Корпорации больше говорят об ИИ, но меньше внедряют роботов
В финансовой отчетности крупнейших компаний мира участилось упоминание искусственного интеллекта. Причем термин искусственный интеллект превзошел по «цитируемости» большие данные, облака и машинное обучение вместе взятые. Что касается практического использования ИИ, то хотя бы одну его функцию использовала 50% компаний, сообщается в отчете McKinsey & Company The State of AI in 2020.
Однако на фоне пандемии и экономических потрясений в 2020 году корпорации по-разному инвестировали в ИИ — 25% сократили свои инвестиции, а 27% нарастили их.
Оптимизации, например, коснулось приобретение робототехники. Уже в 2019 году компании впервые за шесть лет непрерывного роста сократили установку промышленных роботов (с 422 000 роботов, установленных в 2018 году до 373 000). Это следует из отчета Международной федерации робототехники (IFR) World Robotics 2020 Industrial Robots. Лидером по внедрению роботов стал Китай, который обогнал ближайших конкурентов по рейтингу вместе взятых (Японии, США, Южной Корее и Германии).
Данные за 2020 год в IFR предоставят этой осенью, и аналитики не исключают, что из-за пандемии производители роботов еще сильнее замедлили их выпуск ввиду падения производства и спроса. Еще одним негативным фактором для рынка робототехники могло стать закрытие международных границ в разгар первой волны пандемии, что отразилось на всей цепочке поставок.
Впереди телеком, банки и автозаводы
Чаще всего используют ИИ компании из сферы высоких технологий и телекоммуникаций, финансового сектора и автомобилестроения, следует из отчета. Физическую робототехнику с ИИ применяют там, где необходимо работать с тяжестями (автозаводы, пищевое производство, склады ритейлеров и т.д.).
Медицинские, финансовые компании, предприятия из сферы высоких технологий и телекоммуникаций применяют программное обеспечение с ИИ и программных роботов для распознавания текста и речи, генерации фраз, для работы с большим объемом клиентских или операционных данных в текстовых формах. С помощью такого программного обеспечения финансисты, например, анализируют большие объемы неструктурированной, разнородной информации (текст, аудио, видео и т.д.) для обнаружения рисковых операций клиентов, мошеннических действий, спекуляций на фондовом рынке. Телекоммуникационный бизнес и организации из сферы высоких технологий используют ИИ для разработки продуктов и услуг.
Предприятия из сферы B2C (ритейл, финансовый сектор и телекоммуникации) работают на чувствительных клиентских рынках. Поэтому компании из этих секторов экономики, в том числе и в России, продолжают развивать ИИ-проекты.
«В первую очередь речь идет об инвестициях в интеллектуализацию и персонализацию взаимодействия с клиентами. Это цифровые и голосовые ассистенты, умные колл-центры, биометрические технологии, кибербезопасность на базе ИИ и аналитические инструменты», – пояснила Светлана Архипкина, директор по развитию AI проектов «Mail.ru Цифровые технологии». По словам эксперта, B2B сектор – промышленные компании и крупные государственные холдинги в России, – инвестируют прежде всего в решения для повышения эффективности и сокращения затрат: роботизацию и автоматизацию процессов, цифровых двойников, process mining.
Дело в людях
Компании из Индии и Северной Америки в 2020 году чаще других сообщали о внедрении ИИ. Реже об использовании этих технологий отчитывались компании из Латинской Америки и развивающихся стран. Но эта география не совсем совпадает с географией спроса на сотрудников с компетенциями в сфере ИИ. Больше всего готовы нанимать такой персонал в Бразилии, Индии, Канаде, Сингапуре и Южной Африке.