Page ID: 91592
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
События

В Тамбове прошла юбилейная цифровая прокачка

Стратегическая сессия, прошедшая в Тамбове, стала 50-й по счету. Она была посвящена вопросам цифровизации образования. Инициативы «Прокачки» и обмен опытом помогут системе образования Тамбовской области оперативно внедрить современные цифровые решения, при этом сохранив качество преподавания. Мероприятие организовала АНО «Цифровая экономика» совместно с администрацией и управлением образования и науки Тамбовской области.

Во вступительном слове врио главы администрации области Максим Егоров отметил, что цифровизация образования позволяет сделать образование актуальнее и доступнее. 

«Тамбовская область в этом году принимала юбилейную, 50-ю стратегическую сессию «Цифровая прокачка». В целом это третья прокачка для нашего региона, и в очередной раз мы доказали себе и другим: в Тамбове есть ИТ. В Тамбовской области ИТ-сектор – один из самых развитых в России, и это предмет нашей гордости. Между тем, нам совершенно необходимо предоставлять этой молодой отрасли самые лучшие условия для дальнейшего роста. Она может обеспечить региону прорыв в будущее. Желаю всем участникам проекта интересных идей, эффективных решений, ярких эмоций и особого драйва, который возможен только на цифровой прокачке».

Максим Егоров, врио главы администрации Тамбовской области

По его словам, самые востребованные у населения сервисы в сфере образования переведены в цифровой формат. Среди таких услуг: запись в школу, детский сад, колледж, аттестация педагогов, информирование о текущей успеваемости и т. д.

«Точки роста в образовании связаны с развитием инфраструктуры организаций. Мы рассчитываем организовать единую точку доступа для всех образовательных организаций «Моя школа». В итоге все разрозненные профильные сервисы будут представлены на одной платформе».

Роман Кузьмин, начальник отдела комплексного анализа, прогнозирования и мониторинга управления образования и науки Тамбовской области

Регионы помогают экспертизой

На пленарной части «прокачки» эксперты из разных регионов и компаний поделились успешными кейсами цифровизации отрасли и предложили собственные решения к внедрению. 

Главный консультант отдела развития цифровых технологий управления цифрового развития Липецкой области Ольга Кудрявцева рассказала о сервисах для детей разного возраста. Например, в регионе создано мобильное приложение «Электронный детский сад» на базе одноименной региональной информационной системы. Среди возможностей приложения – оплата услуг дошкольных образовательных учреждений по QR-коду, запись ребенка в детский сад и другие.  

Также в Липецкой области успешно развивается система дистанционного обучения. Проекты в этой сфере реализуются как в рамках трансформации системы школьного образования, так и ввиду ковидных ограничений.

Кроме того, в регионе дистанционно доступны сервисы для родителей, например, «Электронный детский сад».

Начальник департамента цифровой трансформации Белгородской области Ксения Уварова привела в пример несколько проектов, реализованных в регионе. Так, с 2017 года школьников учат программированию. К настоящему моменту ИТ-уроки проходят в 132 классах, в том числе – начальной школы.

на 1,1 млрд рублей
приобретено ИТ-оборудование
5,6 тыс. планшетов
приобретено на эти деньги
12,6 тыс. ноутбуков
приобретено на эти деньги
на 70 тыс. учеников
рассчитан парк приобретенной техники

Для этого Белгородская область закупила планшеты и ноутбуки. Закупка была необходима, так как техника в некоторых школах морально устарела и не позволяла изучать на ней современный материал. В итоге было принято решение: приобрести мобильные девайсы, чтобы любой класс мог стать компьютерным.

Уделяется внимание и дошкольникам. В сентябре 2021 года был запущен пилотный проект по прокачке цифровых компетенций детей с детского сада. Для этого первые 20 детских садов оснастили планшетами, с помощью которые дети решают логические задачи, в том числе – связанные с ИТ-профессиями. После каждого такого урока, который длится не больше 10 минут, воспитатели подводят итоги и узнают, с какими трудностями дети столкнулись, решая задачу. Для каждого малыша в планшете создан личный кабинет, чтобы тот смог вернутся к прохождению пропущенного занятия и мог видеть свой прогресс или закрепить материал, пройдя задачу сначала. Проект поможет детям развивать логическое мышление, создавать свои презентации и т. д.

Также в Белгородской области с 2021 года проходит цифровой ГТО для школьников. Итоги первого тестирования показали, что школьники в целом «хорошо» знакомы с цифровыми технологиями.

Параллельно с детьми цифровые навыки в Белгородской области прокачивают преподаватели начальных классов и информатики. Более 4 тыс. учителей прошли восьмимесячные курсы в рамках проекта по созданию системы непрерывного ИТ-образования и получили удостоверения о повышении квалификации. 

Организаторы курсов рассчитывают, что учителя будут развивать в детях навыки логического и алгоритмического мышления, а преподаватели информатики смогут повысить качество обучения языкам программирования Scratch и Python.

Нововведением 2022 года в регионе станет запуск единого платежного документа для родителей школьников. Благодаря инновации, родители смогут оплатить за всех детей в семье услуги по занятиям в спортивных секциях, дополнительному образованию, за детский сад.

В онлайн переводят и оформление больничных для детей. Данные о больничном будут автоматически передаваться в информационную систему «Виртуальная школа». Кроме того, модуль передаёт и информацию об освобождении от физкультуры. Также программа позволит получать статистические данные о количестве заболевших детей в отдельно взятом классе и школе. Пока система будет работать в пилотном режиме в школах Белгорода и детской поликлинике № 1.

На помощь школе приходят университеты. Так, проректор – начальник управления академической политики и организации образовательной деятельности, руководитель развития и автоматизации бизнес-процессов «Университета Иннополис» Евгений Бобров рассказал о проекте «Цифровой образовательный контент». Проект запущен год назад и теперь представляет собой экосистему.

«К проекту подключено 6 платформ, с учетом которых – 15. В итоге ученикам доступно 1,3 тыс. различных курсов, прошедших верификацию в подведомственных министерству просвещения организациях. Курсами платформы воспользовались 1,7 млн детей, 253 тыс. педагогов, 12 тыс. образовательных учреждений. Сама платформа – это каталог образовательного контента. Например, для учителей все дисциплины сформированы в одну базу данных. Педагог может выбрать свой курс и посмотреть контент, подходящий себе как по формату, интерактиву и т. д. Контент бесплатен для конечных пользователей, финансируется создание курсов из фонда проекта «Кадры для цифровой экономики».

Евгений Бобров, проректор «Университета Иннополис»

Он также отметил, что для оценки возможности эффективной работы с образовательным digital-контентом преподавателям предлагается пройти оценку цифровых компетенций. Педагог получит полные результаты тестирования, а регион – в обезличенном виде. Затем, после оценки, преподавателю предложат выбрать более подходящий трек, для работы с контентом. Если у педагога начальные знания, то ему предложат «прокачать» свой уровень, получив необходимые рекомендации. 

Продукты для школы представили и эксперты компании «СКБ Контур». Решением «Контур. Школа» воспользовалось более 634 тыс. педагогов, причем более чем в 85% случаев успешно завершили курсы. Решение «Контур. Класс» ориентировано для помощи педагогам в повседневной деятельности. Оно помогает в проверке домашних заданий, проведении онлайн-уроков, создания учеьных планов. 

«Наши продукты помогают тратить меньше времени на рутину, проще общаться с госорганами, клиентами и поставщиками. А теперь еще и налаживают процесс дистанционного обучения. Все сложные операции зашиты в алгоритмах сервиса, чтобы пользователи могли заниматься своей работой, а не ее организацией».

Андрей Казанцев, ведущий специалист управления методологии компании «СКБ Контур»

Учиться и работать без зарубежного ПО

Эксперты «Цифровой прокачки» рекомендовали образовательному сообществу Тамбовской области переходить на российские решения. По словам руководителя по развитию бизнеса компании «Мой офис» в Центральном федеральном округе Владислава Старченко, крупнейшие зарубежные вендоры приостановили новые продажи, блокируют российским пользователям доступ в облачные продукты, не позволяют расширить параметры ранее заключенных договоров. Также участились случаи внедрения вредоносных программ в бесплатные продукты. 

Заместитель коммерческого директора по работе с ключевыми заказчиками группы компаний «Астра» Роман Борисов рассказал об использовании Astra Linux в образовательном и административном процессе учебного заведения. Пользователям российской операционной системы доступны учебно-методическая литература, образовательный портал, wiki-портал для изучения возможностей продукта.

Региону предложили внедрить ИС «Кадровый резерв»

Итогом юбилейной прокачки стала выработка актуальных для Тамбовской области инициатив. Группы экспертов предложили разработать отечественный цифровой инструмент, который позволил бы педагогам непрерывно приобретать новые компетенции и записываться на стажировку. Также предложено реализовать автоматизированную информационную систему «Кадровый резерв», создать единую ИС цифровых паспортов всех образовательных организаций региона и другие.

«Цифровизация социально значимых услуг, качественный верифицированный цифровой контент для педагогов и учеников, полноценное информирование родителей о том, что происходит с их детьми в школе – именно те задачи, которые должна решить цифровая трансформация региона в сфере образования. Мы провели 50-ю «Цифровую прокачку региона», где в открытом диалоге с федеральными и региональными органами власти, ведущими компаниями цифровой экономики обсудили, как максимально быстро и качественно внедрить цифровые сервисы и технологии в образование Тамбовской области».

Светлана Лукина, руководитель портфеля проекта организации «Цифровая экономика».