Сейчас подобные системы внедряются в России как на региональном, так и на федеральном уровне. Центры управления регионом должны были появиться во всех регионах к 1 декабря 2020 года: на их запуск из бюджета нацпрограммы «Цифровая экономика» было выделено более 23 млрд руб.” Главная задача ЦУРов — ускорить решение вопросов, с которыми люди обращаются в органы власти”, — объяснял руководитель АНО «Диалог» и экс-сотрудник администрации президента Алексей Гореславский в интервью газете «Коммерсантъ» осенью 2020 года. Одним из элементов ЦУР может быть платформа обратной связи «Инцидент менеджмент», созданная «Медиалогией», и внедряемая как раз АНО «Диалог». Но это только один из примеров возможных систем.
“Есть несколько уровней решения, на которые можно разбить внедряемые цифровые платформы для государственного управления и администрирования”, — объясняет руководитель направления «Цифровые процессы» ИТ-компании КРОК Виктор Смирнов.
Так, ЦУР изначально реализовался Московской областью: проекту два года, он активно развивается и при поддержке Минцифры тиражируется в другие регионы. Другой проект, реализующийся с 2019 года — Ситуационный центр губернатора (СЦ), курируемый ФСО. Это организационно-технический комплекс, предназначенный для информационно-аналитического и коммуникационного обеспечения решения задач управления в органах государственной власти. Его цель – помощь в принятии управленческих решений на основе мониторинга событий и процессов, анализа их причин и последствий, прогноза развития ситуации. Однако СЦ до сих пор реализован далеко не во всех регионах. Еще один продукт называется «112», либо «Ситуационный центр управления в кризисных ситуациях» — в разных регионах могут быть разные названия.” Такие центры обычно реализуются в формате оперативных центров управления регионами, и решение продвигается МЧС”, — объясняет Виктор Смирнов. Существует еще класс решений – «Безопасный город» («Умный город»), который включает системы городского видеонаблюдения, управления транспортом и дорогами.
Глобально все описанные решения различаются количеством функциональных сфер, которые затрагивают, но основная ценность – данные, на основе которых принимаются решения, по словам Смирнова. Такие проекты сложны не только технологически, но и организационно – данные разрознены по различным источникам, а их сопоставление представляет собой довольно сложную методологическую задачу, по мнению эксперта КРОК.
“На рынке представлено изрядное количество решений для практической реализации концепции «Умный регион»: в основном эти предлагаемые программно-аппаратные комплексы направлены на решение отдельных задач в управлении ЖКХ, транспортом, медициной, школами и пр.”, — соглашается директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев. Однако, многие главы регионов говорят о том, что им не хватает единой базовой платформы, на которую могли бы приземляться умные решения и включаться в единую аналитическую среду с возможностью хотя бы частичной автоматизации управления на основе данных. В связи с этим, для работы ситуационных центров регионов часто используют «цифро-аналоговый» подход, когда в общем зале или видеоконференции демонстрируются цифровые дашборды, а собранные представители ведомств обеспечивают ручной поиск недостающих данных и устранение выявленных инцидентов и недостатков, по словам эксперта. Затраты на ситуационные центры и сбор данных редко составляют меньше 100 млн руб., по данным Вихарева. Однако, по его словам, это только вершина информационно-аналитического айсберга региона, ведь внедрение самих систем, из которых собираются данные, еще более сложная задача.
У регионов в плане цифровизации сейчас стандартная, более или менее типовая, задача – это социально-экономическое развитие региона, необходимость отслеживать актуальную ситуацию, прогресс или регресс по всем направлениям работы, по словам Виктора Смирнова из КРОК. «В первую очередь решения охватывают социальную сферу (образование, здравоохранение, спорт). Далее, если позволяют ресурсы, ведется работа с данными по анализу реализации федеральных целевых программ, вопросов транспорта, ЖКХ. Реже, у хорошо развитых регионов, охвачены промышленные и оборонные предприятия. Регионы-лидеры также озабочены инвестиционной привлекательностью, вкладываются в развитие вопросов промышленности и бизнеса, поддержки бизнеса», — говорит он.
“Хорошим примером может стать цифровая платформа «Мой экспорт», которая призвана объединить и включить в периметр федеральные органы власти, ФНС, ФТС, сервисы поддержки экспорта, услуги институтов поддержки, международные электронные площадки и других партнеров, и, что не менее важно, дать возможность уйти от вала бумажного документооборота и множества интерфейсов, прежде чем получить господдержку”, — отмечает партнер консалтинговой группы BRIGHT Ольга Ошарова.
Многое уже реализовано, однако дьявол кроется в деталях, по мнению Ошаровой. “Стоит создать единую дорожную карту с контрольными точками, которые необходимо пройти для достижения главной цели: например, действующие нормативные документы ограничивают возможности получения госуслуг для юрлиц, даже при подаче электронной заявки, а представители госорганов не смогут отчитаться за бюджетные деньги без оригиналов документов в электронном виде”, — говорит Ошарова. Это означает, что доступ в электронный мир пока сильно ограничен несогласованностью намерений и отработкой требований всех участников процесса на уровне планирования, реализации и контроля, по мнению Ошаровой.