«Ранее участие в конференциях онлайн, например, воспринималось как некоторый признак неуважения, хотя открыто об этом никто не говорил. Теперь же абсолютное равенство физического присутствия и онлайн присутствия. И это очень важный сдвиг», — сказал Мау, выступая на Московском международном салоне образования (ММСО 2021) в четверг.
При этом он подчеркнул, что внедрение цифровых технологий это самостоятельный процесс, а не следствие борьбы с коронавирусом.
«Задача цифровизации была поставлена до пандемии, а не в связи с ней. Пандемия ускорила эти процессы, но не запустила их. Скорее, пандемия сыграла важную роль, в том смысле, что то, что казалось сомнительным, иногда не очень принятым, стало нормой» — пояснил ректор.
Он также привел в пример технологии онлайн-образования РАНХиГС, которые сначала развивались как альтернативный способ получения образования, а теперь стали основным.
«Целый ряд программ очень важных для подготовки специалистов в рамках бакалавриата и магистратуры. И еще начата около 4-5 лет назад программа по универсальной цифровой подготовке для всех. Это ключевое направление. Пандемия — это ужасно. Но она превратила это из моды в вызов», — отметил Мау.
По оценкам ЮНЕСКО, из-за ограничений, вызванных борьбой с распространением COVID-19, более 1,5 миллиардов студентов в 165 странах мира не имеют возможности посещать офлайн-занятия в вузах. В результате вузы экстренно переходят на онлайн-обучение и дистанционные программы.
Минобрнауки России назвал карантин 2020 года вызовом для системы образования в России, который обнажил множество проблем, начиная с низким уровнем самодисциплины и мотивации у студентов и заканчивая отсутствием опыта проведения лекций и занятий в онлайн-форматах у педагогов.
При этом в результате вузам удалось приспособиться к ситуации и даже сформировать в стране электронную образовательную среду. Новый толчок развития получили цифровые образовательные платформы, проектное обучение, виртуальные лаборатории, электронные библиотечные ресурсы и другие цифровые сервисы.