Одна из наиболее востребованных технологий на сегодняшний день — это распознавание инцидентов на дорожной сети и в транспорте с помощью видеоаналитики. Такие системы не конкурируют с системами фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения и не выписывают штрафов. Их задача — распознать факт ДТП, выявить предпосылки которые могли послужить его причиной, а также предоставить возможность эффективно управлять ликвидацией последствий за счет автоматизации регламентов.
Сейчас подсистемы РНИС анализируют информацию с порядка десяти разных типов датчиков: часть применяется снаружи для анализа ситуации, часть — внутри, например, для фиксации забытых вещей. Каждый инцидент, который фиксирует система, описывается десятью параметрами. Анализ этих параметров приводит к автоматическому принятию решения о том, произошло ли дорожно-транспортное происшествие, по словам Полторацкого.
Он поясняет, что это может быть соприкосновение транспортных средств, деформированные части кузова, вышедшие люди, включенная аварийная система, резкое изменение направления движения и положение автомобиля относительно его первоначального движения. Совокупный анализ этих ситуаций, их сравнение и приводят к принятию системой решения о передаче информации в диспетчерский центр.
В диспетчерском центре автоматически формируется карточка происшествия, к которой прикрепляется видеозапись момента ДТП, и запускается протокол оповещения транспортных и аварийно-спасательных служб, которые могут устранить ситуацию.
Если лишь один параметр указывает на возможное ДТП, например, если произошла резкая остановка транспорта, то система отметит ситуацию как тревожную, но в отсутствии других признаков не будет передавать информацию дальше в специализированные службы, по утверждению гендиректора компании-разработчика.
Транспортное облако
Полторацкий говорит, что сейчас компания выступает в качестве поставщика и, наряду с другими подрядчиками, встраивается в единую систему, не являясь оператором данных. Однако в планах «Транснетика» на 2021 год работа над развертыванием коммерческого облака для хранения данных, которое можно будет предлагать операторам дорожной инфраструктуры и эксплуатирующим предприятиям.
Планы по созданию таких облачных систем в 64-х регионах России утверждены в дорожной карте нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) по мероприятию «Внедрение интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек».
Видеоаналитика — направление будущего
Директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев рассуждает о том, что государственные программы такие, как БКАД, стимулируют использование видеоаналитики именно для обеспечения безопасности: от обстановки на дороге до инцидентов в салоне.
Решений для транспорта на базе аналитики видеоданных становится все больше из-за снижения стоимости компонентной базы (камер, датчиков, модемов) и развития широкополосных беспроводных сетей связи, справляющихся с передачей видеопотока, в том числе и вне населенных пунктов.
Не только в Москве, но и в других регионах внедряются, например, решения от компаний VisionLabs (25,07% компании принадлежит Сбербанку). Для контроля транспортной инфраструктуры, мониторинга дорожно-транспортной ситуации и управления трафиком в рамках проекта «Безопасный город» компания VisionLabs разработала систему LUNA Cars, которая может анализировать транспортный поток как в режиме реального времени, так и через поиск по сохраненной базе данных. VisionLabs получила сертификат МВД для своей биометрической платформы, и теперь ее технология может использоваться в проектах по транспортной безопасности: на железнодорожных вокзалах, в морских и речных портах, автовокзалах и аэропортах, по словам представителя компании.
В госзакупках для реализации программы «Безопасный город» активно участвуют также компании NTechLab (12,5% контролирует «Ростех») и «Ростелеком». Практически все эти решения уже используют сложную технологию распознавания лиц в потоке.
«В долгосрочной перспективе необходимость в видеоаналитике именно дорожной обстановки должна будет снижаться из-за перехода на connected vehicles (подключенные транспортные средства) и автономные автомобили», — считает Вихарев.
По его словам, мониторинг инцидентов внутри салона при этом должен быть интегрирован с возможностью подсчета пассажиропотока, чтобы в реальном времени обеспечивать данными компании для принятия решений по выводу рейсов на маршрут, выбору транспортных средств подходящей вместимости и для информирования пассажиров, по мнению Вихарева. В том числе, эта возможность будет востребована в рамках перехода на концепцию «мобильность как услуги». Такая комбинация позволит не только решать задачи мониторинга безопасности, но и даст экономический эффект, однако прежде всего необходимо решить вопрос о владении собираемыми данными, поскольку они могут представлять существенный коммерческий интерес и снижать приватность, по заключению представителя КПМГ.