12 января Минюст зарегистрировал приказ Министерства здравоохранения Российской, который закрепляет правовой статус электронной документации. В нем также устанавливаются новые требования к формированию, подписанию и хранению электронных медицинских документов, включая обмен ими и передачу в ЕГИСЗ.
Кроме того, в приказе установлены правила предоставления доступа к электронной медицинской документации.
Согласно приказу, решение о полном или частичном переходе на электронный документооборот принимает медицинская организацией самостоятельно. Сроки перехода на юридически значимый электронный документооборот и виды документов, подлежащие переводу в цифровой формат, также определяет медицинская организация.
Правила перехода на электронный документооборот принимает руководитель медицинской организации. При этом за пациентом остается право выбора. Если он подаст заявку с просьбой о дублировании медицинской документации в бумажной форме, медицинская организация обязана удовлетворить его запрос в день обращения.
Форма ведения первичных медицинских документов должна соответствовать утвержденной форме первичной медицинской документации. Однако допускается изменение формы медицинского электронного документа, если это требуется для его корректного отображения. Файл электронного медицинского документа должен соответствовать формату, размещенному на официальном сайте Минздрава России.
Электронный медицинский документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Журналы, созданные на основе электронных медицинских документов, подписанных УКЭП, можно подписывать другими видами электронной подписи. Также любыми видами электронной подписи могут подписываться электронные персональные медицинские записи, которые расположены в базах данных медицинских информационных систем, но не относятся к электронным медицинским документам.
Комментарии экспертов
Михаил Левин, руководитель Центра компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения Минздрава России
«Проект приказа был подготовлен рабочей группой, которую мы собрали из профессионалов в области цифровой медицины. В нём учтены особенности развития медицинских организаций в регионах и обобщён успешный опыт их автоматизации. Переход на электронный медицинский документооборот – базовый шаг к построению пациентоориентированной системы здравоохранения».
Алексей Барановский, директор по развитию «Поликлиника.ру»
«Электронный документооборот активно используется при взаимодействии между клиниками или между клиниками и страховыми компаниями. Тут все отлажено. С подписанием управленческой или организационной документации тоже проблем не возникает, а вот подписания медицинских документов клиники пока побаиваются. На это есть несколько причин. Во-первых, стоимость усиленной квалифицированной электронной подписи на каждого врача, которую нужно будет ежегодно возобновлять. Во-вторых, стоимость программного обеспечения для реализации электронной цифровой подписи. К тому же, далеко не все медицинские информационные системы, на которых работают частные клиники, поддерживают электронную цифровую подпись (ЭЦП). И, последнее. То, что подписано ЭЦП сложно/нельзя изменить. Все адекватно понимают уровень рисков и те ограничения, которые в связи с появлением ЭЦП возникают».
Ирина Мазаева, советник генерального директора по юридическим вопросам ООО «Цифровые медицинские сервисы», член экспертной группы Центра компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения Минздрава России по формированию системы медицинского документооборота в электронном виде:
«Внедрение в медицинских организациях электронного документооборота – одно из ключевых условий для создания единого цифрового контура в сфере здравоохранения. Приказ, разработанный при участии представителей медицинского сообщества и экспертов в области информационных технологий, устраняет пробелы в правовом регулировании данного вопроса. Определение единых правил ведения электронного медицинского документооборота позволит, с одной стороны, существенно упростить обмен медицинской документацией между медицинскими организациями и предоставить доступ гражданам к своим медицинским документам с использованием информационных ресурсов, а с другой – обеспечить защиту информации, содержащейся в электронных медицинских документах».