Page ID: 90931
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Аналитика

Что ждет рынок EdTech в ближайшие годы

Мировой рынок EdTech растет в среднем на 16% в год. Темпы роста российского рынка до последнего времени оценивались в 50–70%. Рынок онлайн-образования активно развивался как в B2C-, так и в B2B-сегменте. В 2022 году ситуация резко изменилась. Компании заморозили программы образования сотрудников. Сейчас надежды участников рынка связаны с частными пользователями, которые пока не собираются отказываться от онлайн-обучения.

Мировой рынок

По данным ResearchandMarkets, мировой рынок EdTech в 2021 году составил $254,8 млрд. Вплоть до 2027 года он будет расти в среднем на 15,52% в год и достигнет $605,4 млрд. С появлением искусственного интеллекта и цифровых технологий на рынке образования произошла революция: сфера EdTech стала переходить от традиционных методов обучения к интерактивным, оцифрованным форматам.

Среди факторов, которые способствуют росту рынка EdTech, аналитики выделяют:

  • развитие геймификации;

  • внедрение гибридной модели обучения;

  • совершенствование ИТ-инфраструктуры и рост уровня проникновения смартфонов;

  • расширение 5G и интерес к отрасли со стороны инвесторов.
$22,5 млрд
объем мирового рынка корпоративного электронного обучения в 2021 году
$44,6 млрд
объем этого рынка к 2028 году

Данные Valuates

Рынок адаптивного обучения аналитики ResearchandMarkets оценили в $2,4 млрд в 2021 году. По их прогнозам, к 2027 году его объем достигнет $7,31 млрд, средний темп роста составит 20,4%.

В основе решений для адаптивного обучения (технологии, основанной на построении индивидуальной учебной траектории) лежат искусственный интеллект (ИИ), виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальности, которые расширяют возможности программного обеспечения и делают его более понятным студентам. Тем самым повышается интерес слушателей к обучению.

Российский рынок 2021 года

В России ежегодно публикуется рейтинг крупнейших EdTech-компаний России. Его составляет Smart Ranking при поддержке участников рынка. Рейтинг позволяет оценить объем и динамику отрасли.

73 млрд руб.
достигла выручка участников рейтинга в топ-100
+70%
динамика рынка в 2021 году

Основными трендами рынка авторы исследования назвали:

  •  консолидацию (приобретение активов компаниями-гигантами);

  • перераспределение маркетинговых каналов;

  • поиск своих ниш небольшими игроками;

  • расширение образовательных программ на вузы;

  • интенсивное развитие технологий, таких как VR/AR-технологии;

  • цифровые двойники;

  • дальнейшее развитие гибридного формата обучения.

Данные по развитию российского рынка онлайн-образования публикует и «Нетология». В недавнем исследовании B2C-сегмент называется основным каналом получения дополнительного образования для взрослого населения России.

226 млрд руб.
потратили россияне в 2021 году на онлайн-образование
> 46 млрд руб.
затраты на обучение в сфере ИТ и маркетинга
> 37 млрд руб.
затраты на обучение в сфере образования
> 32 млрд руб.
затраты на обучение в сфере финансов, бухгалтерии и права
18 млн человек
воспользовалось сервисами онлайн-образования

Самыми популярными являются курсы по ИТ-специальностям и по специальностям в сфере образования. В среднем получающие дополнительное онлайн-образование учатся на двух-трех программах за год.

Авторы исследования составили список проблем, чаще всего возникающих в процессе получения онлайн-образования:

  • технические сбои – 36%,

  • отсутствие контакта с преподавателем – 27%,

  • отсутствие мотивации учиться без контроля преподавателя – 23%. 

2,5 млн человек
получили ИТ-специальности
2,2 млн человек
получили профессию в сфере образования

Тем не менее 85% опрошенных планируют в будущем учиться онлайн, а 28% – увеличить расходы на онлайн-образование.

Среди самых востребованных онлайн-курсов:

  • изучение иностранных языков (28,9%);

  • хобби, творческое и личностное развитие (28,1%);

  • ИТ-профессии и маркетинг (27,7%).

В B2B-сегменте в среднем онлайн-курсы посещают 57% сотрудников.

38,1 тысяч руб.
составляет стоимость обучения руководителя
14,9 тысяч руб.
тратят компании на обучение линейного персонала

При обучении в корпоративном сегменте активно используют дистанционные системы обучения LMS (72%), вебинарные комнаты (54%) и корпоративные порталы (21%).

Его эффективность оценивается путем сбора обратной связи (80%), оценки удовлетворенности сотрудников (63%) и проверки знаний (59%).

64% компаний самостоятельно готовит обучающие программы и проводит внутреннее обучение.

Что ждет EdTech в 2022 году

По данным Smart Ranking, в 2022 году 90% компаний, предлагающих технологии онлайн-образования, зафиксировали падение спроса на свои услуги. Вместо ожидаемого роста спроса на 50–70% участники рейтинга (67%) прогнозируют стагнацию или даже падение рынка EdTech в России в 2022 году.

Основные проблемы:

  • падение продаж;

  • сбои интернет-сервисов;

  • расторжение контрактов с зарубежными клиентами;

  • финансовые сложности;

  • проблемы с оплатой из других стран.

Многие компании приостановили любые новые проекты. Существуют компании, которые надеются остаться в выигрыше благодаря импортозамещению, однако их число невелико.

Опрошенные в ходе исследования «Нетологии» эксперты отмечают, что в 2022 году рынок онлайн-образования ждет снижение покупательской активности в ряде направлений.

«Среди наименее пострадавших ниш я бы назвал, например, подготовку школьников к ЕГЭ. Среди наиболее пострадавших – курсы по развитию творческих способностей у взрослых» – говорит Максим Спиридонов, серийный предприниматель, основатель «Нетология-групп», Digital Dolina. Клиенты все чаще выбирают короткие курсы.

В то же время растет спрос на обучение по ИТ-специальностям.

«Полагаю, что интерес к программам, которые позволяют получить необходимую квалификацию – Big Data, интернет вещей, искусственный интеллект, квантовые технологии, кибербезопасность и защита данных, нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, программирование и создание ИТ-продуктов, промышленный дизайн и 3D-моделирование, промышленный интернет, разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, разработка мобильных приложений, распределенные и облачные вычисления, сенсорика и компоненты робототехники, системное администрирование, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, управление, основанное на данных, управление цифровой трансформацией, цифровой дизайн, цифровой маркетинг и медиа, электроника и радиотехника – будет расти».

Сергей Пилипенко, руководитель проекта по разработке и внедрению модели цифровых компетенций в образовательные программы РАНХиГС

Также набирает популярность онлайн-обучение детей, особенно в сфере изучения иностранных языков. Растут требования и к качеству контента.

Кроме того, эксперты отмечают спрос на низкочековые продукты, экспресс-обучение для дополнительного заработка и клубные модели, также отказ от привычных маркетинговых каналов и освоение других инструментов в продвижении продуктов, вызванные блокировкой в России нескольких популярных социальных сетей.

Что касается корпоративного обучения, то на данный момент большинство компаний еще не сформировало новую стратегию развития сотрудников. Однако, как отмечают авторы исследования, требования к онлайн-инструментам меняются: заказчики хотят от них максимальной гибкости и готовности к радикальным изменениям. В приоритете – возможности самостоятельно создавать учебные программы и курсы, легко обновлять их и обучать персонал без отрыва от работы.