Page ID: 89911
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Лидеры

Елена Батурова: «Мы предлагаем фермерам набор отечественных цифровых решений для повышения эффективности агробизнеса»

Фото: Unsplash

Цифровая трансформация российского агропромышленного комплекса позволит в разы повысить рентабельность бизнеса. Но сельхозпроизводителям не всегда очевидна выгода от внедрения цифровых решений, а многие не знают, как пользоваться новыми возможностями. Директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова рассказала о доступных инструментах для ускорения цифровизации отрасли.

– Какие возможности дает экосистема «Своё Фермерство» Россельхозбанка фермерам? 

Экосистема «Своё Фермерство» это набор цифровых сервисов, услуг и инструментов для ведения агробизнеса удаленно и в рамках одного ресурса. «Своё Фермерство» объединяет технологические решения, рассчитанные на сельхозтоваропроизводителей с бизнесом любого масштаба, от личного подсобного хозяйства до крупных агрохолдингов. 

Так, на нашей площадке можно разместить вакансии и создать свой интернет-магазин фермерской еды или оформить витрину товаров на B2B-маркетплейсе.

Елена Батурова: «В 2022 году мы планируем развивать формат акселератора: привлекать агрокорпорации для пилотирования решений стартапов и провести акселератор для студентов».

> 1,3 млн товаров
представлены на платформе «Своё Фермерство»
> 10 тысяч
производителей представлены на площадке

– Как сейчас работает «Акселератор РСХБ»? Стартапы с какими технологиями и решениями вам интересны более всего?

– «Акселератор РСХБ» помогает в поиске стартапов, продукты которых необходимы фермерам. Мы провели уже два акселератора, на последнем мы получили более 400 заявок от стартапов со всей России.

Ежегодно мы проводим акселератор по двум направлениям: 

  • технологии и сервисы для аграрных платформ; 
  • финансовые продукты и услуги. 

По первому направлению мы отбираем инструменты для развития цифровой экосистемы «Своё», по второму – работаем над развитием финансовых услуг банка.

С финалистами акселератора мы проводим пилотные проекты, и в случае если они оказываются успешными, выходим на долгосрочное сотрудничество. Именно так стартовал проект FishWeb  интеллектуальная система тотального онлайн-сбора данных с рыбоводческого хозяйства, а также платформа аналитической поддержки и планирования работы. 

Ещё один проект – работающая на базе машинного обучения платформа Tensor Field, которая помогает определить будущую урожайность и вычислить оптимальную дату посева для всех основных сельхозкультур. 

В 2022 году мы планируем развивать формат акселератора: привлекать агрокорпорации для пилотирования решений стартапов и провести акселератор для студентов.

У некоторых системообразующих банков РФ есть экосистемные подписки на разные случаи жизни. Вы же ориентируетесь в первую очередь на фермеров и покупателей сельхозпродукции. Планируете ли вы расширять предложение? За счет чего?

– Мы уже предоставляем целый набор экосистемных решений. Это и цифровые каналы сбыта: маркетплейсы, агросервисы, бизнес-сервисы, набор финансовых услуг. Сейчас мы сосредоточены на информационно-образовательном направлении.  Мы создали медиаплатформу, где на ежедневной основе проводим live-беседы и вебинары с ведущими экспертами АПК, размещаем экспертные статьи и новостные обзоры агросектора. Наши пользователи могут в прямом эфире общаться с профессионалами отрасли, а также предлагать свои темы к обсуждению.

Также мы работаем над одной из крупнейших баз знаний – «Агровики», где агрегируем информацию для растениеводов и животноводов. Там фермеры найдут ответы на многочисленные вопросы, с которыми сталкиваются ежедневно, а также всю справочную информацию о современных агротехнологиях. 

– Как бы вы оценили в текущей ситуации возможности для цифровой трансформации агробизнеса? Кто в первую очередь из компаний, занятых в АПК, будет проводить ЦТ бизнеса?

– В основном цифровая трансформация затронула крупные компании, а малый и средний бизнес, как правило, слабо использует цифровые решения либо ограничивает их сферами товарного учета и бухгалтерии. Мы ставим задачу помочь в первую очередь небольшим фермерским хозяйствам в тех областях, которые напрямую влияют на их эффективность:

  • формируем новые каналы продаж, которые позволяют фермерам предлагать продукцию розничным потребителям напрямую (маркетплейс «Своё Родное»);
  • способствуем развитию дополнительных источников дохода за счет агротуризма с помощью сервиса «Своё. За городом»;
  • на с/х маркетплейсе «Своё Фермерство» предоставляем возможность подбирать всю необходимую сельхозтехнику и оборудование и получать кредитную поддержку от Россельхозбанка, а также приобретать б/у технику по доступным ценам;
  • через цифровой хаб «Я в Агро» помогаем формировать связи между работодателями и выпускниками аграрных учебных заведений, предоставляя возможность бизнесу находить лучших специалистов, а выпускникам – работу, на которой их навыки будут востребованы.

Также мы предлагаем фермерам набор отечественных цифровых решений от партнеров для повышения эффективности агробизнеса. Например, онлайн-контроль за скотом на базе RFID-меток, спутниковый анализ почвы, прогноз урожая и другие.

– В чем должна быть разница в подходах при цифровой трансформации малого и среднего агробизнеса? Как меняется эффект от внедрения цифровых технологий в зависимости от размера и сферы деятельности компании?

– Малым и средним агропредприятиям требуются прежде всего простые коробочные решения с очевидным финансовым эффектом от их использования. Именно на них мы и фокусируемся. Внедрение цифровых решений на малых предприятиях проходит быстрее за счет меньшего количества персонала и большей гибкости, средние предприятия требуют больших усилий при адаптации сотрудников к новым реалиям и перестройке процессов, но эффект положителен в любом из случаев. Решения подбираются в зависимости от сферы деятельности. 

Например, для агрокомпаний животноводческого профиля важна оперативная поддержка ветеринаров и зоотехников. Для них предоставляется сервис телеветеринарии.

Специализирующимся на растениеводстве важны консультации агрономов и «второе мнение», доступ к селекционным разработкам, а также не ошибиться в выборе культур и вовремя отреагировать, если с урожаем что-то идет не по плану. Часть этих задач решает сервис «Агроном-онлайн». 

Но есть и сервисы, подходящие всем: 

  • санитарный контроль предприятий; 
  • бизнес-сервисы (конструктор документов, бухгалтерия онлайн, помощь юристов);
  • поиск персонала;
  • сертификация органической продукции;
  • возможность удаленно подать заявку на финансирование. 

– Каков ваш прогноз по цифровой трансформации агропромышленного комплекса России на ближайшие два-три года?

– С помощью цифровых решений агробизнес оптимизирует затраты на производство продукции, ускоряет процессы и повышает производительность, а значит, укрепляет свои позиции на рынке. Мы заинтересованы в успешном развитии уже существующих агробизнесов и появлении новых фермерских хозяйств.

Мы полагаем, что направление ЦТ будет усиленно распространяться по всей России во всех сегментах бизнеса, ведь решения становятся доступнее, информированность повышается, а с этим уходит страх неизвестности и неуверенность в эффективности и пользе.