Page ID: 83683
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Практика

Информационное моделирование в системе госзаказа

Эксперты гайдаровского форума обсудили, готова ли строительная отрасль к радикальным переменам, связанным с цифровой трансформацией.

10:00
|
24 января 2022
Москва

С 1 января 2022 года строительная отрасль России перешла на обязательное применение технологий информационного моделирования (ТИМ) в системе государственного заказа. В ближайшие несколько лет объекты строительства, спроектированные в цифровой среде, пройдут активную фазу строительства, после чего цифровые двойники перейдут в долгосрочную фазу эксплуатации.

По сути, строительная отрасль России, а далее и ЖКХ вступили в масштабную фазу производственной технологической революции. Ожидается, что результатом будут существенное повышение дисциплины и прозрачности на государственных стройках, экономия времени и денежных средств. Обсуждается, что в дальнейшем возможен такой же переход и в негосударственном секторе, в частности, в жилищном строительстве.

Готова ли строительная отрасль к радикальным переменам, что сделано и что предстоит еще сделать, какие приоритеты намечены на ближайшие годы, как изменится рынок труда, появятся ли новые требования к квалификации и специализации рабочих и инженеров на российских стройках, кто и как будет готовить новые кадры – все эти вопросы обсуждали на сессии «Технологии информационного моделирования: драйвер или барьер развития строительного комплекса России» во время ежегодного гайдаровского форума, который состоялся 13-14 января 2022 года.

Строительная отрасль России по итогам 2020 и 2021 годов показала рекордные позиции - 90 млн кв м. Доля ВВП «Стройка» составила порядка 5,7%, ЖКХ - 4%, общий показатель отрасли - 10% ВВП. В планах правительства увеличить эту долю до 15%.

Подготовка к внедрению «Технологии информационного моделирования» — сейчас этот процесс называют технологической революцией в строительстве – началась около пяти лет назад с перехода от бумаги в электронный формат работы государственных и региональных экспертиз. Параллельно шла работа над нормативной базой – было подготовлено большое количество документов уровня министерства строительства и ЖКХ РФ, председателя правительства России и вице-премьера. В марте 2021 года было принято постановление Правительства РФ №331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».

  • Постановление правительства определило достаточно подробный план цифровой трансформации, — сказал Михаил Викторов, президент ассоциации «Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования»; руководитель Комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое России, — в нем есть очень конкретные пункты, учтено и мнение отрасли, и экспертов, которые на протяжении 2021 года делали свои предложения.

Императивная норма - что 3D-формат применим ко всему - не верна. Она должна быть опциональной. И там, где есть готовность, где это необходимо, там и нужно этот формат применять. Для некоторых видов изысканий это в принципе не нужно, а люди будут сейчас мучиться, стараться это требование выполнять.

Игорь Манылов, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Эксперты отмечают, что проникновение технологий в процесс строительства крайне велико, во всех развитых странах требования к информационному моделированию уже давно стали обязательными. Использование 3D-моделирования объекта капитального строительства в США обязательно с 2007 года, в Великобритании с 2016-го, в Германии это ввели в 2018 году. Однако в каждой из этих стран уровень проникновения технологий немного различен. Например, немцы ограничились тем, что сделали обязательным только модель на этапе проектирования.

  • Мы ставим для себя более амбициозные цели, — сказал Константин Михайлик, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. — Наша конечная задача, какой ее видит министерство, и то, что в целом поддерживается сообществом, это прийти к эволюционному — ни в коем случае не революционному, единомоментному — переходу использования информационного моделирования, постепенно сформировать условия для полного цикла объектов капитального строительства: от момента идеи, проектирования, до момента вывода из эксплуатации. Чтобы информационная модель охватывала все эти этапы. И сделать это обязательным, чтобы в иной форме это происходить не могло.

В качестве положительных моментов внедрения технологии информационного моделирования сокращение сроков строительного цикла, повышение управления рисками, ускорение коммуникаций. Однако специалисты отмечают, что на пути внедрения ТИМ в строительстве существуют барьеры, препятствующие дальнейшему развитию. В качестве таких называют нормативно-методологический, ценовой и кадровый барьеры.

  • Критически важен вопрос кадрового обеспечения, — отметил Константин Михайлик. — К 2024 году мы должны обучить или дообучить 300 000 специалистов использованию технологий информационного моделирования, поэтому первоочередной задачей являет формирование непрерывного цикла отраслевого обучения и повышения квалификации. Для этого министерство и МГСУ (Московский государственный строительный университет) создали специальный коррекционно-методический центр и запустили образовательные курсы, которые будут дополняться в 2022 году. Курсы очень разнообразные: и для технических специалистов, и для госзаказчиков, и для управленцев более широкого профиля, чтобы люди, задействованные на этапе строительства не только как госзаказчики, но и как определяющие стратегию и тактику развития этой отрасли, понимали, что такое технология информационного моделирования. Для всех этих уровней: от технического до верхнего стратегического – программы дифференцированы.

Наша задача сделать несколько центров преподавания под эгидой МГСУ как единого такого лидера этого направления. Перечень профстандартов, который сейчас выработан, полностью закрывает все наши потребности. Обучение всех государственных заказчиков, и всех специалистов мы обеспечим к 2024 году.

Константин Михайлик, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Упомянул заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о том, что в конце 2021 года министерство активно проводило рабочие совещания со всеми регионами. Предметом этих совещаний было, в первую очередь, определение списка заказчиков, определение дорожных карты по внедрению информационного моделирования. На основе этих карт регионы, по словам Константина Михайлика, начали обучение необходимых госзаказчиков, определили для себя список технологических решений, которые будут использовать для этой работы, обеспечили закупку программного обеспечения и инфраструктуры для этого. Судя по этим параметрам, 95% готовы к внедрению ТИМ-моделирования.

Одной из самых серьезных проблем внедрения ТИМ было названо отсутствие программного обеспечения: от проектирования до ввода в эксплуатацию. Задача разработать такое ПО поставлена во главу угла.

  • Мы точно знаем, что у нас есть программное обеспечение российского производства, крайне эффективное, удобное и с точки зрения пользователей, и с точки зрения выполняемых задач для каждого этапа жизненного цикла по отдельности, — сказал по этому поводу Константин Михайлик. — Но сегодня продукт не объединен в единую линейку, и Минстрой видит основной своей задачей сформировать ту платформу, на которой бы всем разработчикам было удобно начать свою интеграцию. Для того чтобы на этой платформе была возможность для нового участника получить доступ к программным продуктам от создания объекта капитального строительства до его вывода. Вот сейчас такую интеграцию между самими продуктами, между продуктами и государственными информационными системами, между продуктами и государственными надзорными органами мы и ставим как основную свою задачу в 2022 году. Я могу точно сказать, что к концу 2022 года у нас будет тот свод ПО, и тот свод продуктов, которые будут позволять это сделать.

Кстати, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ назвал еще одну задачу ведомства – обеспечение методологической основы, разработку ГОСТов (свода правил), которые должны максимально стимулировать развитие технологий информационного моделирования.

  • Сейчас мы должны завершить выпуск 13 ГОСТов семейства единой системы информационного моделирования, в которых определены требования к структуре, атрибутивному составу элементов информационной модели, — сказал Михайлик. – Также мы активно работаем над эксемель-схемами, которые уж прошли серьезную эволюцию.

В 2021 году практически был завершен процесс перехода региональных экспертиз в строительстве на единую цифровую платформу экспертиз. Сегодня эту платформу используют 81 субъект Российской федерации.

  • На федеральном уровне было принято решение о том, что ни одна экспертиза не может результат своего труда отдать в отрасль, если этот результат не зафиксирован, и все данные не погружены в единый государственный информационный ресурс – государственный реестр заключений, — сказал Игорь Манылов, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России». — По сути, реестр стал предтечей сборки данных по объектам капитального строительства. Поэтому все экспертные организации, которых в стране более шестисот, сегодня работают в единой среде. Считаем, что одно из ключевых условий, – готовность органов экспертизы к работе отрасли с использованием технологии информационного моделирования.

  • Мы хотим сказать, что никакого обвала с 1 июля не будет, — утверждает Игорь Манылов, — в частности для экспертиз. Я это просто могу гарантировать: у нас утверждены приказы по форматам, у нас принята вся нормативка, все органы экспертизы государственные и негосударственные готовы и работают в тех форматах, которые являются составной частью процесса.

Для обеспечения процесса перехода к ТИМ руководство ведомства провело обучение экспертов, создало технические возможности для работы с материалами информационного моделирования во всех системах, которые используют экспертные организации.