Только 10% компаний получают финансовую выгоду от внедрения искусственного интеллекта в рабочие процессы. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на совместное исследование консалтинговой компании BCG и журнала MIT Sloan Management Review, издаваемого Массачусетским технологическим институтом. В нём изучается использование искусственного интеллекта разными компаниями и возможности выгодного применения этой технологии.
Исследование строится на опросе, в котором приняли участие 3 000 менеджеров из 29 отраслей и 112 стран, в том числе и из России. 57% опрошенных сказали, что их компании тестируют или полномасштабно внедряют искусственный интеллект. 59% отметили, что у их компаний есть стратегия по применению ИИ. 71% менеджеров заявили, что понимают, как ИИ может принести доход бизнесу, однако лишь 10% ответили, что ИИ уже принёс их компаниям существенные финансовые выгоды.
Другой важный вывод доклада — сочетание взаимодействия человека и ИИ существенно повышает эффективность применения искусственного интеллекта. В докладе выделено пять способов подобного взаимодействия: ИИ принимает и сам выполняет решения; ИИ принимает решения, а люди его выполняют; ИИ дает рекомендации, а люди принимают решения; ИИ генерирует идеи и аналитические выводы, а люди используют их в процессе принятия решения; люди генерируют идеи и выводы, а ИИ оценивает их.
Все эти способы могут использоваться одновременно в рабочем процессе. Более того, чем больше вариантов взаимодействия человека и ИИ используют в компании, тем вероятнее повышени эффективности, следует из результатов исследования. Так, 32% организаций, в которых сочетаются все пять видов взаимодействия, добиваются с помощью ИИ существенного финансового результата. При использовании трех или четырех вариантов взаимодействия финансовый успех наблюдается у 15% компаний. И только 5-6% компаний добиваются финансовой выгоды после внедрения ИИ, если они применяют один или два из этих вариантов взаимодействия.
Авторы исследования пришли к выводу, что если сотрудники и искусственный интеллект учатся друг у друга, то компания с большой вероятностью достигнет значительных финансовых результатов, используя ИИ. Способы взаимного обучения могут быть разными: ИИ обучается с помощью обратной связи от людей, люди учатся у ИИ и люди разрабатывают ИИ, который учится автономно. Чем больше разных способов обучения, тем эффективнее используется искусственный интеллект.
«Единственный наиболее важный фактор, определяющий создание ценности с использованием ИИ,— это не алгоритмы и не технологии, а человек», — считает управляющий директор и партнер BCG и глава экспертной практики Digital в России и СНГ Макс Хаузер.