Page ID: 3255
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Цифровой анализ

Цифровая трансформация - выход из «долгой зимы»

Фото: PxHere

Катализатором внедрения внедрения программ цифровой трансформации (DX) для российского бизнеса стала пандемия COVID-19. Но бизнес все больше понимает, что трансформация заключается не только и не столько во внедрении технологий - необходима работа с персоналом, улучшение навыков руководителей и понимание бизнес-эффекта от реализации трансформации

Пандемия разогнала цифровизацию

Цифровизация во всем мире и в России в 2020 году ускорилась из-за пандемии COVID-19. Так, 85% организаций России и 80% в мире ускорили внедрение программ цифровой трансформации, следует из отчета Dell Technologies Measuring digital transformation progress around the world. Даже консервативные компании после первой волны пандемии осознали, что процветание бизнеса без цифровизации невозможно.

Стремление предприятий к цифровой трансформации бизнеса из-за COVID-19 только выросло. Так, по оценкам Dell Technologies, 91% российских компаний уверенно говорят о готовности менять свои бизнес-модели на цифровые (в мире таких – 79%). Такие предприятия успешно справились с вызовами пандемии, например, перевели на удаленку сотрудников и службы поддержки клиентов. Причем, 89% компаний уверены, что они были успешны в этом и цифровой опыт клиентов полностью удовлетворяет их потребностям. Пандемия научила бизнес быть более гибким, быстрым и цифровым, следует из отчета Dell Technologies. 

«COVID-19 выступил катализатором давно назревшей цифровизации. Малые и средние предприятия активно переводят бухгалтерию в онлайн и внедряют электронный документооборот. Органы государственной власти переходят к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами», – прокомментировала исследование Google и РАНХиГС «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии» Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. 

Цифровые инструменты, которые быстрыми темпами внедрял бизнес из-за COVID-19, сохранят актуальность и после пандемии. «Бизнес увидел положительный эффект от цифровизации: сокращение трудозатрат и рост эффективности процессов в организациях. Компании, начавшие DX, в итоге смогут находить инсайты в данных, взаимодействовать с клиентами через новые каналы, роботизировать рутинные процессы, быстро тестировать новые бизнес-модели и сервисы в облаках и цифровых песочницах и внедрять эффективные решения в практику», – рассказала Полина Хабарова, заместитель генерального директора, директор по трансформации бизнесa, HR-директор в ИТ-компании КРОК.

По оценке аналитиков AlphaBeta, цифровая трансформация может принести России до $520 млрд к 2030 году, или около 25% национального ВВП.


Кто в лидерах

Успешнее всего DX проходит у предприятий финансового сектора, ритейла и FMCG, телекоммуникационного бизнеса, медиа и развлечений, следует из отчета ABBYY и PwC Digital IQ 2020. К такому же выводу приходят аналитики SAP и Delloite в отчете «Цифровая зрелость российских компаний». Банки, телекоммуникационные компании, ритейл перестраиваются на digital гораздо быстрее других отраслей, так как конкуренция на их рынке высока, считают они. Для удержания лидирующих позиций предприятия из этих сфер ищут новые подходы к ведению бизнеса, пробуют реализовать успешные мировые подходы.

«Для большинства отраслей-лидеров изначально характерен достаточно высокий уровень участия людей в бизнес-процессах. Применение цифровых технологий в этом случае позволило многим компаниям получить значимый эффект очень быстро. Это одна из причин, почему данные отрасли очень быстро увидели потенциал цифровой трансформации и, в какой-то степени, возглавили ее», – отметил Алексей Николаев, директор центра компетенций по системам управления ИТ и мониторинга компании «Техносерв».

Промышленность и государственные структуры отстают от лидеров, но незначительно. 

Такие организации активно мониторят рынок новых решений, работают со стартапами в рамках собственных акселераторов, используя их разработки. «В целом они наращивают уровень цифровизации отрасли. Примеры хорошо известны – «Северсталь», «Сибур», Федеральная налоговая служба, Счетная палата», — дополняет Алексей Николаев.

Но сегменты B2C и B2B цифровизируются по-разному, вне зависимости от отраслей. Так, у первого по сравнению со вторым более высокий уровень цифровой зрелости. Аналитики SAP и Delloite объяснили это быстрой адаптацией технологий в условиях конкурентного потребительского рынка. 


Технологии в DX-формате

До пандемии бизнес инвестировал в те технологии, которыми уже располагал. Сейчас же вырос интерес к внедрению инноваций и технологий будущего. При этом, по сравнению с 2018 годом, предприятия не торопятся вкладывать в кибербезопасность и гибридное или мульти-облако, следует из отчета Dell Technologies. Меньший интерес для инвестиций представляют технологии 5G, edge-computing и аналитики данных. А ведь они призваны повысить операционную и бизнес-эффективность компаний.

Уровень интереса к этим технологиям хоть и снизился, но стал и более осознанным, предположил Алексей Николаев. «Заказчики достаточно четко понимают, как они собираются применять эти решения и что именно хотят получить. Это привело к снижению числа запросов на технологию вообще, но к увеличению числа запросов на решение конкретных задач и практическое применение в ближайшие 1-2 года. В целом это свидетельствует о переходе от интереса к практическому применению», – прокомментировал эксперт. 

«Не все эти технологии «упакованы» в продукты, позволяющие формировать по-настоящему эффективные решения», – так падение интереса к указанным выше технологиям объяснил директор центра стратегического развития компании «ЛАНИТ-Интеграция» Павел Сварник. 

По мнению российского бизнеса, для достижения «цифрового благополучия» следует вкладывать деньги в такие технологии, как искусственный интеллект (к 2022 году технологию планирует использовать 68% из числа опрошенных, сейчас же используют 39%), роботы (планируют использовать 44%, используют сейчас 33%), интернет вещей (планируют 39%, используют 27%), process mining (планируют использовать 42%) и цифровые двойники (планируют использовать 39%). Такие данные приводятся в отчете ABBYY и PwC.

В уровень реальной готовности некоторых из перечисленных технологий невысок: проекты по их внедрению у заказчиков до сих пор на пилотной стадии, считает Павел Сварник. «Например, интернет вещей до сих пор ещё себя не показал, Process Mining внедряет, но редко, крупный бизнес, а цифровые двойники в большинстве компаний все еще существуют только на уровне концепции», – прокомментировал эксперт. 


Сила сопротивления цифровизации

Успешность цифровой трансформации зависит не только от внедрения передовых технологий. Организациям необходимо изменить бизнес-процессы по всем направлениям параллельно с внедрением цифровой культуры, следует из отчета SAP и Deloitte. 

Отсутствие цифровой культуры у предприятия затормозит любые DX-инициативы. Сопротивление изменениям со стороны сотрудников (56%) и отсутствие навыков или ресурсов для управления и внедрения IT-проектов (62%) – это главные барьеры на пути к DX. Так считают опрошенные ABBYY и PwC руководители российских компаний. 

«Если цифровой культуры нет, то какие бы технологии предприятие не внедряло, результат будет неутешительным», – считает Павел Сварник из «ЛАНИТ-Интеграция». По его словам, сотрудники должны понимать и разделять взгляды руководства компании на цифровизацию и обладать необходимыми компетенциями, майндсетами.

Нередко сотрудники блокируют внедрение новых цифровых технологий, потому что боятся потерять работу в результате цифровизации процессов и функций. «Наиболее типичный пример – применение технологии RPA и страх «сейчас сделают робота и меня уволят». Следствие такого страха в худших случаях – саботаж в рамках проектов или их полная блокировка», — рассказал Алексей Николаев из «Техносерва». По его мнению, владельцы бизнеса должны информировать сотрудников и формировать у них мысль, что, становясь более цифровой, компания не забывает о них. Специалисты, знающие, что смогут найти новые возможности в новых условиях в той же фирме – это важный фактор успеха проектов трансформации. 

Острая проблема сопротивления сотрудников и руководителей цифровой трансформации может быть решена за счет создания в компаниях роли цифровых амбассадоров, указывают аналитики SAP и Deloitte. 


Выход из состояния «долгой зимы»

Только желания, готовности бизнеса и сотрудников цифровизировать предприятие недостаточно. Отсутствие понимания бизнес-эффекта от реализации проекта (56%) и высокая стоимость решений (55%), по оценке ABBYY и PwC – тоже значимые факторы. 

Негибкие и медленные процессы в компаниях, отсутствие бюджетов на подобные проекты – тоже станут препятствиями бизнеса на пути к DX, отметила Полина Хабарова из КРОК. Президент «Ситроникс» Николай Пожидаев в числе барьеров указывает очаговость автоматизаций предприятий, отсутствие единого информационного пространства и несвязанность инфопотоков. 

По словам Марии Шклярук из РАНХиГС, для преодоления барьеров на пути к цифровой трансформации и выхода из состояния «долгой зимы» необходимо усовершенствовать нормативно-правовое регулирование хранения и обработки данных, осуществить финансовую поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, отстающих в цифровизации, повысить цифровую бизнес-грамотность руководителей и сотрудников компаний. 

Эффект от перевода внутренних процессов в «цифру» оценили положительно 58% опрошенных российских предпринимателей. Однако, четверть предприятий даже не начинало процессы цифровой трансформации, несмотря на позитивные изменения у конкурентов.

Виталий Мосеев