Page ID: 84283
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Вид сверху

Что не так с управлением данными в вашей компании?

Именно этому вопросу был посвящен бизнес-завтрак, организованный консалтинговой компанией Heads Partners. Директора по управлению данными компаний – лидеров рынка – Х5 Group и QIWI – поделились лучшими практиками в области управления данными. Они рассказали, почему первый успешный кейс в этой области рождается за два года, как работать с сопротивлением персонала и как правильно оценивать риск потери инвестиций.

Банки собирают данные, чтобы оценивать кредитоспособность заемщиков, генерировать персональные предложения, бороться с мошенничеством. Производство стремится предотвращать простои оборудования и поломки. Ретейлу данные нужны для повышения продаж и лояльности клиентов.

Нет двух идентичных систем управления данными: каждый бизнес выстраивает свою модель данных под конкретные задачи, поэтому зачастую процессы уникальны. Но есть общие закономерности и подводные камни, о которые спотыкаются почти все.

По словам организатора бизнес-завтрака, управляющего директора Heads Partners Александра Абрамкина, существует большая пропасть в понимании этой области между бизнес-лидерами и CDO. Часто от вторых ожидают слишком быстрых или завышенных результатов, что, конечно, в итоге приводит к обоюдному разочарованию.

Мы создали площадку для открытого диалога бизнеса и технологических лидеров. Стороны обогащают друг друга – делятся опытом, кейсами, актуальными задачами, наконец, вместе формулируют проблемы цифровой трансформации бизнеса и ищут решения. И, судя по обратной связи от участников, у нас это получилось.

Александр Абрамкин, управляющий директор Heads Partners

Кто приглашает CDO?

Инициатор создания системы управления данными и пользователь — всегда разные люди и у них – разные цели.

В корпорациях решение о внедрении системы принимается советом директоров и становится стратегическим. На уровне топ-менеджеров формулируются первоочередные задачи. Руководители департаментов могут стать пользователями.

В первом приближении система работает так: один департамент поставляет первичные данные, они обрабатываются, результаты обработки использует другой департамент. Отсюда следуют две проблемы, которые придется решать:

  • Рост нагрузки и ответственности при отсутствии заинтересованности. Сотрудникам придется тратить рабочее время на участие в создании новой системы. При этом их трудозатраты не будут конвертироваться в KPI.
  • Изменение и усиление коммуникаций между подразделениями, между поставщиками данных и конечными пользователями. Появятся новые процессы, на которые будет накладываться технология.

Решение первой проблемы – в росте нагрузки и ответственности при отсутствии заинтересованности.


Примерно треть сотрудников будут сопротивляться нововведениям, их можно «уговаривать» через изменения в системе мотивации, например решив вопрос стимулирующим бонусом за дополнительную ответственность или даже, наоборот, понижающим коэффициентом.

Но лучшей практикой, на мой взгляд, является поддержка усилий той трети, которая вовлечена. Создание «дата-чемпионов» на их базе и итеративное развитие этого сообщества, с постепенным вовлечением в него все большего количества сотрудников и руководителей.

Мы направили в продуктовые команды бизнес-подразделений дата-специалистов, которые помогают извлекать пользу из данных. У каждой команды свой бизнес-ориентированный KPI. Соответственно, с одной стороны мы начинаем реально использовать данные, а качество данных пропорционально частоте их использования, а с другой, мы получили «дата-чемпионов» от бизнеса, которые рассказывают и показывают, чего можно достичь. В результате выстроилась очередь из тех, кто хочет решать бизнес-задачи с помощью данных.

Тигран Саркисов, директор по работе с данными Х5 Group

Решение второй проблемы – это изменение и усиление коммуникаций между подразделениями.

CDO необходимы полномочия на изменение процессов – карт-бланш и доверие генерального директора или акционеров. Создание системы управления данными всегда проходит болезненно, потому что идет перестройка процессов, меняются функции и структура подразделений или даже компании. Может произойти сокращение персонала.

Алексей Сидорюк, директор по направлению «Искусственный интеллект» АНО «Цифровая экономика»

Сферы ответственности CDO

Важно четко разделять зоны ответственности – за сбор и качество первичных данных, за их обработку, за использование результата обработки. Задача CDO – организовать процесс управления данными.

Считать CDO ответственным за все ошибки в данных – неправильно. На самом деле он должен отвечать за построение процессов, в результате которых достигается необходимое качество. Можно провести аналогию с финансовой сферой. Главный бухгалтер банка отвечает за сдачу корректной отчетности в Центральный банк, но не за бизнес-результат.

Юлия Богачева, директор по управлению данными и аналитикой в QIWI

Практика показывает, что команда, которая внедряет систему управления данными, должна обладать четырьмя компетенциями:

  • Уметь разговаривать с бизнесом на одном языке. Эту роль выполняет CDO.
  • Уметь разговаривать на одном языке с техническими специалистами – инженерами, программистами, архитекторами.
  • Уметь настраивать процессы, создавать жизнеспособные регламенты.

Найти CDO, который совмещает первые три компетенции, почти невозможно. Поэтому, приглашая CDO, необходимо понимать – в компании появится новая команда.

Два пути создания системы управления данными

Нетрудно проследить, как часто сменяются CDO. Казалось бы, причина в том, что не получилось построить эффективную систему управления данными. На самом деле это не первопричина, а следствие.

Если задача звучит так: организовать процесс накопления данных, повысить качество данных, нормализовать процесс управления данными, – скорее всего, она не будет решена. Это попытка создания системы сверху вниз.

Система будет работать, только если создается от потребностей бизнеса. Эффективные системы управления данными растут снизу вверх – от бизнес-кейсов подразделений. Приоритет отдается задачам с максимальным потенциальным эффектом на краткосрочном горизонте.

Накапливать, очищать и описывать данные ради данных – абсолютно бессмысленная затея. Представьте: вы устали от бардака и грязи, вы нанимаете дорогостоящего специалиста и просите его все почистить и расставить на места. Если все почистить и расставить на места, возможно, это действительно то, что вам нужно на первый взгляд. Но в то же время очевидно, что через короткое время все повторится. И вы будете платить дважды, трижды и т. д. И смена «уборщицы» не поможет, потому что чисто не там, где убирают…

Мы постепенно расширяем систему управления данными. Лучшая практика – начинать на одном-двух кейсах, собирать данные для них, повышать их качество, отлаживать процессы, выстраивать взаимодействие. И только получив результат, переходить к следующим кейсам.

Тигран Саркисов, директор по работе с данными Х5 Group

На первый взгляд, у создания системы снизу вверх есть существенный недостаток: когда будет сформулирована бизнес-задача, не будет исторических данных. В реальности оказывается, что исторические данные, собранные «про запас», не совпадают с постановкой задачи от бизнеса. И для конкретного кейса приходится заново собирать данные.

Как появились желтые ценники в магазинах «Пятерочка»

В магазинах «Пятерочка» желтые ценники существуют много лет. Математика решает, сколько желтых ценников должно быть, чтобы увеличить оборот и не снизить при этом маржинальность. Для расчетов необходима база исторических данных. Когда бизнес поставил задачу, накопленные на тот момент данные были низкого качества и не могли использоваться. Х5 Group стала собирать качественные данные только после постановки бизнес-задачи.

Качество первичных данных

Некачественные данные повлекут ошибки на всех этапах расчетов, инвестиции будут потеряны. Но нельзя путать качество и виды данных. CDO помогает повысить качество данных, а какие первичные данные собирать – зависит от кейса. В целом приоритизация кейсов зависит сферы деятельности компании.

Клиентоцентричные отрасли, например здравоохранение, спорт, ретейл, собирают данные о людях и их привычках. Промышленность, энергетика, сельское хозяйство накапливают данные о производственном цикле или технологическую информацию, например о простоях оборудования. Логистика, транспорт активно используют геоинформацию.

Если завод гонит брак, из бракованных изделий не сделать качественный продукт. Так и с данными. CDO помогает организовать процесс обеспечения качества данных. Именно этот процесс позволяет использовать данные как актив. Но если данные в источниках содержат ошибки, то их исправление – ответственность бизнес-владельцев процессов, в результате которых этих данные возникли.

Юлия Богачева, директор по управлению данными и аналитикой в QIWI

Как оценить эффективность кейса и расходы?

Окупаемость и доход от инвестиций в области управления данными прогнозируются гораздо сложнее, чем в других бизнес-направлениях. CDO может оценить затраты, а финансовый эффект оценивает инициатор кейса. И решение о старте опирается на расчеты инициатора.

По оценкам Harvard Business Review и Gartner, около половины кейсов оказываются неэффективными: не совпадают предварительные оценки и результат.

Одновременно необходимо учесть расходы на дата-менеджмент. Создание новых регламентов и внедрение новых процедур, изменение штатного расписания – это трудозатраты. На дата-менеджмент может уходить 5–10% расходов компании на администрирование и заработную плату.

Сколько времени нужно, чтобы построить систему управления данными?

Система постоянно растет. Появляются успешные кейсы, возникают новые задачи, вовлекаются новые подразделения. Днем рождения системы управления данными можно считать первый кейс, который стал эффективным – принес доход или сократил потери, расходы. С учетом времени на накопление исторических данных это полтора-два года.

Примерно через пять лет у компании есть уже несколько эффективных кейсов, появляются культура работы с данными и отлаженные процессы по сбору и обработке данных. Запуск новых кейсов тоже налажен. В среднем за «пятилетку» после появления первой задачи можно считать, что компания вошла в стадию цифровой трансформации.

Минимальный срок жизни CDO в компании – полтора-два года, если нет конкретной бизнес-задачи, где использовать данные, и CDO должен сам ее и придумать, и реализовать.

При этом должно появиться доверие. Никто не любит, когда пришелец учит, как вести бизнес. Поэтому сначала департамент по управлению данными получает ответ на вопрос «зачем» и только потом предлагает «как».

Юлия Богачева, директор по управлению данными и аналитикой в QIWI

Проще всего провести аналогию со строительством. Надо ли застройщику строить дорогу, школу, детский сад или только дом? У квартиры есть цена продажи, у дороги ее нет. Тем не менее при покупке квартиры обязательно учитывается инфраструктура, и инфраструктура влияет на стоимость квартиры.

Управление данными – это история про дороги и школы. Налаженная система управления данными повышает ценность и конкурентоспособность бизнеса. Хотя это происходит не сразу.