Интеллектуальные транспортные системы для контроля и организации дорожного движения стали частью федеральной государственной стратегии. В декабре 2018 года был утвержден паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Согласно документу, благодаря внедрению умных систем, смертность в результате ДТП должна снизиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом (то есть не более четырех человек на 100 000 жителей в год), а количество мест концентрации ДТП, то есть проблемных участков дорог, должно сократиться на 50%.
Внедрение интеллектуальных транспортных систем уже происходит во всех субъектах России, но регионы находятся на разных этапах реализации, что связано с разной степенью готовности транспортной инфраструктуры субъекта/агломерации, отмечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса Национального Центра Информатизации (НЦИ, также входит в ГК Ростех) Георгий Черный. По его словам, камеры — необходимое, но недостаточное условие для управления трафиком: с помощью камер происходит сбор информации, на основе которой можно осуществлять управляющие воздействия. «В единую сеть обмена и передачи информации должны быть интегрированы дорожные знаки, светофоры, мобильные приложения, беспилотные автомобили, системы моделирования и прогноза транспортных ситуаций, для полноты информации», — объясняет Черный.
Помимо систем контроля безопасности дорожного движения, в понятие ИТС входят технологии «умного паркинга», позволяющие в автоматическом режиме взимать плату за парковку и штрафовать нарушителей. В частности, ФИТ принимал участие в разработке приложения «Московский паркинг», которое работает в столице с 2012 года, рассказал Жерновой. Какую именно задачу в проекте реализовывал ФИТ, он не пояснил, сославшись на то, что приложение разрабатывалось совместно несколькими компаниями. По его словам технологии умного паркинга позволяют убрать всю хаотичную парковку в зоне действия камер за 2-3 месяца.
К наиболее перспективным и популярным технологиям ИТС можно также отнести решения, упрощающие мобильность и навигацию и улучшающие их качество (мобильность как сервис, единые билеты, различные приложения для навигации и маршрутизации и др.), рассуждает Георгий Черный из НЦИ.
Технологии «умного города» позволяют позволяют создать запас пропускной способности транспортной инфраструктуры с учетом растущей нагрузки. Города растут во всем мире в том числе благодаря включению все новых и новых территорий, что многократно усиливает нагрузку на транспортную и дорожную инфраструктуры. Крупнейшие агломерации мира по численности населения уже перешагнули за 20-30 млн человек: Москва сегодня выстраивает свою инфраструктуру с расчетом на 18-20 млн человек, Токио — на 80 млн, а в агломерациях-гигаполисах Шанхая и Пекина уже проживает около 120 млн человек. Ведущий научный сотрудник Сингапурской Школы государственного управления имени Ли Куан Ю Параг Ханна утверждает, что планета 200 государств сегодня превращается в планету 50 мегаполисов. Для Москвы это означает только одно: если не решить проблему организации дорожного движения, город сначала встанет в одну бесконечную пробку, а после, вероятно, задохнется выхлопными газами.
Но, возможно, у нас есть шанс избежать этого. По словам Жернового, наша страна довольно активно развивается: по отдельным решениям, например, по решениям для весо-габаритного контроля или умных парковок, Россия — один из мировых лидеров. «По ИТС также идет очень активное развитие: российский инженерный подход и менталитет позволяет быстро развиваться. Например, во многих странах оплата тех или иных городских сервисов до сих происходит за наличные», — рассуждает предприниматель. Он опасается лишь, что помешать развитию могут законодательные моменты, связанные, в том числе, с вопросом регулирования персональных данных.