Первую партию новой аппаратуры АИС разработали в РКС для установки на борту низкоорбитальных космических аппаратов.
«Благодаря новой аппаратуре РКС можно оперативно узнать, где находится судно в конкретный момент времени, движется оно или стоит на якоре, его тип (пассажирское, рыболовное, сухогруз, танкер), флаг, позывной, название, порт назначения, ориентировочное время прибытия и ряд других параметров. Ценность также представляет «история» передвижения судов, которая дает возможность анализировать судоходство в регионе, вести охрану границ, выявлять источники загрязнения вод и многое другое», — сказал руководитель многофункционального навигационно-информационный центра РКС Сергей Бобровский.
Сегодня популярностью пользуется сервис Marinetraffic, который позволяет отслеживать местоположение судов. Сервис основан на регистрации радиосигналов автоматической идентификационной системы (АИС), которыми корабли обмениваются с береговыми службами, а также друг с другом. Однако отдаленные территории морей и океанов остаются недоступны для приемной аппаратуры, расположенной на берегу. Решение этой проблемы — установка приемников сигналов АИС на низкоорбитальных спутниках, которые получат информацию от судов во всех районах мирового океана.
Унифицированная бортовая аппаратура АИС, созданная в рамках первого этапа, обладает характеристиками на уровне лучших мировых аналогов, строится на отечественных электронных компонентах по концепции интегрированной бортовой информационной системы (ИБИС), что ускоряет ее производство, снижает стоимость и позволяет модернизировать под разные типы спутников. На данный момент ведутся работы следующего этапа по модернизации бортовой аппаратуры АИС в исполнениях, позволяющих размещать их на малых космических аппаратах перспективных космических систем.
Развитие спутникового сегмента системы автоматической идентификации судов, внедрение новых информационных протоколов обмена данными в диапазоне частот морской подвижной службы повысят безопасность мирового судоходства. Кроме того, космические технологии могут применяться в решении экономических задач. В частности, обеспечат контроль российского рыбопромыслового флота, поскольку позволяют проводить мониторинг местоположения судна и его оборудования, передачу электронных промысловых журналов и получение данных от береговых служб.