи могут в прямом эфире общаться с профессионалами отрасли, а также предлагать свои темы к обсуждению.
Также мы работаем над одной из крупнейших баз знаний – «Агровики», где агрегируем информацию для растениеводов и животноводов. Там фермеры найдут ответы на многочисленные вопросы, с которыми сталкиваются ежедневно, а также всю справочную информацию о современных агротехнологиях.
– Как бы вы оценили в текущей ситуации возможности для цифровой трансформации агробизнеса? Кто в первую очередь из компаний, занятых в АПК, будет проводить ЦТ бизнеса?
– В основном цифровая трансформация затронула крупные компании, а малый и средний бизнес, как правило, слабо использует цифровые решения либо ограничивает их сферами товарного учета и бухгалтерии. Мы ставим задачу помочь в первую очередь небольшим фермерским хозяйствам в тех областях, которые напрямую влияют на их эффективность:
- формируем новые каналы продаж, которые позволяют фермерам предлагать продукцию розничным потребителям напрямую (маркетплейс «Своё Родное»);
- способствуем развитию дополнительных источников дохода за счет агротуризма с помощью сервиса «Своё. За городом»;
- на с/х маркетплейсе «Своё Фермерство» предоставляем возможность подбирать всю необходимую сельхозтехнику и оборудование и получать кредитную поддержку от Россельхозбанка, а также приобретать б/у технику по доступным ценам;
- через цифровой хаб «Я в Агро» помогаем формировать связи между работодателями и выпускниками аграрных учебных заведений, предоставляя возможность бизнесу находить лучших специалистов, а выпускникам – работу, на которой их навыки будут востребованы.
Также мы предлагаем фермерам набор отечественных цифровых решений от партнеров для повышения эффективности агробизнеса. Например, онлайн-контроль за скотом на базе RFID-меток, спутниковый анализ почвы, прогноз урожая и другие.
– В чем должна быть разница в подходах при цифровой трансформации малого и среднего агробизнеса? Как меняется эффект от внедрения цифровых технологий в зависимости от размера и сферы деятельности компании?
– Малым и средним агропредприятиям требуются прежде всего простые коробочные решения с очевидным финансовым эффектом от их использования. Именно на них мы и фокусируемся. Внедрение цифровых решений на малых предприятиях проходит быстрее за счет меньшего количества персонала и большей гибкости, средние предприятия требуют больших усилий при адаптации сотрудников к новым реалиям и перестройке процессов, но эффект положителен в любом из случаев. Решения подбираются в зависимости от сферы деятельности.
Например, для агрокомпаний животноводческого профиля важна оперативная поддержка ветеринаров и зоотехников. Для них предоставляется сервис телеветеринарии.
Специализирующимся на растениеводстве важны консультации агрономов и «второе мнение», доступ к селекционным разработкам, а также не ошибиться в выборе культур и вовремя отреагировать, если с урожаем что-то идет не по плану. Часть этих задач решает сервис «Агроном-онлайн».
Но есть и сервисы, подходящие всем:
- санитарный контроль предприятий;
- бизнес-сервисы (конструктор документов, бухгалтерия онлайн, помощь юристов);
- поиск персонала;
- сертификация органической продукции;
- возможность удаленно подать заявку на финансирование.
– Каков ваш прогноз по цифровой трансформации агропромышленного комплекса России на ближайшие два-три года?
– С помощью цифровых решений агробизнес оптимизирует затраты на производство продукции, ускоряет процессы и повышает производительность, а значит, укрепляет свои позиции на рынке. Мы заинтересованы в успешном развитии уже существующих агробизнесов и появлении новых фермерских хозяйств.
Мы полагаем, что направление ЦТ будет усиленно распространяться по всей России во всех сегментах бизнеса, ведь решения становятся доступнее, информированность повышается, а с этим уходит страх неизвестности и неуверенность в эффективности и пользе.