Page ID: 2702
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Цифровой анализ

От безоблачного детства к облачной зрелости

Фото: Unsplash

«Наше «безоблачное детство» закончилось. Наступила эра «облака», — говорил глава Сбербанка Герман Греф в 2020 году. Тогда же он заявил, что облачный рынок в России слабо развит и пользуется подобными услугами всего 4% компаний. Однако все изменила пандемия

Рынок облачных услуг в России по предварительным оценкам в 2020 году превысил $1,2 млрд, как говорится в исследовании IDC. Годом ранее он составлял $1 млрд. Аналитики IDC прогнозируют, что до 2024 года рынок будет расти на 25% в год. 

Толчок развитию российского облачного рынка дала пандемия,как объяснял на конференции IDC руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions и Tarantool Илья Летунов. Спешный переход на удаленную работу и смещение фокуса на онлайн-каналы продаж и обслуживания клиентов привели бизнес в облака. Именно здесь компании создавали инфраструктуру, готовую подстроиться под любые нагрузки, получили инструменты для масштабирования приложений, быстрой разработки и выкатки цифровых продуктов и их обновлений. Например, 78% выручки платформы Mail.ru Cloud Solutions обеспечили крупные корпоративные клиенты и компании сегмента Digital.

Так за счет чего вырос облачный рынок в России?


Рост качества

По данным отчета IDC Russia Cloud Services Market 2020–2024 Forecast and 2019 Analysis, в структуре облачного рынка 61,2% приходится на SaaS (программное обеспечение как услуга), 12,1% — на PaaS (платформа как услуга), 26,7% — на IaaS (инфраструктура как услуга).В исследовании IDC говорится, что  в перспективе 3-4 лет доля SaaS на рынке облачных услуг снизится и станет меньше половины.

Сильнее всего растет сегмент платформенных сервисов (PaaS), что свидетельствует о зрелости российского рынка, по словам руководителя исследований рынка облачных услуг «IDC Россия/СНГ» Дмитрия Гаврилова. По его оценке, высокие темпы роста показали локальные поставщики, доходы некоторых из них выросли в сегменте PaaS выросли в 2-3 раза. 

В 2020 году российский бизнес стал более ориентированным на облачные технологии, по мнению Гаврилова. Крупные компании стали развивать облачную стратегию, получая в облаке готовые инструменты, упрощающие и ускоряющие цифровизацию бизнес-процессов. Появились российские провайдеры, предоставляющие глубоко проработанные платформенные решения, которые не уступают сервисам глобальных поставщиков. Кроме этого, заказчики стали лучше разбираться в особенностях и преимуществах облачного подхода: они расширяют использование облачных сервисов для решения разных задач.

Гаврилов говорит, что российский рынок в 2020 году рос благодаря гибкости и возможности адаптировать облачные услуги к рыночным условиям и конкретным бизнес-задачам, а также благодаря высокому уровню доступности облачных ресурсов, возможности упростить управление IT за счет автоматизации, а также необходимости управлять пиками спроса на онлайн-сервисы.

С ним согласен директор по стратегии облачного бизнеса МТС Антон Захарченко. По его словам, облачный сегмент — одно из самых перспективных направлений компании, поскольку его темпы роста опережают темпы роста рынка IT (IDC ожидал что из-за пандемии российский IT-рынок упадет на 8,2%). По его наблюдениям, чаще всего заказчики заинтересованы в инфраструктурных сервисах (IaaS), высокоскоростной обработке данных в облаке на базе суперкомпьютера и сервисах по защите от киберрисков. Например, в 2020 году МТС (один из крупнейших облачных провайдеров в России) зафиксировал более чем двукратный рост спроса на размещение персональных данных в облаке. 

О росте спроса говорит также один из крупнейших в России поставщиков услуг дата-центров Selectel. По словам его основателя Льва Левиева, во время пандемии его компания наблюдала спрос в сферах ритейла, обучения, коммуникаций и со стороны операторов связи.


Больше иностранцев

“В 2020 году вырос интерес западных компаний-нерезидентов к российским поставщикам облачных сервисов”, — рассказал «Коммерсанту» Гаврилов. При этом, эти иностранные компании могут и не работать на российском рынке. Наибольший интерес к услугам российских облачных провайдеров проявили финансовые организации и розничные сети. Гаврилов связывает это с тем, что российские сервисы стали более конкурентоспособны как с функциональной точки зрения, так и с точки зрения соотношения цены и качества.

Международные компании ищут на российском рынке платформы, которые помогают ускорить запуск цифровых сервисов и новых каналов продаж, по словам руководителя платформы Mail.ru Cloud Solutions (MCS) Ильи Летунова.  В ситуации пандемии становится критически важным время вывода продукта на рынок. Поэтому в Mail.ru наблюдают взрывной рост платформенных сервисов PaaS — это те «кубики», из которых компании строили цифровые сервисы в 2020 году, по словам Летунова. В 2020 году выручка MCS по сегменту PaaS увеличилась на 240%, средний объем потребления услуги вырос на 79%. При этом 95% выручки Mail.ru Cloud Solutions приходится на сервисы собственной разработки. 

Слова Летунова подтверждают и другие провайдеры. Выручка «Яндекс.Облака» от компаний-нерезидентов в 2020 году составила 80 млн руб., то есть 8% от всей выручки платформы, по данным «Коммерсанта». Аналогичную ситуацию наблюдают операторы связи. В «Ростелекоме» и МТС рассказывали, что интерес со стороны иностранных клиентов к их облачным сервисам был и раньше. В «Ростелекоме» были клиенты из Евросоюза, Азии и СНГ, а у МТС закупали облачные мощности и сервисы банки, глобальная интернет-платформа по изучению языков, ритейл.


Облачные перспективы

В декабре 2020 года российский облачный рынок оценила и компания iKS-Consulting и дала тогда более высокий прогноз — $1,4 млрд (или около 100 млрд рублей), при росте на 6,9%. По оценкам аналитиков, в число крупнейших облачных провайдеров страны в 2020 году вошел «Ростелеком» (20,8% рынка по выручке), МТС (11,2%), «Крок» (8,3%), Selectel (8,2%) и входящий в экосистему Сбербанка SberCloud (6,2%). 

SberСloud показал самый заметный рост — за счет эффекта низкой базы он увеличил выручку в 15-20 раз и вошел в топ-5 крупнейших провайдеров облачных услуг в России, по данным исследования iKS-Consulting.

В самом SberCloud рост рынка и свою долю на нем оценивают еще выше. Приведенная в исследовании оценка в 6,2% учитывает только инфраструктурные сервисы (IaaS), а доля компании на рынке в целом, включая услуги по предоставлению облачных платформ в качестве сервиса (PaaS), — около 9–10%, по заявлению гендиректора SberCloud Евгения Колбина. Выручка же компании, по его словам, в 2020 году выросла в 22 раза «как за счет расширения количества клиентов, так и за счет роста потребления облачных сервисов существующими клиентами, в первую очередь, представителями крупного бизнеса». Однако потенциал  SberCloud еще не исчерпан. 

В марте 2020 года стало известно, что Huawei  отказался от развития в России своего бренда Huawei Cloud и будет развивать свой облачный бизнес совместно со Сбербанком. Тогда опрошенные «Коммерсантом» эксперты предполагали, что  SberCloud за счет перезапуска Huawei Cloud составит конкуренцию Mail.ru Cloud и Yandex Cloud и сможет претендовать на часть пользователей глобальных облаков Google, Microsoft и Amazon Web Services.

В феврале 2021 года CNews сообщил, что Сбербанк может открыть кредитную линию на $500 млн британскому оператору ЦОДов IXcellerate под залог акций компании. На эти деньги IXcellerate планирует построить в Москве крупнейший в Европе кластер дата-центров. По мнению экспертов, речь может идти не столько о кредитовании, сколько о приобретении компании российским банком, который нуждается в дополнительном ЦОДе.

В 2020 году в облака стали активно приходить крупные компании (сегмент Enterprise, то есть компании, использующие высокопроизводительное оборудование), по словам Летунова из MCS. Если на начало года облачными услугами пользовались 15-20% из них, то к концу года — 30-40%. «И это, конечно, не предел, — говорит он. — Интерес Enterprise к облачным технологиям продолжит расти».

Сейчас крупные компании в основном используют базовую инфраструктуру из облака, но в гибком варианте, когда ее можно запрашивать и получать в онлайне, по словам Летунова. Это бизнес-инкубаторы, песочницы, позволяющие быстро запускать MVP, мобильные приложения, онлайн-сервисы. У крупных компаний выделение бюджета на «железо» и доступ к технологиям может занять длительное время, облако же помогает не задерживать развитие в ожидании масштабных инвестиций. 

Летунов отмечает, что потребление заказчиков из сегмента Enterprise отличается от прочих. Крупные компании привыкли получать не просто софт, но и сервис вокруг него. То есть вместе с облачными сервисами они покупают консалтинг и конкретные услуги, воспринимая облачного провайдера как технологического эксперта.

По словам Захарченко из МТС, компания видит потенциал в сегменте облачных услуг для корпоративных заказчиков, поэтому планирует и дальше расширять спектр услуг в этом сегменте. 

«Ростелеком» также считает облачный бизнес одним из ключевых направлений. В компании заявили, что ожидают роста на платформенные услуги PaaS и услуги по предоставлению кибербезопасности как услуги — SECaaS. Рост последнего в компании связывают с тем, что клиенты все чаще переносят в облако чувствительные данные. В 2020 году компания планирует расширить географию размещения ЦОДов. По данным компании, за 3 квартал 2020 года выручка «Ростелекома» от ЦОДов выросла в 2,2 раза, от виртуальных ЦОДов — в 2,1 раза, а от услуг SECaaS — в 2,6 раз. 

Егор Сонин