Page ID: 124
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Мир данных

Пандемия делает автономную доставку новой нормой

Фото: Rana Dias/caiaimage/East News

Из-за COVID-19 многие вынуждены находиться в самоизоляции. Бесконтактная автономная доставка помогает снизить степень риска заражения и становится поддержкой для бизнеса. От туалетной бумаги до горячих блюд – беспилотники и роботы доставляют все жизненно необходимое тем, кто не может выйти из дома.

Микстура от кашля, снэки, ингредиенты для выпечки. Дрон еженедельно доставляет продукты прямо во двор Келли Пассек, живущей в Кристиансбурге, штат Вирджиния. Летательный аппарат появляется без шума, зависает на мгновение, затем опускает посылки на землю. «Все происходит очень быстро – какие-либо звуки слышны не более тридцати секунд», — говорит она.

Wing является пилотным проектом компании Alphabet Inc. (материнская компания Google), она же осуществляет аналогичные проекты в Финляндии и Австралии. Зарегистрировавшись в сервисе, жители Кристиансбурга получают доступ к услугам беспилотной доставки товаров от местных продавцов, заказов из государственных аптек, а также посылок, отправленных через компанию FedEx.

Как и в случае с другими автономными как воздушными, так и наземными службами доставки, интерес к сервису Wing значительно вырос в период пандемии. Из-за введенных чрезвычайных мер люди ограничены в передвижениях, что естественно усложняет даже самые простые задачи.

«В какой-то момент туалетную бумагу можно было достать только через Wing. Из любопытной новинки сервис перешел в разряд совершенно необходимой услуги», — говорит Пассек, которая начала пользоваться сервисом еще в октябре. 

Пандемия затронула и профессиональную жизнь Келли Пассек, работающей библиотекарем в государственной школе. В марте ее школа перешла на дистанционное обучение и сразу встал вопрос о том, как ученикам получить доступ к необходимым ресурсам, в том числе и к книгам.

В июне, после переговоров с Wing, студентам округа стала доступна служба доставки книг.

«Это идеальный способ предоставить студентам все необходимые материалы, выполняя при этом условия социального дистанцирования», — сказала она, добавив, что программу вероятно продлят, пока местные власти решают, как организовать безопасное открытие школ осенью.

Уже более 140 000 (на момент написания статьи) американцев умерли от COVID-19, и, по прогнозам экспертов, число жертв вероятно вырастет в связи с рекордным количеством новых случаев и вызывающем тревогу увеличением числа госпитализаций во многих штатах.

Рост спроса на услуги автономной доставки в эпоху пандемии заставляет местные власти задуматься и о том, как эти службы используют общественное пространство в городах.

«Не сказать, что городское пространство приспособлено для передвижения роботов, — говорит Кристофер Бруно, директор по экономическому развитию Фэрфакс Сити, штат Вирджиния, где недавно запустили роботизированную службу доставки. — Мы внимательно следим за ситуацией». 

 

 

Растущий спрос
Доставка товаров с помощью дронов активно развивается // AFP/East News

Компания Wing, основанная в 2012 году, в прошлом году стала первой использующей дроны компанией, которая получила от федерального правительства статус авиаперевозчика.

Жители Кристиансбурга (22 000 жителей) в пределах трехмильной (около 4,5 км) зоны доставки могут подписаться на ее услуги и получать отправления в течение десяти минут. 

Проект работал всего четыре месяца, когда стало ясно, что пандемия коронавируса набирает обороты. В связи с запросом клиентов, компания расширила ассортимент, включая игрушки и «больше вариантов готовой еды и еды быстрого приготовления», говорит Кит Хейд, глава подразделения компании в Вирджинии.  

По словам Хейда, сотрудничество с Wing местных бизнесов стало для некоторых из них серьезной экономической поддержкой. Например, местное кафе реализует примерно четверть своих заказов с помощью беспилотной доставки, а в одной из кофеен продажи cold brew (холодного кофейного напитка) сейчас вдвое выше, чем до пандемии.

Хейд говорит, что наибольшим спросом у клиентов Wing пользуются туалетная бумага и мелки для асфальта.

По его словам, в период с февраля по апрель количество регистраций на сервисе росло на 350% каждый месяц.

 

Поддержка экономики 

Перспективы поддержки местной экономики с помощью автономной доставки оказались заманчивы для многих городов, пострадавших во время пандемии.

 Власти Фэрфакс Сити (22 500 жителей), располагающегося в двухстах пятидесяти милях к северо-востоку от Кристиансбурга, заключили соглашение со службой автономной доставки, которая использует небольших кубических роботов, медленно передвигающихся по улицам и тротуарам.

«Многие предприятия прекратили свою работу, а из-за необходимости соблюдать социальную дистанцию, прямой контакт с клиентами был невозможен», — вспоминает Кристофер Бруно.

Бруно услышал, что в кампусе близлежащего университета действует компания Starship Technologies, осуществляющая доставку с помощью роботов. Так возникло новое партнерство: Starship управляет парком роботов доставки, а город предоставляет ей грант в размере $10 000, чтобы она не брала с местных предприятий комиссии.

По словам Бруно, в проекте участвуют около пятнадцати компаний: несколько ресторанов, продуктовый магазин и даже парикмахерская. Доставка осуществляется в пределах полутора миль (около 2 км) от центра города. 

Из-за растущего спроса Starship увеличил парк роботов с 15 до 20, добавил он.

Служба не только спасла бизнес Джинсона Чана, чей ресторан High Side специализируется на редком крафтовом пиве, но даже расширила его, особенно после того, как Чан поинтересовался у Starship, смогут ли они доставлять алкоголь.

«Люди просто как с цепи сорвались», говорит Чан. Ограниченный диапазон доставки тоже сыграл свою роль: «Люди, которые никогда бы не узнали о нас сами, теперь говорят: «Это же всего в миле отсюда, мы легко можем дойти пешком». Это очень помогает развивать бизнес».

По словам Райана Туохи, старшего вице-президента Starship по развитию бизнеса, пандемия сделала последние несколько месяцев «очень загруженными», так как «люди искали варианты бесконтактной доставки, а также искали возможности поддержать местный бизнес». За этот год компания, работающая в пяти странах, приобрела 180 000 новых клиентов, отметил Райан.

Starship и государственный университет в Боулинг-Грин (30 000 жителей), штат Огайо, в марте запустили инициативу по доставке еды, которая «очень помогла студентам на ранних этапах принудительной самоизоляции», — сказал Джон Захрич, директор по связям с общественностью университетского департамента общепита.

«Для тех, кто не хотел покидать свои комнаты или имел хронические проблемы со здоровьем, мы искали нетривиальные решения проблемы доставки необходимых товаров и предметов первой необходимости».

По словам Захрича, из-за широкого спроса услугу стали предоставлять за пределами кампуса, на территорию приблизительно в четыре квадратных мили.

Теперь использование роботов включено в планы работы школы и после пандемии. 

 

«Начать с посылок»
Наземной альтернативо дронам могут стать небольшие самоуправляемые роботы // Yoshio Tsunoda/Aflo Images/East News

Спрос на автономную доставку в эпоху пандемии привлек внимание еще одного ключевого сегмента отрасли автономного транспорта — компаний по разработке беспилотных автомобилей. 

Optimus Ride с 2015 года занималась в основном развитием беспилотных технологий для перевозок людей, и лишь ограниченно инвестировала в беспилотную доставку, отмечает соучредитель и исполнительный директор  компании, Райан Чин.

«Когда случилась пандемия, что нам было делать? Сменить направление — начать с посылок, продуктов питания, готовых продуктов», — рассказывает Чин о том, как он пришел к новому крупному проекту на территории многофункционального комплекса Yards в Вашингтоне, округ Колумбия.

На территории Yards компания работает пять дней в неделю, предоставляя услуги доставки жителям комплекса и тем, кто живет в радиусе полутора миль.

Optimus Ride занимается разработкой крупногабаритных беспилотных автомобилей, способных вместить множество пассажиров. Их можно использовать и для доставки посылок. Например, компания доставляет трехразовое питание в жилой комплекс для пожилых людей в Фэрфилде, штат Калифорния, а также почтовые посылки для «самой уязвимой части населения»

По средам компания участвует в благотворительных выездах, доставляя горячее питание учащимся из семей с низким уровнем дохода, которые сейчас не имеют доступ к школьным столовым, а также доставляет продуктовые наборы на неделю людям, находящимся в тяжелых жилищных условиях.

По словам Кристи Респресс, исполнительного директора некоммерческой организации Pathways to Housing DC, которая является партнером в этой инициативе, программа стала «спасательным кругом для наших наиболее уязвимых соседей».

По мнению Чина, широкое использование автономных транспортных средств подскажет местным властям, что нужно сделать, чтобы упростить использование таких сервисов в будущем — например, изменить высоту бордюров.

«Эти транспортные средства способны принципиально повлиять на изменение городского ландшафта. Хотя, конечно, процесс займет некоторое время».


Кэри Л. Байрон

Автор и редактор Thomson Reuters Foundation