Page ID: 92932
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

Российские цифровые экосистемы: перспективы развития

Фото: Shutterstock

Российские цифровые экосистемы, в отличие от зарубежных, еще не раскрыли свой потенциал. К примеру, средняя чистая прибыль у таких экосистем в 60 раз меньше, чем у мировых лидеров. Еще одна особенность российских экосистем – финансирование убыточных сервисов из основного вида деятельности компании. Регулирование должно способствовать росту рынка цифровых экосистем и платформ.

Крупнейшие компании во всем мире ориентированы на построение экосистем. Их капитализация в последнее время растет опережающими темпами. В опубликованном недавно рейтинге Fortune 500 в список топ-10 входит три экосистемных лидера: Amazon, Apple, Alphabet. 

Крупнейшие экосистемы России. Источник: отчет «Цифровые экосистемы в России»
Самые быстрорастущие экосистемные компании. Источник: Fortune 500

По оценкам McKinsey, совокупная выручка экосистемных компаний к 2025 году может достичь $60 трлн, а их доля в мировой экономике увеличится с 1–2% в 2020 году до 30% к 2025 году.

Какова ценность российских экосистем

Стоимость российских платформенных компаний составляет всего 0,76% от стоимости 100 крупнейших платформенных компаний мира. Это следует из отчета «Цифровые экосистемы в России», подготовленного Институтом экономической политики им. Егора Гайдара. Отечественный рынок тоже идет по пути создания экосистем, однако сегодня потенциал его не реализован.

Крупнейшие экосистемы России. Источник: отчет «Цифровые экосистемы в России»

Также помимо коммерческих экосистем в России сформирована государственная цифровая экосистема – «Госуслуги».

Есть ли разница между платформой и экосистемой

Понятия «цифровая платформа» и «цифровая экосистема» пока однозначно не определены. При участии органов власти, бизнес- и экспертного сообщества на площадке АНО «Цифровая экономика» были организованы круглые столы, посвященные вопросам развития и регулирования деятельности цифровых платформ и экосистем. Результаты данных круглых столов отражены в аналитическом отчете «Регулирование цифровых экосистем и платформ», подготовленном АНО «Цифровая экономика».

Так, экспертами были вынесены на обсуждение 10 основных признаков цифровых экосистем и платформ.

По мнению ректора, профессора Российской экономической школы Рубена Ениколопова, с экономической точки зрения цифровая платформа – это посредник, объединяющий различных участников рынка, например, людей, которые пользуются соцсетями, и рекламодателей. «Пользователи ценят их за возможность быстрого поиска и оплаты необходимых услуг. Но основная задача цифровой платформы – объединить представителей рынка путем предоставления им релевантных данных и удобных способов их обработки», – объяснил эксперт.

Как следует из отчета «Цифровые экосистемы в России», крупнейшие российские экосистемы – это «Сбер» и «Яндекс». У каждого игрока количество пользователей превышает 100 млн человек. Также в топ-5 вошли VK (90 млн), МТС (79,7 млн) и «Мегафон» (более 74 млн). Экосистемы пока что находятся на стадии формирования и не вносят значительного вклада в макроэкономические показатели. К тому же средняя чистая прибыль у отечественных игроков почти в 60 млн раз меньше, чем у мировых лидеров. 

В чем отличие российских экосистем от зарубежных

Российские экосистемы чаще, чем международные, развиваются по горизонтальному или комплексному сценарию, поэтому они конкурируют между собой во множестве отраслевых рынках, утверждают авторы отчета «Цифровые экосистемы в России». Конкуренцию частному бизнесу на этом поле могут создавать и государственные игроки, например те же «Госуслуги».   

Мировой опыт показывает, что подходы к «настройке» рынка при помощи нормативно-правовых актов отличаются в зависимости от того, есть или нет сильные локальные игроки на рынке.

«Присутствие на рынке сильных национальных игроков – значимое отличие российского рынка от многих других. В текущих условиях локальный рынок находится под влиянием разнонаправленных факторов. С одной стороны, место ушедших иностранных компаний успешно занимают российские компании, причем для большей части из них это естественное расширение своего профильного бизнеса. С другой – рост аудитории требует как дополнительных инвестиций в инфраструктуру, так и ускоренного развития собственных сервисов, в основном в части широты линейки. Учитывая это, спецификой российского рынка становится не протекционизм с целью защиты собственных игроков от иностранных, а поддержка существующей структуры рынка для ее сохранения как таковой».

По мнению авторов доклада «Цифровые экосистемы в России», ввиду динамичного развития экосистем и платформ, а также сложности разработки общего подхода к их регулированию, многие задачи правового характера могут решаться за счет саморегулирования цифровых компаний.

«Регулирование сферы ужесточается во всем мире. Но, например, в Китае в последнее время оно пошло по драконовскому пути. Однако здесь старые антимонопольные методы, которые использовались 50 лет назад, не работают. Принудительное разделение, запрет на сбор данных, запрет на продажу собственных товаров и выход на «примыкающие» рынки – это вредные идеи, которые сводят на нет всю пользу от цифровых платформ. А страдают простые пользователи. Гораздо более перспективными являются ограничения, которые связаны с конкуренцией на платформах, запретом приоритизации своих товаров и услуг».

Рубен Ениколопов, ректор, профессор Российской экономической школы

Развитие и масштаб деятельности российских экосистем

В настоящее время одна из главных проблем в части взаимодействия платформенного сегмента экономики с государством заключается в отсутствии единой системы координации работы с цифровыми потребительскими платформами и их поддержки на уровне ФОИВ.

«В силу своих технологических особенностей и кросс-отраслевого охвата цифровые платформы проваливаются в «регуляторный зазор» между зонами ответственности нескольких федеральных министерств. Это не только создает регуляторную неопределенность, но и тормозит развитие цифровых потребительских платформ, особенно в периоды, когда бизнесу важна государственная поддержка».

«Регулирование цифровых экосистем и платформ»

В исследовании «Регулирование цифровых экосистем и платформ», подготовленном организацией «Цифровая экономика», обозначены риски, которые влечет за собой развитие отечественных экосистем. 

Риски проанализированы в четырех основных направлениях: 

  • обработка данных;
  • конкуренция;
  • государственное управление; 
  • защита прав потребителей.
Направления регулирования Риски
Обработка данных
  • наличие регуляторных барьеров в сфере персональных данных;
  • отсутствие возможности передачи обезличенных данных без согласия субъекта персональных данных;
  • риски, связанные с утечкой накопленных в экосистеме данных;
  • возможность совершения антиконкурентных действий (в частности, возможность манипулирования свободой и рациональным выбором субъекта).
Конкуренция
  • доминирование цифровых компаний;
  • влияние на выбор потребителя.
Государственное управление
  • необходимость создания среды стимулирующего развития и продвижения отечественных цифровых сервисов на внешнем и внутреннем рынке.
Защита прав потребителей
  • навязывание потребителю дополнительных услуг,
  • надлежащее информирование потребителей.

Источник: «Регулирование цифровых экосистем и платформ»

Проблемы в иных сферах правоотношений не являются для цифровой экосистемы уникальными. Их всегда можно разрешить при совершенствовании общего регулирования. 

Ключевые задачи регулирования:

  • необходимость создания условий для развития национальных экосистем для повышения их конкурентоспособности с иностранными платформами в России и за рубежом;
  • недопущение монополизации рынка и при этом уход от введения чрезмерного регулирования;
  • необходимость защиты прав потребителей в отношениях с цифровыми экосистемами;
  • снижение киберрисков и повышение информационной безопасности.

Источник: «Регулирование цифровых экосистем и платформ»

Эксперты организации «Цифровая экономика» предлагают ряд мер, которые минимизируют обозначенные ранее риски. Исполнение рекомендаций будет способствовать развитию отечественных цифровых экосистем и платформ. 

Источник: «Регулирование цифровых экосистем и платформ»

Эксперты «Цифровой экономики» считают, что развитие систем искусственного интеллекта (ИИ) должно способствовать росту качества российских сервисов. Кроме того, необходимо расширение условий обработки персональных данных разработчиками решений с использованием ИИ, в частности предоставление им доступа к данным из государственных информационных систем. 

В ноябре 2021 года не международной конференции по искусственному интеллекту и анализу данных AI Journey 2021 президент России Владимир Путин призвал предоставить разработчикам ИИ-решений доступ к обезличенным данным государства. Одновременно предлагается законодательно закрепить минимальный перечень данных, запрашиваемых государством у экосистемы.

Эффект от реализации предложенных мер:

  • рост объемов и качества отечественных сервисов, основанных на обработке данных системами искусственного интеллекта;
  • повышение доверия пользователей к российским сервисам и экосистемам;
  • увеличение темпов развития малого и среднего предпринимательства.

Источник: «Регулирование цифровых экосистем и платформ»

Меры по регулированию цифровых экосистем сформулированы в рамках круглых столов, которые проходили в АНО «Цифровая экономика» по запросу Минэкономразвития, писали «Ведомости». Предложения были сформулированы и представителями госорганов – Минцифры, ЦБ, ФАС, Роскомнадзора и Роспотребнадзора.

«Участие в круглых столах бизнеса и власти позволяет посмотреть на деятельность экосистем с различных точек и сформировать комплексное предложение по мерам их поддержки и регулирования. Результаты этой работы после их конкретизации станут основой для дополнения федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» новыми мероприятиями, направленными на регулирование деятельности экосистем. Меры регулирования экосистем будут проверены на непротиворечивость друг другу в ходе следующих круглых столов. «Мы исходим из того, что основным инструментом регулирования экосистем должно стать саморегулирование. И в этом смысле наиболее эффективно, когда контроль за осуществлением практик осуществляют коллеги, которые разбираются в предмете».

Дмитрий Тер-Степанов, директор по направлению «Нормативное регулирование» **

* Деятельность Meta Platform Inc. (продукты Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена.

 ** Должность эксперта актуальна на момент подготовки материала

В материале использованы материалы отчета «Цифровые экосистемы в России»