Page ID: 2598
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Цифровой анализ

Мировая торговля не справится без цифровых технологий

Фото: Unsplash

В 2020 году мировая торговля столкнулась с серьезными вызовами. Из-за пандемии закрывались предприятия и границы стран, что осложняло доставку продукции и комплектующих в срок, но с другой стороны – пандемия же дала импульс для развития интернет-торговли. Справиться с этими вызовами логистическим компаниям помогут новые технологии. В ближайшее время наибольший эффект отрасль получит от интернета вещей, связи 5G, цифровых платформ и облачных сервисов

«Пандемия COVID-19 выявила острую необходимость для всех участников цепочки поставок в оцифровке процессов и внедрении информационных технологий. С их помощью компании достигнут более эффективного взаимодействия и адаптируются к внешним условиям», – приводят мнение Кунио Микурия, генерального секретаря Всемирной таможенной организации (ВТамО) авторы исследования Mapping TradeTech: Trade in the Fourth Industrial Revolution, подготовленного экспертами Всемирного экономического форума.

Из-за коронавируса отрасль торговли столкнулась с разнообразными вызовами. Некоторое время простаивали предприятия из разных сфер экономики. При этом работающий бизнес столкнулся с закрытием границ, что усложнило логистику. Одновременно с этим пандемия ускорила темпы роста онлайн-торговли. В совокупности эти факторы привели к дополнительной нагрузке на участников цепочки поставок: производителей, поставщиков и транспортные компании. Так, в марте 2020 года 66% производителей электроники во всем мире ожидали задержку поставок почти на четыре недели. 

$7 трлн
потеряет по подсчетам ОЭСР в 2021 году мировая экономика из-за пандемии COVID-19
$35 трлн
составит ущерб мировой экономике от пандемии до 2025 года, прогнозирует профессор экономики Австралийского национального университета Уорвик Маккиббин

Аналитики строят позитивные прогнозы для онлайн-торговли, несмотря на возникающие в условиях ограничений сложности с логистикой. В период 2020-2027 гг. среднегодовой рост рынка e-commerce составит 14,7%, отмечается в отчете Grand View Research. 

В России по оценкам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в 2020 году на онлайн-каналы продаж пришлось 10,9% от всего объема розницы. Это – рекордный показатель для России, для сравнения в США он составил 13,9%. В Data Insight оценили долю онлайн-торговли в 2020 году чуть скромнее — в 9% от всей розницы, но прогнозируют, что к 2024 году она вырастет до 19%. 

Вслед за ростом e-commerce транспортные компании все активнее внедряют технологии TradeTech. Инновации нужны, чтобы адаптироваться к внешним угрозам и оптимизировать логистику в условиях роста онлайн ритейла.

Что такое TradeTech

TradeTech – это набор технологий и инноваций, использование которых делает мировую торговлю эффективнее и более прозрачной для участников цепочки поставок. TradeTech состоит из двух уровней. На первом уровне происходит преобразование внутренних систем и процессов участников цепочки поставок из аналоговых в цифровые. В итоге логистические компании оптимизируют операционную деятельность. На втором уровне новые технологии позволяют синхронизировать процессы и данные между различными участниками цепочки поставок.

Авторы отчета Mapping TradeTech опросили менеджеров 340 компаний из разных стран и отраслей экономики, чтобы определить, какие технологии и как трансформируют сферу международной торговли и логистики. 

Опрошенные менеджеры считают, что внедрение технологий повысит эффективность отрасли за счет упрощения процедур и совершенствования цепочки поставок (63%); приведет к появлению новых цифровых продуктов и услуг (55%) и вовлечет в торговлю мелких игроков (44%). Но они также предупреждают, что внедрение TradeTech негативно скажется на численности персонала (44%) и усилит позиции только крупных компаний (34%). 

В краткосрочной перспективе на международную торговлю и логистику самое существенное влияние окажут технологии электронной торговли, цифровых платежей, облачных вычислений, интернета вещей (IoT), цифровых услуг, электронных документов и связи 5G. 

 

Датчики присмотрят за грузами

Интернет вещей давно применяются в логистике. С помощью IoT и телематики транспортные компании отслеживают передвижение транспорта, определяют опасные маневры водителей, контролируют расход топлива (это – основная статья затрат автопарков) и техническое состояние узлов машин. Бортовые устройства автомобилей несколько раз в минуту собирают и отправляют эти данные в транспортную компанию.

Интернет вещей способен решить три ключевые проблемы международной торговли, считают авторы отчета Mapping TradeTech. 

Во-первых, он улучшит качество отслеживания грузов с помощью датчиков, работающих в энергоэффективных сетях дальнего действия (LPWAN). К таким сетям относятся как сотовые сети, поддерживающие технологию NB-IoT, так и специализированные сети, такие как LoraWAN и SigFox. Устройства помогут проследить весь путь товара от склада до конечного пункта, даже в другой стране. Датчики, прикрепленные к паллетам на складе, помогут спрогнозировать остатки товара в конечной точке (склад логистической компании, ритейлера, поставщика и т.д.) и, например, оповестить ответственных сотрудников о грозящем дефиците.

Вторая проблема, которую поможет решить интернет вещей, это мониторинг качества доставки продукции. Сейчас отправители далеко не всегда располагают данными об условиях хранения товара по пути его следования. Для поставщиков скоропортящихся продуктов питания (экзотические фрукты, морские и мясные деликатесы) и медикаментов эта информация критична. IoT-датчики смогут даже без подключения к сети непрерывно контролировать такие параметры как температура или уровень влажности к привязке ко времени и/или географическим координатам на пути до конечной точки. А как только оборудование выйдет на связь, данные будут переданы по всей цепочке поставок. Непрерывный контроль также позволит спрогнозировать точное время доставки груза в случае непредвиденных ситуаций, выявить виновных в порче товара из-за нарушений условий хранения и аргументировано привлечь их к ответственности. Менеджеры транспортных компаний смогут проанализировать исторические данные, чтобы попытаться устранить «узкие места».

Наконец, третья проблема, решаемая с помощью IoT — это мониторинг экономической безопасности. IoT-устройства не предотвратят кражу или другие нарушения, но они смогут сообщить место и время инцидента. Если фуру и подключенные к IoT-контейнеры угнали, то местоположение злоумышленников можно будет отследить дистанционно. 

В России компании отрасли уже давно внедряют транспортную телематику для отслеживания перемещения автотранспорта и расходования топлива. «Транспортная телематика помогает клиенту-грузовладельцу отслеживать местонахождение груза и менять пункт назначения», – рассказал Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК. 

Внедрение IoT-датчиков — следующий логичный шаг в развитии этих систем. Так, среди внедряющих IoT-решения российских ритейлеров 45% смогли снизить расходы и 20% — увеличить доходы, говорится в исследовании «IoT-индекс в России», проведенном «МегаФоном» совместно с агентством Kantar. В отрасли логистики сократили расходы 34% компаний, внедряющих IoT-решения, а доходы смогли повысить 15%.

Решения в области IoT-навигации позволяют отслеживать температуру перевозки продуктов и время в пути, чтобы товар попал на полку в наилучшем качестве. С появлением международной стандартизации российские IoT-операторы смогут при отслеживании грузов обмениваться информацией с международными IoT-операторами и предоставлять ритейл-клиентам единый сервис, рассказали в пресс-службе «МегаФона».  

Некоторые компании для мониторинга движения грузов создают мобильные приложения. Приложение получает данные от смартфонов сотрудников, датчиков на грузе, инфраструктуры складов и предприятий. 

К примеру, разработчики приложения Truckl облегчили работу водителям, избавив их от ручного заполнения многих документов. Дальнобойщики могут просканировать сопроводительные документы, которые приложение за считанные секунды превратит в PDF-файлы, сфотографировать внешний вид отправления и т.д. Внесенные водителями данные передаются участникам цепочки поставок. В итоге повышается качество обслуживания и осведомленность участников сделки. 

 

Связь нового поколения в основе цифровизации
В шанхайском порту контейнеры перевозят автономные 5G-грузовики без кабины // AP/East News

Если технологии интернета вещей используются в международной логистике уже довольно давно, то реальное применение технологий 5G только начинается. 

Некоторые порты уже используют технологию 4G для управления операциями и передачи HD-видео, говорится в исследовании. Его авторы ожидают, что применение 5G с ее возможностями массового подключения устройств и возможностями передачи данных с гарантированно низкой задержкой позволит вместе с искусственным интеллектом (ИИ) и IoT вывести цифровизацию торговых процессов на новый уровень, сделать портовые операции, управление складами и таможенный контроль намного проще и экономичнее, а также улучшить основанные на оценке рисков процедуры импорта.

Будущие интеллектуальные портовые системы могли бы облегчить обмен информацией между участниками процесса и повысить безопасность цепочки поставок. Интеллектуальная работа порта с помощью 5G и ИИ была успешно реализована в Шанхайском порту Яншань. Десятки километров линий по перегрузке контейнеров на терминале Яншань IV чрезвычайно эффективны, при том, что на них нет рабочих. Это «идеальное сотрудничество» основывается на использовании тяжелых грузовиков с поддержкой 5G. Автоматическое вождение, оптимальные планирование маршрута и транспортировка помогают перемещать грузы точно в назначенное место. Погрузка и разгрузка груза происходит за 15 секунд.

Технологии пятого поколения связи позволят умным камерам на лету анализировать действия водителей и работников склада, обмениваться данными между автономным транспортом, другими участниками движения и инфраструктурой. А автономные фуры, двигаясь по умным дорогам, смогут в режиме реального времени передавать всем участникам цепочки поставок данные о геопозиции и информацию от датчиков на контейнерах.


Электронные платформы для оптимизации

Цифровые платформы уже привычны для участников цепочки поставок. Производители товаров с помощью электронных платформ ищут транспортные компании для доставки нерегулярного груза, исходя из подходящих для них параметров сделки (стоимость доставки и страховки, время, ответственность сторон и т.д.).

Транспортно-логистические компании обращаются к электронным платформам для подбора перевозчиков, чтобы оптимизировать работу с подрядчиками, отмечает Вадим Филатов из ПЭК. «Цифровые платформы есть внешние – доступные всем участникам рынка, и корпоративные, работать с которыми могут только аккредитованные перевозчики. Например, ПЭК в 2020 году запустила электронную торговую площадку. С помощью площадки компания взаимодействует с 200 партнерами-перевозчиками во всех регионах России», – рассказал он. 

Современные IT-системы развиваются в сторону оптимизации и объединения контрагентов на базе цифровых платформ. На основе электронных платформ можно создать экосистему, которая охватит всю цепочку взаимодействий в едином контуре: от производителя до конечного потребителя, считает Максим Мельситов, директор по развитию бизнеса компании BIA-Technologies. «На горизонте от пяти лет такие платформы от ведущих игроков станут отраслевым стандартом. Как, например, «Честный ЗНАК» — государственная система маркировки и прослеживания», – полагает он. 


Облака, как новый стандарт работы отрасли

Облачные технологии в логистике используются для работы цифровых платформ и приложений, для развития собственных бизнес-приложений по управлению логистикой, для хранения документации, мониторинга запасов товара и т.д. 

Транспортные компании, используя облачные решения, перекладывают выполнение рутинных IT-задач на плечи поставщиков облачных сервисов. При этом освобождается время для решения более важных задач: привлечения новых клиентов, работы над претензиями, разработки новых логистических продуктов, анализа исторических данных, поиска узких мест и т.д. 

Переход на облачные решения позволит унифицировать процессы и предоставлять актуальные сведения по перемещению грузов по всей цепочке поставок.


В долгосрочной перспективе на торговлю и логистику влияние окажут  такие технологии, как робототехника, виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать, блокчейн и искусственный интеллект, говорится в исследовании ВЭФ. Речь о них пойдет во второй части нашего материала.

Виталий Мосеев