Консалтинговая компания Gartner представила ежегодный отчет, посвященный доходам ИТ-компаний на рынке глобальной инфраструктуры облачных сервисов. В 2020 году список поставщиков возглавили Amazon, Microsoft, Alibaba, Google и Huawei. Всего технологические компании заработали на облаках в 2020 году $64,3 млрд., что на 40% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Рост объясняется двумя факторами: пандемией и распространением технологий и решений, требующих постоянного подключения к облачным платформам.
Вице-президент Gartner Research Сид Наг объяснил, что поставщики гипермасштабируемых облачных сервисов активно расширяют свои продукты и услуги. Цель у ИТ-компаний одна — увеличить охват общедоступного облака в частных и локальных сетях. Эти усилия помогают удовлетворить потребности организаций в суверенитете данных, переносимости рабочих нагрузок и замедлить задержки в сети. Спрос на «инфраструктуру как услугу» (IaaS) растет быстрее, чем когда-либо, — все разработчики облачных услуг показали устойчивый двузначный рост.
«Эпоха, когда ИТ-директора инвестировали в облачную IaaS и платформу как услугу по отдельности, давно закончилась. В то время как рынок облачных вычислений будет продолжать расти, реальная возможность для провайдеров будет открыта благодаря росту смежных с облаком технологий», — сообщил Наг.
Вице-президент также добавил, что консалтинговая компания выделяет три смежных области, за счет которых поставщики продолжат расти: периферийные устройства, 5G и искусственный интеллект. Интерес к таким системам связан со сложными сценариями в рабочих операциях, которые возникают внутри компаний в процессе цифровизации бизнеса.
По данным Gartner, как и в 2019 году, безусловным лидером на рынке облачных услуг стала американская компания Amazon — популярность Amazon Web Services выросла на 28,7% до более чем $26 млрд. При этом рыночная доля Amazon упала — с 44,6% в 2019 году до 40,8%. Microsoft удержала вторую позицию за счет роста выручки на 59% — компания Сатьи Наделлы заработала $12,7 млрд, что составляет 19,7% от объема рынка. Аналитики отметили, что Microsoft выиграла за счет массового перехода на удаленную работу — ИТ-директора предпочитали переводить свои рабочие процессы на облачные сервисы Azure.
Китайская Alibaba Group и американская Google заняли третье и четвертое место. Общий объем продаж облачных услуг Alibaba в 2020 году увеличился на 52,8% — до $6,1 млрд. А Google выросла на 66% — до $3,9 млрд. Однако главным сюрпризом стала компания Huawei Technologies, которая ранее ни разу не входила в списки Gartner. Из-за санкций со стороны США Huawei пришлось перейти от мобильного бизнеса к активному развитию облачных предложений — китайский вендор вырос на 202% и заработал $2,7 млрд.
«После 2019 года Huawei резко отказалась от продажи оборудования и инвестировала значительные средства в свой бизнес облачных услуг, и это начало приносить первые результаты», — сообщили в Gartner.