«Росэнергоатом» перевел служебные компьютеры девяти российских атомных электростанций на отечественную операционную систему Astra Linux, сообщают «Известия». Перевод произошел в Балаковской, Белоярской, Калининской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской, Ростовской и Смоленской АЭС. В 2021 году к ним присоединятся Билибинская АЭС, плавучая АЭС «Академик Ломоносов» и более 10 дочерних предприятий. Всего в этом году на российскую операционную систему переведут более 15 тысяч пользователей.
Компьютерные системы АЭС делятся на два типа: административная сеть для организации рабочих процессов и технологическая для управления инфраструктурой станции. Пока импортозамещение касается только административной сети.
В июне «Росэнергоатом» начал запуск отечественного программно-аппаратного комплекса (ПАК) для переноса рабочих мест в виртуальную среду. К нему до конца года планируют подключить до 5 тысяч пользователей. По мнению директора департамента управления, IT-проектами и интеграцией «Росэнергоатома» Олега Шальнова, это сделает более гибкой организацию работы в дистанционном формате. В 2020 году концерн уже перевел на «удаленку» более 7 тысяч сотрудников, но используя зарубежные технологии.
В качестве программного слоя в новом ПАКе выступают ОС семейства Astra Linux, а аппаратная часть — серверы и системы хранения данных российской компании Delta Computers.
«Это удачный пример российского импортозамещения. Более того, это показатель высокого уровня доверия и взаимодействия между российскими разработчиками ПО и крупными заказчиками, а также признания качества отечественных продуктов», — отметил исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов Ренат Лашин.
Пока в «Росэнергоатоме» используются компьютеры зарубежного производства, но и их планируют импортозаместить. Сейчас компания тестирует устройства на платформах Baikal и «Эльбрус», чтобы выбрать одного производителя.
Эксперты «Известий» отмечают, что пока самыми крупными заказчиками российского софта и оборудования являются «Росэнергоатом», Минцифры, Минпромторг и РЖД. Важно, чтобы заказчиков было больше, и чтобы отечественное оборудование действительно внедряли и эксплуатировали, потому что только так можно получать обратную связь и совершенствовать отечественные разработки.
«К сожалению, сейчас значительная часть российского ПО и оборудования не дотягивает до качества аналогов от производителей мирового уровня. Одна из причин — мы сами. Российские компании и пользователи практически не применяют отечественные продукты. А нет пользователей — нет обратной связи, отчетов о тех или иных недоработках. Нет обратной связи — нет развития. Нет развития — остается низкое качество. Как только удастся разорвать этот порочный круг, очень быстро ситуация изменится к лучшему», — считает Олег Шальнов.