Томас Сибел, отвечая на вопрос директора дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрея Белевцева о том насколько важно правильно подобрать партнера и избежать зависимости основного бизнеса от технологической платформы, сказал:
«Как вы знаете, нам посчастливилось поработать с сотрудниками «Газпром нефти» последние три года. Это прекрасные профессионалы, потрясающе обученные люди — по-настоящему профессионалы своего дела. Для нас было очень приятно работать с этой компанией. Я с вами абсолютно согласен в этом отношении.
В том смысле, что сегодня проблема даже не в технологиях. Проблема в управлении изменений — это уже бизнес-проблема. Это не проблема технологий, это проблема управления бизнес-циклом. И чем успешнее вы будете управлять этим изменением, а мы говорим о тысячах, десятках или даже сотнях тысячах людей в этой цепочке, чем больше они будут вовлечены в этот процесс и чем лучше они будут синхронизированы, тем успешнее будет результат и тем больше будет экономическая и социальная польза.
По поводу этой цифровой зависимости и некого цифрового рабства — эта дискуссия не нова. Возьмите историю всей технологии т.е. постоянно были эти страхи. Давайте вернемся в начало 80-х, я тогда был одним из пионеров компании Oracle, и тогда эти дискуссии уже велись. И в 90-е годы тоже самое, и будь то Россия, Европа, США, Китай — везде, тогда также говорили о зависимости от Oracle».
Модератор дискуссии, генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир также задал вопрос Томасу Сибелу: «Вы сегодня сказали, что большое количество компаний ждут проблемы и они по сути находятся в нездоровом состоянии для того, чтобы пройти цифровую трансформацию. Какие бывают признаки этой нездоровости, есть два-три критерия, по которым можно это определить?»
Томас Сибел: «На самом деле, если мы говорим о науке здоровья, возьмите Германа Грефа, к примеру — человек, который личной волей, директивно в каком-то смысле сказал: «Это обязательно, мы должны превратить Сбербанк в цифровую организацию». И вот почему он был у нас, почему он был в Google, почему он регулярно посещает Кремниевую долину — когда СЕО лично идет впереди войска с флагом. Это как раз говорит мне, что здесь есть серьезные намерения. Когда он спускает это на все уровни компании, это говорит о том, что это фундаментальная компания и это фундаментально меняет то, как вы ведете свою деятельность. Будь то Сбербанк, будь то ИНЛ — возьмите любую крупную компанию в мире. То есть вот это признак здоровья — когда ты видишь такую инициативу. Да, конечно, будут пробы и ошибки, не все получится и будут какие-то разочарования. Ничего страшного.
Если у вас что-то не получается, то пусть не получится быстро. Компании, которые добиваются успеха — это компании, которые берут какой-то небольшой проект, пробуют и если есть успех — прекрасно, они его масштабируют. Если нет, то они позволяют себе ошибиться быстрее.
Понимаете, то есть нужно пробовать и ошибаться быстрее. И единственная мера успеха — это экономическая и социальная польза. Если это работает, то мы делаем больше того, что работает, и начинаем это масштабировать-масштабировать, пока в итоге это не покроет всю организацию. В итоге вся организацию проходит эту цифровую организацию какого бы размера она не была. Даже если организация консервативная, традиционная, аналоговая и такие организации как Сбербанк, можно успешно трансформировать. Я думаю, что Сбербанк — это отличный пример для любой российской и не только российской корпорации, у которой можно поучиться».
В продолжении дискуссии о цифровой трансформации России и мира Кирилл Меньшов, старший вице-президент по IT «Ростелеком», рассказал о прорыве в облачном бизнесе в 2020 г. По его словам, сейчас весь крупный бизнес в России смотрит в сторону гибридных облаков. На вопрос Меньшова Томасу Сибелу – как, по его мнению, компания может защититься от ситуаций, которая произошла с сервисом Parler, когда облачный провайдер Amazon просто отключил его от своих серверов, Томас ответил, что компаниям необходимо резервировать облачные мощности у разных провайдеров, чтобы избежать зависимости от одного провайдера.
Старший управляющий директор департамента управления данными «Сбербанка» Борис Рабинович рассказал о цифровой трансформации в банке, которая началась в 2012 г. Рабинович поддержал тезис из книги Сибела о том, что всем компаниям необходимо внедрять AI, чтобы выжить в быстро меняющемся мире.
Сибел в своей книге много внимания уделял технологии интернета вещей. Директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников рассказал о примерах применения этой технологии в России.
Директор центра цифровой трансформации ПАО «КамАЗ» Эльдар Шавалиев прокомментировал кейс из книги Сибела о трансформации автомобильной отрасли. По его словам, если раньше автомобильные корпорации были носителями уникальных компетенций – например, никто кроме них не мог построить сборочный конвейер, то теперь стоимость входа на этот рынок снизилась, и автомобильным корпорациям приходится конкурировать в несвойственных им областях – например, с IT-компаниями. Томас Сибел согласился, что цифровая трансформация уже идет в автомобилестроении, приведя в пример автомобиль Tesla, который по сути является «компьютером на колесах». Экономический эффект стоит во главе угла при внедрении технологий, однако, чтобы преуспеть автомобильным концернам нужно планировать на долгосрочную перспективу, строить стратегии, заметил Шавалиев.
Директор дирекции по цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть» Андрей Белевцев рассказал о трансформации нефтяных компаний. По его словам, нефтяные компании в России способны жить и зарабатывать деньги при цене на нефть в $40 во многом благодаря тому, что проводили цифровую трансформацию. Белевцев также рассказал о том, как мотивировать сотрудников проводить цифровую трансформацию.