Судоходные компании «Морспецсервис» (МСС) и и SeaEnergy (входит в ГК «МТ-групп») оборудуют свои суда системами автономного судовождения. «Морспецсервис» уже заключила соглашение с «Кронштадт технологиями» об оснащении 10 грузопассажирских судов. SeaEnergy также планирует подписать соглашение с «Кронштадт технологиями» сегодня 8 декабря и установить беспилотную систему на 10 своих сухогрузов. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на генерального директора отраслевого центра «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Александра Пинского, а также на представителей компаний.
Сейчас компании заключают соглашения о намерениях, рассказал Пинский. После того, как в России легализуют автономное судовождение, эти соглашения приобретут формат контрактов. Проект соответствующего постановления сейчас рассматривается в правительстве.
В соглашениях определен график оснащения конкретных судов, расположение береговых центров мониторинга и управления автономными судами. Таким образом, «Морспецсервис» и SeaEnergy стали первыми в России компаниями, заявившими о создании коммерческого флота автономных судов.
«Морспецсервис» оборудует автономными системами специализированные стальные суда-катамараны проекта «Сахалин», рассказал «Ведомостям» учредитель компании Андрей Пангин. Эти суда предназначены для грузопассажирских перевозок на Сахалине и Курильских островах. Головное судно компании «Морспецсервис» — «МСС Пионер» — может перевозить до 34 пассажиров в комфортабельных двух- и четырехместных каютах, а также до 30 тонн грузов и контейнеров на внешней палубе.
Головные суда оборудуют до 30 августа 2021 г., согласно заключённым соглашениям. «Морспецсервис» и «Кронштадт технологии» должны будут согласовать оснащение судов системами автономного управления в классификационном обществе RINA (уполномочено правительством РФ на классификацию и конвенционное освидетельствование судов, плавающих под флагом РФ и подлежащих государственной регистрации в Российском международном реестре судов).
SeaEnergy уже построило первое судно, которое участвует в проекте, рассказал учредитель и гендиректор «МТ-групп» Абдул Мехтиев. Второе судно будет готово весной, остальные находятся в стадии начала работ – их постройку планируется закончить в ближайшие несколько лет.
Стоимость установки беспилотной системы на одно судно и его годовое сопровождение составляет 40 млн руб., сказал «Ведомостям» генеральный директор «Кронштадт технологий» Андрей Родионов. При этом система позволяет существенно сократить количество членов экипажа и снизить требование к их квалификации. «Мы позволяем на судах с большой численностью экипажа сокращать вахтенные смены, количество человек и количество самих смен. Например, для крупных судовладельцев это существенные затраты: помимо средств на заработную плату деньги идут на обеспечение жизнедеятельности (каюта, питание, вода, страхование). Экономический эффект рассчитывается из этих цифр», — сказал Родионов.
Постановление правительства и связанные с ним нормативные документы должны быть утверждены, они вступят в силу не позднее февраля 2021 г., ожидают в НТИ. К тому времени уже завершат испытания системы БЭС-КФ для автоматического и дистанционного управления судами. Тестирование проводят на борту нескольких судов «Совкомфлота», «Росморпорта» и «Пола групп». Если тестирование пройдёт благополучно, суда станут первым видом автономного транспорта, разрешенного к коммерческой эксплуатации в России.