Page ID: 6137
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Новости

Глава ОСК Алексей Рахманов: "Цифровая трансформация в кораблестроении полностью его изменит"

В интервью ТАСС гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал о цифровой трансформации на предприятиях корпорации и поделился мыслями о том, почему доля российской отрасли в мировом кораблестроении невелика.

По словам Рахманова, многие вещи со временем поменяют привычный облик судостроения. В ближайшем будущем, на его взгляд, в этой сфере начнут использовать беспилотные системы, биодизайн, альтернативное топливо.

«Основной тренд задает цифровая трансформация. Для нас это способ сформировать общее пространство между проектантами и верфями, ускорив передачу информации между ними. А это повлечет за собой повышение производительности труда и эффективности бизнес-процессов», — сказал глава ОСК.

На некоторых предприятиях компании процесс цифровой трансформации уже запущен. Например, на «Севмаше» внедрена система подготовки производства на основе трехмерных моделей. Там создали первый в России цифровой макет атомной подлодки, включивший весь набор проектных данных. «С его помощью осуществлялась, скажем, компоновка отсеков. Отработка конструкций корабля в таком режиме позволила ускорить производство, существенно уменьшив непроизводственные трудозатраты на стапеле», — объяснил Рахманов.

Формировать новые подходы к производству компонентов заставляет все более широкое применение аддитивных технологий, говорит глава ОСК. В компании над этим направлением работают с 2017 года: от производства прекурсоров и оборудования аддитивного производства до сертификации технологий и изделий.

«Например, в 2020 году [судоремонтному предприятию] «Звездочка» передали две установки по ремонту и выращиванию крупногабаритных изделий судового машиностроения, разработанные «Корабелкой» [СанктПетербургским государственным морским техническим университетом]. Сейчас уже выращены первые опытные образцы изделий. Другой пример — получили на «Севмаше» опытный образец турбинного колеса. Удалось снизить его массу на 75% и сократить цикл производства с одного месяца до одной недели», — поделился Рахманов.

Говоря о доли российской отрасли в мировом кораблестроении, глава ОСК отметил, что она невелика. Одна из причин этого — недостаточный уровень цифровизации предприятий по сравнению с мировыми конкурентами. «Это ключевая компетенция завтрашнего дня. Именно поэтому в новой структуре ОСК это направление курирую я сам, а на предприятиях — начинают отвечать их непосредственные директора», — сказал гендиректор ОСК.

Однако есть и ряд других причин. «Например, подход руководства СССР к специализации разных частей страны и даже соцлагеря на разных видах продукции. Последние годы мы переизобретаем строительство круизных или рыболовецких судов, потому что на территории России их не строили десятилетиями. Серьезно сказался на ситуации спад в отрасли на протяжении полутора десятков лет — в 90-х-начале 2000-х.

Наконец, санкционное давление, начавшееся в 2014 году, тоже не надо сбрасывать со счетов. И, помня все это, мы еще и держим в уме конкуренцию, которую, понятное дело, никто ради нас не отменял», — привел Рахманов.