Текущий функциональный дефицит в рамках отечественных САПР достаточно чувствителен, поэтому все указанные элементы будут включены в основу геометрического ядра – «сердца» САПР, которое путем сложнейших математических вычислений формирует трехмерные объекты (не следует путать геометрическое ядро с ядрами для фотореалистичной визуализации объектов –рендеринга).
В мире существует всего три геометрических ядра, которые легли в основу всех PLM-систем тяжелого класса. Наша задача – ускорить развитие геометрического ядра, которое станет основой тяжелых российских САПР.
– Какие барьеры в PLM-импортозамещении вы можете назвать?
– Я бы объединила барьеры в две основные группы. Первая группа – ограничения, связанные с уровнем квалификации самих разработчиков, что неизбежно влияет на время подготовки готового решения. В первую очередь речь идет о специалистах, которые отвечают за методологию реализации тех или иных процессов. В России до недавнего времени не было запроса на таких специалистов. Мы совместно с другими компаниями анализировали количество соответствующих экспертов: оказалось, что на рынке труда таких единицы. Нам в рамках работы над «САРУС» еще предстоит переосмыслить, перестроить и даже пересобрать команду. Ведь, к примеру, Siemens и Dassault Systèmes при создании PLM-систем привлекали к работе экспертов ведущих мировых научных институтов.
Вторая группа – это барьеры для внедрения и использования. У многих автомобилистов есть привязанность к марке автомобиля, и пересесть на машину другой марки непросто: непривычный интерфейс, другая скорость, иные элементы управления и т. д. Процесс адаптации заказчиков к использованию новой PLM-системы может быть таким же сложным и длительным. Трудно сейчас говорить о готовности российских конструкторов и технологов, годами работавших на зарубежных решениях, к переходу на новые типы автоматизированных систем, ведь зрелость наших ИТ-решений пока отличается от той, которую демонстрировали иностранные компании.
– За счет каких подходов можно сократить сроки разработки российских PLM тяжелого класса и промышленного ПО в целом? Ведь у России нет 40–50 лет, которые потребовались зарубежным компаниям для выпуска высококлассных ИТ-решений.
– Силу системе придает рынок. Софт начинает жить, когда его внедряют, обкатывают, ищут баги, прорабатывают улучшения. Промышленное ПО – это не линейное коробочное решение, по нему активно собирается обратная связь от предприятий, что позволит сократить время появления PLM-системы тяжелого класса.
Мы видим ряд возможностей, которые позволят России приблизить появление собственной PLM-системы тяжелого класса.
Первое – более тесная работа с якорными технологическими заказчиками. Когда мы начинали работу над развитием системы «САРУС», то вовлекали в этот процесс технологических заказчиков из авиастроительной, двигателестроительной и судостроительной отраслей, тяжелого машиностроения, сферы приборостроения и предприятий «Росатома». Будучи промышленными заказчиками, они предъявляли к нашей разработке функциональные требования, что в итоге привело к повышению внутренней кооперации, более точной постановке задачи. Это, наверное, ключевой элемент, который позволит ускориться разработчикам и понять функциональные требования, необходимые для промышленности.
Далее – разработка отраслевых решений с момента старта проектирования ПО. Помимо унификаций требований, выполнение этого пункта позволит во многих отраслях промышленности привести разработку российских ИТ-решений к единому стандарту. Исключением станут только предприятия судостроения, которым нужна САПР другого класса.
И, наконец, фокусирование на разработке геометрического ядра. Это решит самую главную проблему – создание отечественных САПР тяжелого класса.
– Как в процессе достижения цифровой независимости создавать технологически опережающие продукты? Расскажите, пожалуйста, об опыте «Росатома»?
– Прежде всего, для создания технологически опережающих ИТ-продуктов нужен достаточно большой фундаментный задел. «Росатом» силен своей научно-технической школой – достаточно вспомнить, что у предприятий госкорпорации есть опыт в производстве основных изделий, в том числе для ядерного комплекса и атомных станций.
Не менее важен опыт «Росатома» в управлении системными государственными проектами – это тоже достаточно серьезная экспертиза. Отчасти это является ответом на вопрос о том, почему разработкой PLM-системы тяжелого класса занимается не коммерческая структура, а государственная корпорация: коммерческая компания, может быть, гибче и подвижнее, однако она не всегда готова в рамках ускорения технологической независимости взять на себя сложную интегративную задачу. К тому же разработки государственной компании останутся в России!