На «Цифровой эволюции» в Калуге завершился круглый стол по теме «Разработка региональных стратегий цифровой трансформации — подходы и лучшие практики». Личным опытом разработки стратегий цифровой трансформации поделились представители правительств Воронежской и Белгородской областей, Москвы и Санкт-Петербурга. Со своими рекомендациями о том, как стоит подходить к разработке стратегии, выступили представители Минцифры и АНО «Цифровая экономика».
Юрий Зарубин, замдиректора департамента координации программ и проектов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:
Показатели в стратегиях занижены. Не потому что коллеги чего-то боятся — недостаточно ресурсов. Если бы у каждого региона были ресурсы для большого скачка, была бы совершенно другая картина.
Регионам-лидерам мы будем содействовать, чтобы они выходили на международную площадку. Будем содействовать типовым решениям, например, тем, которые разрабатывают в Москве. Их мы будет безвозмездно внедрять на территории всей страны. Также будем поддерживать проекты, которые покажут скачок: например, внедрение повсеместной биометрии.
Что касается развивающихся регионов, их больше, чем регионов-лидеров, но недостаточно. По нашим оценкам, это примерно 15-18 регионов, которые имеют возможность быть лидерами, но опять же все упирается в отсутствие ресурсов. Здесь мы будем максимально стараться помогать коллегам реализовывать проекты. Если регион придет с интересной инициативой — мы поддержим ее, дадим средства из бюджета, постараемся сделать проект типизированным, чтобы раскатать его на всю страну. Мы с этими регионами будем смотреть, как нам подтянуть остальные.
Регионов, которые нуждаются в поддержке, по нашим оценкам, около 40%. Они не могут самостоятельно выделять крупные средств на проекты в сфере информационных технологий. Для них мы хотели бы задать минимальную планку уровня цифрового развития. Это будет минимальный набор, который должен быть везде. Этот минимум не требует большого вливания и может быть реализован на те средства, что есть.
Александр Зорин, директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика»:
На мой взгляд, работа только начинается, только предстоит решить вопросы реализации стратегии. Очень важно обеспечить систему мониторинга реализации этих проектов. Мы должны быть нацелены на результативность. Без мониторинга нам это не сделать. Стратегии, которые вы разработали, должны быть «живыми» документами, которые должны учитывать существующие изменения, приоритеты, а также успешные кейсы.
Почему именно сейчас мы разрабатываем этим стратегии и для чего? Максимальный экономический эффект от цифровизации мы получим в отраслях экономики, а все отрасли находятся в регионах. И от успеха цифровой трансформации в субъектах РФ в значительной степени зависит успех цифровой трансформации на уровне всей России. Поэтому стратегии цифровой трансформации должны быть разработаны на уровне субъектов. Итогом работы должен стать переход от «лоскутной» цифровизации к полномасштабной государственной сбалансированной политики по цифровой трансформации. Должна быть создана новая максимально эффективная умная система госуправления, должен быть реализован принцип государства как платформы. Мы должны создать информсистемы госуправления, которые будут обладать высокой производительностью. Мы должны своим примером показывать предприятиям, что мы внедряем новые решения и повышаем эффективность госуправления.
Также мы должны выходить в решение задач цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы. Для нас это немного непривычно, потому что эти объекты не находятся в прямом подчинении органов госвласти. Нам надо создать такие условия, чтобы цифровые технологии взлетали в системообразующих предприятиях. Здесь просто административные рычаги не сработают. Надо искать новые подходы, садясь за один стол с цифровым бизнесов, с предприятиями отрасли. В целом у задач цифровой трансформации три направления. Первое – госуправление, второе — повышение качества уровня жизни граждан, здесь надо решать вопрос цифрового неравенства не с точки зрения доступности интернета, а доступности качественных цифровых сервисов вне зависимости от места проживания. Третье — цифровизация реального сектра экономики. Они определяют конкурентоспособность всей экономики РФ.
Что нужно учитывать при разработке стратегии ЦТ? Все субъекты РФ имеют разный уровень готовности к цифровым преобразованиям. Это не только про развитие инфраструктуры, это связано и с готовностью региональных управленческих команд к этим преобразованиям. Вся команда региона должна быть действительно вовлечена в цифровое развитие, они должны искренне в это верить. Важно, чтобы стратегии не оставались на бумаге. Мы должны видеть их в реализации.
Есть две группы регионов. Одни могут играть в стратегию опережающего развития. Другие, которые имеют индекс бюджетной обеспеченности ниже 1, должны следовать догоняющему развитию, внедрять проверенные решения, у них нет права на эксперимент. Регионы, которые играют в опережающее, эти регионы должны стать живыми полигонами для испытания лучших передовых российских технологий. Беспилотники, цифровые песочницы, технологии ИИ – это все там. И уже после апробации там мы будем формировать модели для тех, кто догоняет.
Артем Верховцев, заместитель председателя Правительства Воронежской области:
Важная составляющая в нашей работе — централизация управления. К этому первые подходы мы начали делать в 2014 году. Несколько лет мы пытались идти прямым путем, но столкнулись с непониманием. И решили пойти обходным путем. В 2018-2019 году мы указом губернатора во всех исполнительных органах определили замруководителей, ответственных за цифровую трансформацию. Далее мы сформировали межведомственную комиссию по цифровой трансформации в которую вошли эти назначенные люди. Для чего мы это делали в 2019 году, когда еще не было стратегии? Для того, чтобы координировать мероприятия и финансирование по проектам цифровой трансформации. Когда мы оказались в цейтноте 2021 года, когда разрабатывали стратегию, результаты прошлых лет нам очень помогли.
Как мы это все делали. Мы взаимодействовали с аналитическим центром, провели инвентаризацию всех ведомственных данных, которые в информационных системах формируются. Мы развернули в рамках регуляции систем управления данными отдельный модуль, в который погрузили все вводные, которые мы имели по обязательным мероприятиями от ФОИВов, погрузили туда справочники по целевым показателям, по бенефициарам, по рискам. Я видел, как в этом ограниченном промежутке времени работает каждый из отраслевых РОИВов по формированию стратегии, мы видели сразу, где у нас несогласованность по показателям, по мероприятиям как с региональными целями, так и с федеральными вводными.
Что получилось: на днях мы завершили очное рассмотрение всех отраслевых направлений. В понедельник у нас было 13 отраслевых направлений, вчера я написал обращу в один из федеральных органов о том, что мы не будет включать рекомендованные мероприятия, потому что мы не понимаем, как их реализовывать и оценивать. В итоге остались 12 направлений, 58 мероприятий и 130 целевых показателей. Сейчас мы оформляем все решения по утверждению стратегии. В установленные сроки мы уложимся.
Дмитрий Онтоев, начальник аналитического управления департамента информационных технологий города Москвы:
Данные — это действительно новая нефть. И все проекты регионов, которые они загружают в свои стратегии, это в первую очередь источник данных. Но задача, которая должна стоять перед регионами — использовать не только данные, которые собираются в региональных инфосистемах в сфере образования, здравоохранения, жкх, транспорта, но и использовать данные обратной связи от жителей. Москва стремится построить data driven city — город, управляемый данными. Мы используем данные от городских инфосистем и приоритеты, которые нам выставляют жители в системах обратной связи. Одна из важных задач, которая погружена в документ стратегии Москвы — развитие региональной системы управления данными. Это витрины данных, озера данных, это в целом формирование правильной согласованной политики по работе с данными. Создать стратегию это хорошо, но еще важнее — создавать дополнительную ценность из тех данных и проектов, которые будут реализовываться до 2024 года.
Павел Теплов, директор по инновациям Меркатор Холдинг:
Как бизнес может взаимодействовать с органами гославсти, чтобы эти данные эффективнее обрабатывать, чтобы сделать их ценным ресурсом для реализации стратегии.
Регионы наработали большую практику в развитии систем и вообще на пути в сторону цифровой трансформации, но лучшие решения возникли там, где углубились в отрасль и привлекли профессионалов отраслевых. Там, где дошли до самой земли в решении практических задач. И сейчас в этом отношении идет эволюция таких систем — от точного просмотра текущих ситуаций и складывания этих данных в сторону их обработки и аналитики. Аналитика выходит на первый план, возникают математические модели, предиктивный анализ, сейчас уже можно принимать решения на основе больших данных, а не на основе человеческого фактора, — более вешанные. Возникают коммуникации между регионами. Государство стимулирует этот процесс, есть «Цифровая экономика», агентство стратегических инициатив, которые создают площадки для оценки лучших практик. Я думаю, будет возрастать роль и Минцифры в этих процессах, поскольку надо регулировать вопрос обмена данными. Нужна объективная оценка отраслевых лучших практик и взаимодействие на межрегиональном уровне. Чтобы не каждый отдельно у себя что-то сделал и отчитался. Это кооперация регионов в выделении лучших проверенных подходов и объединение их в производственные циклы с подключением возможностей региональных. Со стороны государства важно формирование стандартов по обмену данными.
Евгений Мирошников, первый заместитель губернатора Белгородской области:
Как выстроена работа с кадрами, с повышением компетенции, и в целом выстраивании командной культуры с точки зрения разработки и реализации стратегии.
Основные проблемы — это финансы, несовершенство нормативной базы, работа с данными — у нас такое количество данных, но мы половину использовать не можем, потому что каждое ведомство считает, что эти данные только его. Но самый критичный момент — это проблема кадров. Неважно какие решения мы внедряем — без людей они работать не будут. Более 50% всех профессий уже сейчас будут связаны с цифровыми технологиями, неважно какая сфера. При формировании стратегии мы учитывали, что самостоятельно увидеть все проблемы мы не сможем, поэтому мы собрали экспертное сообщество, которые поможет нам обнаружить основные болезненные ключ точки. У нас есть собственный ИТ-кластер, стараемся поддерживать их разными льготами
Еще один момент: многие руководители цифровой трансформации— они хорошие специалисты в своих отраслях, но они не имеют нужных компетенций, и не так верят в то, что цифровизация может существенно изменить их отрасль. Мы стараемся с этими людьми постоянно работать. И помимо программ Минцифры мы запускаем такие же региональные программы с нашими вузами, бесплатные. Мы стараемся, чтобы любые наши специалисты из бизнеса могли повысить квалификацию. Мы также привлекаем большие компании. Планируем создавать аналитический центр с «Россети». Потому что у нас нет специалистов, мы сами садимся с группой выпускников техспециальностей и пытаемся придумать как решить ту или иную проблему.
Большинство детей до 10 лет уже пользуются гаджетами. Мы считаем, что кадры нужно готовить с детского сада. Мы запускаем большой проект. У наших школьников 1-4 класса, а их 72 тысячи, появится профильный обязательный предмет «Информатика». Мне в 15 лет, чтобы собрать кубик Рубика, нужно было пойти в библиотеку, найти людей, которые умеют это делать. А у моих знакомых 8-летний ребенок нашел это в ютубе и собрал кубик за вечер. Новое поколение и сделает ту революцию, которая наступит через 5-7 лет. Поэтому, если мы не будем ими заниматься, наша стратегия может не сработать.
Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
Санкт-Петербург четко понимает, что идея, овладевшая массами, становится материальной. Поэтому у нас подготовка стратегии подразумевала взаимодействие с экспертным сообществом, компаниями, горожанами и лидерами общественного мнения.
С экспертами, их было 145 человек, мы поставили границу 2030 год и обсудили, какая будет школа, какой будет ученик, врач, где здесь цифра, где здесь организационные изменения, как нам этому соответствовать.
Также анонсировали сайт Petersburg.ru где мы проводим краудсорсинг. Горожане предлагают нам множества вариантов, какие сервисы им нужны.
Что касается взаимодействия с бизнесом, вместе с ним мы разрабатываем проект, который поможет ему строить свои сервисы на наших данных.
Роман Шапиро, директор регионального развития бизнеса ООО «Ростелеком-Солар»:
Цифровая трансформация — это повод изменить отношения людей к безопасности данных. Мы учим людей доверять этому вопросу. Нам кажется, что это какие-то мифические хакеры, но это давно не так.
Мы все говорим, что будет пользоваться большими данными. Но если они вдруг перестанут быть доступными, это парализует всю систему. Если случайно МФЦ остановит работу на неделю, мы получим социальную напряженность. Если регистратура — мы получи много возмущения из-за очередей. И это все касается информбезопасности. Многие субъекты уже пересматривают стратегии информационной безопасности. И это отличная точка взаимодействия бизнеса, экспертов, органов исполнительной власти для нахождения компромисса.