В ноябре 2020 года Российский экспортный центр (РЭЦ) начал процесс цифровой трансформации, запустив платформу «Мой экспорт». Она предоставляет бизнесу онлайн-доступ к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт.
Вице-президент РЭЦ Алексей Михайлик рассказал СеверПост.ru, что из себя представляет платформа и как она помогает экспортерам.
Что такое платформа «Мой экспорт»
Это портал, где предоставлены сервисы, выставки, бизнес-миссии, информационные материалы, которые расширят знания и возможности экспортеров при выходе на экспорт.
На платформе есть личный кабинет, через который можно получить доступ к разным услугам — государственным и бизнес-сервисам.
Особенность сервисов на «Мой экспорт» — это решение задачи экспортера с момента возникновения потребности и до полного комплексного решения задачи на всех этапах внешнеэкономической деятельности, отмечает Михайлик. Если пользователю нужна информация от какого-либо ведомства или службы, «Мой экспорт» берет это на себя — самому экспортеру никуда ездить и ни с кем связываться не нужно.
Чтобы сервисы реально стали цифровыми, пришлось подвергнуть реинжинирингу каждый шаг процесса, отметил собеседник издания. «Мы сформировали целевые процессы оказания услуг, исключили все лишние шаги, исключили все лишние запросы документов. Сейчас нет бумажных документов, мы постарались минимизировать человеческий фактор в принятии решения. Более 17 ведомств участвует в том, чтобы предоставлять сведения, которые позволяют полностью цифровизировать процесс», — рассказал вице-президент РЭЦ.
Какие услуги сейчас доступны на платформе
В блоке «государственные сервисы» доступны две услуги. Первая — таможенное декларирование, реализованная совместно с Федеральной таможенной службой. Этот сервис ориентирован на начинающих экспортеров, у которых есть минимальный опыт работы с таможенным декларированием. Им доступны подсказки, дополнительная навигация, предоставлен более удобный интерфейс взаимодействия с этим разделом. Вторая услуга — подтверждение нулевой ставки НДС, реализованная совместно с Федеральной налоговой службой. В государственном блоке представлены и меры господдержки: транспортная поддержка и поддержка участия в выставках.
Еще один блок — «бизнес-сервисы». Здесь есть сервисы по поиску партнеров: поиск покупателя и поиск поставщика по запросу иностранного импортера. Также есть отдельный блок аналитических сервисов, которые помогут определиться с направлением будущей экспортной деятельности, выбрать страны, рынки, товары, понять взаимосвязи. Информация в блоке — из международных баз данных, она структурирована и предоставлена экспортеру для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в мировой экономике.
Через бизнес-сервисы можно принять участие в выставках за рубежом. Регистрация на них проходит в цифровом виде прямо на платформе. Вся информация об участниках выставки, отраслях, странах доступна там же.
Первые итоги работы платформы «Мой экспорт»
За шесть месяцев на платформе зарегистрировалось почти 4000 компаний, более 1700 компаний уже воспользовались услугами на платформе, и большая их часть — это действующие экспортеры, рассказал вице-президент РЭЦ.
Самой популярной услугой на платформе стала поддержка выставочной деятельности — система отработала 1100 заявок. Второй по популярности является оформление сертификата свободной продажи — за полгода через личный кабинет платформы выдали 800 сертификатов. Также популярна также компенсация затрат на транспортировку продукции.
Эти сервисы реализованы совместно с Минпромторгом и Минсельхозом. Все процессы происходят в абсолютно цифровом виде без единого бумажного документа, сроки оказания услуг сократились более чем в 4 раза, подчеркнул Михайлик.
Что еще появится на платформе
Фокусом дальнейшего развития платформы «Мой экспорт» будет создание маркетплейса услуг, на котором будут представлены партнеры, оказывающие услуги экспортерам по стандартным требованиям качества данных услуг.
Также в планах размещение на электронных торговых площадках. «Объем экспорта, связанного с электронной торговлей, из года в год растет, мы со своей стороны развиваем этот тренд, создавая дополнительные возможности для экспортеров по размещению своих товаров на электронных торговых площадках за рубежом», — уточнил Михайлик.
Еще одним направлением развития платформы в ближайший год будет получение разрешительных документов, а также лицензий в цифровом виде.