Page ID: 96
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Вид сверху

Наша цель — создать кооперацию из всех российских производителей, доказавших свою компетентность

Что же случилось? Почему это стало возможным? 

Уникальное совпадение сразу нескольких факторов.

От частного — к общему

Самый главный тренд — коммодитизация электроники, переход специализированных решений на использование потребительской элементной базы — центральных процессоров общего назначения, примерно таких же, как стоят в каждом современном персональном компьютере или ноутбуке.

Разработка специализированных решений для телекоммуникаций постепенно становится слишком дорогой для клиентов  и в закупке, и в эксплуатации. А в прекрасные мобильные сети будущего старую экономическую модель, согласно которой на каждую функцию разрабатывается своя, особая железка, и вовсе не возьмут. Существенная часть функций проводных сетей уже сейчас, а мобильных сетей уже очень скоро, может реализовываться в виде программных решений, выполняемых на процессорах традиционных «потребительских» архитектур — X86 или ARM.

Примерно пять лет назад это хорошо поняли все крупнейшие мировые производители оборудования для сетей связи, и сейчас готовят свою олигополию к перезагрузке, добавляя в линейку продуктов виртуализованные сетевые функции, однако есть и второй тренд.

Открыть рынок для всех

Крупные зарубежные операторы связи, которые всегда страдали из-за своей чрезвычайной зависимости от производителей, увидели для себя в этом шанс выйти из «вендорного рабства». Если аппаратные и программные компоненты оборудования больше не связаны так жестко, если оборудование можно купить буквально у любого интегратора, то почему бы не поддержать создание нового глобального рынка, на котором множество небольших независимых игроков будут создавать стандартизированное оборудование, совместимое друг с другом благодаря заранее продуманным интерфейсам.  

Так появился Альянс O-RAN. Он разрабатывает открытые стандарты для использования виртуализации, которая позволяет реализовать практически все функции мобильных сетей на любом оборудовании. Причем вход на этот рынок для любого потенциального участника не будет стоить почти ничего: требуется только соответствующая экспертиза и хорошие разработчики программного кода, которые, несмотря на все усилия фронтендеров, еще пока встречаются.

В Альянс O-RAN входят крупнейшие мобильные операторы: AT&T, China Mobile, NTT DoCoMo, Orange, T-Mobile и другие. Что до российских операторов, то их, насколько я могу судить, бесплатный сыр в вендорской мышеловке пока устраивает, тем не менее щелчок пружины неизбежен и для них.

Деглобализация

Наконец, третий, геополитический тренд. Торговая война, которую президент США Дональд Трамп развязал с Китаем, показывает, что крупные производители оборудования, связанные с рынками определенных стран, становятся частью больших политических игр. Ведущие страны мира видят для себя стратегический риск формирования зависимости от технологий и решений, которые производятся «оппонентом».«Мы больше не уважаемые партнеры,»- заявляет Трамп, когда говорит о Китае, и действует соответствующе.

Это означает, что в ближайшее время все, кто может позволить себе жесткую протекционистскую политику в отношении собственных производителей, сделают это. И понятно, что кубики цифровой экономики, от которой все больше и больше сегодня зависит старая добрая традиционная экономика, должны быть по возможности своими — отечественными. Полагаю, не одному мне видно, что пока мы выступаем в «цифре» максимум потребителями, а производим в основном лозунги и различные виды дорожных карт. А так как сети 5G рано или поздно неизбежно окажутся в фундаменте нового «прекрасного цифрового мира», создать собственных производителей телеком-оборудования нового стандарта попытаются очень многие. В конце концов, это вопрос безопасности: мало кто захочет иметь у себя в базовой станции, обслуживающей производственную линию или дорогу с беспилотными автомобилями, 14 разных устаревших версий OpenSSL, скачанных безвестным инженером в составе образа с docker.io. И нет, это, к сожалению, не фигура речи. Не знаю как вам, а мне в таком мире не слишком комфортно.

Почему шанс преуспеть будет у России?

Россия может гордиться своей школой разработки программного обеспечения. Это фактически признают и крупнейшие зарубежные вендоры — их российские коллективы инженеров насчитывают тысячи человек, денно и нощно кующих чужое технологическое преимущество, а результаты их труда продаются российским же компаниям во вполне твердой конвертируемой валюте, но уже сильно дороже. Вполне вероятно, что высокочастотный тракт и оптимизированные реализации алгоритмов кодирования базовой станции, к которой вы подключены прямо сейчас, поэтому и читаете эти строки, придуманы и созданы в московском районе Крылатское. Но до сих пор слышны речи: «Мы безнадежно отстали, нужно покупать их решения и не пытаться догнать» или «Да откуда в России инженерная культура?!».

А вы попробуйте найти талантливого студента 3-4 курса, вокруг которого не вьются ужами хедхантеры, размахивая привлекательными брендами — «come to our side, we have cookies». Кстати, замечу, что если и существуют настоящие угрозы нашему технологическому будущему, то названная — определенно, одна из главнейших. 

Тем не менее, в России есть люди и организации, компетентные в каждой части, составляющей мобильную сеть: в антеннах, в протокольном стеке, в обработке сигналов, в коммутации и ядре сети. Однако они разрозненны: каждый пытается играть в своей маленькой нише, каждый отчаянно конкурирует c соседом — и это ни к чему хорошему не приводит. Сегодня у нас есть шанс их всех собрать и сказать: «Коллеги, давайте сделаем решение, которое у нас будут покупать операторы в России, а потом и по всему миру». 

Что делать?

Да, конечно, для этого нам будет необходим протекционизм, но сейчас — в современных геополитических реалиях — он уже не кажется таким страшным. Даже, напротив, в нем появляется все больше и больше смысла, в том числе и сугубо экономического. Стоит ли говорить, что своих производителей в той или иной мере всегда защищали все страны, в первую очередь у себя дома — почему мы должны делать иначе? Тем более, что большие западные игроки не читают книг про непреложное благо конкуренции, они их пишут, причем, преимущественно для внешней аудитории.

Нам говорят, что наше оборудование будет не самым хорошим. Но и у других, ныне вполне именитых производителей, оно когда-то тоже было не самым хорошим. Я помню совсем недавние времена, когда в комплекте к каждому коммутатору одного очень известного теперь зарубежного вендора поставлялась отдельная паллета с юркими инженерами, которые при помощи паяльника, рук и навесного монтажа поддерживали его работоспособность под нагрузкой, но зато этот сыр был таким бесплатным. 

Если мы хотим, чтобы наше оборудование стало хорошим, чтобы валютная доля в капитальных затратах операторов была ниже, чтобы их возможности влиять на производителей были больше, необходимо что-то изменить, потому что в эту игру невозможно играть в одиночку. И это сегодня понимают уже вроде бы все.

И вот поэтому наша цель — создать кооперацию из всех российских производителей, доказавших свою компетентность. Эта кооперация при соответствующем регулировании и при наличии взаимного конструктивного взаимодействия с операторами позволит нам создать и развивать дальше российские решения для 5G, а там и 6G не за горами. 

Да, это не очень просто, это требует денег, времени, это требует вовлечения, но мы не вчера родились, мы хорошо понимаем, где ключевые компетенции, что можно сделать в международной кооперации, а что лучше делать самим, что имеет смысл локализовать, а что можно купить, и мы не считаем, что российский 5G — это невозможно.

Так что переходите на нашу сторону, у нас есть кулебяки и расстегаи, и мы научим вас обжигать горшки 😉

Вартан Хачатуров

Генеральный директор НПК «Криптонит»