Page ID: 116
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Секреты фирм

Школьные перемены: как онлайн-платформы изменили образование

Фото: А.Астахова

Образование - весьма консервативная сфера, новые методы и подходы приходят в классы и аудитории с большим опозданием. В итоге, ученики живут уже в новом мире - со смартфонами и «Википедией», а школа работает по старым принципам. Однако новая эпоха постепенно просачивается и сюда. Пандемия коронавируса заставила школы и вузы в один момент перейти на онлайн-обучение. Карантин наглядно показал, что цифровизация образования может быть не только вынужденной мерой на время пандемии, но и таить в себе ощутимые преимущества.

Традиционное образование непривлекательно — в этом его главная проблема. Оно не интересно и ни за что не отвечает, считает управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский. По его словам, на образование люди тратят меньше средств и времени, чем на другие вещи. «Сейчас люди больше думают над тем, с чем пиццу заказать, чем о том, что можно изучить, чтобы улучшить свою жизнь», — добавил он.

По словам Ларьяновского, традиционное образование учит всех усредненно, тогда как  использование технологий в  образовании позволяет учить не толпу, а конкретного человека, учитывая его особенности, уровень его знаний, его цели. «Мы пытаемся конкурировать с Netflix за время наших учеников, подсунуть им что-то интересное, вовлечь их в изучение языка», — добавил он. 

Исполнительный директор «Нетологии» Марианна Снигирева говорит, что одно из важных преимущество цифровых платформ в том, что они открыли широкие возможности в получении профессии и повышении квалификации. Обучение не привязано к какому-то конкретному месту и к конкретным людям, не нужно уезжать из родных городов и сёл, даже из самых отдаленных. 

 

Год взрывного роста

По оценкам авторов исследования Edmarket.Digital-2020, проведенного «Нетологией» и IT-холдингом TalentTech, онлайн-сегмент мирового рынка образования показывает планомерный рост. По их расчетам в 2019 году он составил $205 млрд, и, таким образом, его долю можно оценить в 4% от общего мирового рынка образования в $6,5 трлн.

Для российского рынка «с точки зрения бизнеса, 2019 год стал годом пикового ажиотажа», цитирует в Edmarket.Digital-2020 Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп». Общий объем рынка в 2019 году авторы Edmarket.Digital-2020 оценивают в 38,5 млрд руб. Впрочем, оценки российского рынка онлайн-образования сильно расходятся. Так, «Интерфакс Академия» оценивает его в сумму 45-50 млрд руб., Дмитрий Волошин, сооснователь компании Otus.ru — не более чем в 21,2 млрд руб. А в аналитическом докладе «Яндекса» говорится, что на Россию приходится 0,5% мирового рынка онлайн-образования, то есть около $1 млрд (65 млрд руб.). 

 

 

Инвестиции в онлайн-образование в России растут три года подряд // Edmarket.Digital

Авторы Edmarket.Digital-2020 объясняют такое расхождение тем, что часть денег в онлайн-образовании остается в серой зоне, в частности, плата за репетиторские c2c-услуги («скайп-репетиторство»), или с трудом поддается подсчету, по иным причинам, например, в корпоративном сегменте — ввиду общей непрозрачности b2b-платежей для внешнего анализа. 

Тем не менее все аналитики уверены, что темпы роста рынка онлайн-образования в России в ближайшие годы будут измеряться двузначными цифрами — от 12 до 27% в год. На рабочем интенсиве «Зимний Остров» в декабре 2019 года консенсус-оценка EdTech-сообщества составила 20-25% ежегодного роста в течение ближайших лет. Причем все эти оценки давались до пандемии COVID-19 и не учитывали ее влияние.

Новые инструменты оценки эффективности обучения

Традиционное образование не дает понять, какой из используемых методов более эффективен. «Можно собрать данные, но это дорого и таких исследований мало. Skyeng, имея сотни тысяч учеников, может ставить эксперименты, чтобы понять какой из методов работает, а какой нет и собрать доказательную базу. Например, в какой последовательности стоит изучать времена английский», — пояснил  Ларьяновский. 

По словам Ларьяновского, у Skyeng показатели эффективности, больше, чем у оффлайн-школ, там в среднем человек занимается от 1,5 до 4 месяцев, в Skyeng – 11 месяцев по два раза в неделю. «За это время больше шансов, что человек выучит язык, чем за пару месяцев, так как количество информации, которое человек может усвоить за единицу времени ограничено», — добавил Ларьяновский.

В первые годы работы в Skyeng прослушивался и оценивался каждый урок. Сейчас за сутки проходит 30 тысяч уроков, прослушать их все невозможно, поэтому онлайн-школа стала оценивать эффективность преподавания с помощью искусственного интеллекта. По словам Ларьяновского, сейчас все уроки Skyeng оцениваются автоматически: отвлекался ли учитель во время урока, смотрел ли он на ученика или же, например, в свой смартфон, есть ли отвлекающие предметы в поле зрения камеры. «Мы следим за тем, сколько времени говорят ученик и учитель, на каком языке они говорят, какие упражнения пропускают. Каждые несколько занятий ученик проходит тест, это позволяет нам отследить насколько хорошо он усвоил материал. Автоматический контроль качества позволяет сократить расходы на отслеживание качества и сократить брак в обучении»,- прокомментировал Ларьяновский.

Быстрый эффект для традиционного образования

Область образования, которая может быть автоматизирована в первую очередь — это домашние задания,по мнению Ларьяновского. В среднем, на проверку домашнего задания школьный учитель тратит 2-4 часа в день. Во время карантина Skyeng вместе с издательством «Просвещение» запустили проект по проверке домашнего задания, выполнение которого происходит в специальной интегративной тетради. За шесть недель карантина было проверено 10 млн заданий, всего в проекте участвовало два миллиона учеников и 80 000 учителей. В рамках проекта были оцифрованы рабочие тетради учителей, теперь они могут назначить домашнее задание в один клик.

Кроме того, что это освободило учителей от рутины, выросло и качество проверки домашних заданий. По предварительным данным Skyeng, учителя пропускают около 25% ошибок. В ближайшем будущем Skyeng научится распознавать почерк в сканах или фотографиях детских тетрадей. 

В обучении очень важна скорость обратной связи после совершения учеником ошибки, а автоматическая проверка домашних заданий позволяет указать на ошибку еще при выполнении задания, что позволяет сразу ее исправить и положительно влияет на качество обучения. «Мы улучшаем качество домашних заданий для детей тем, что даем сразу обратную связь, еще в процессе выполнения задания», — подчеркнул Ларьяновский. 

Другая важная особенность состоит в том, что такие задания невозможно списать. Школьники активно пользуются возможностью списывать — за год сайты, где можно скачать уже готовое домашнее задание, посещают более 1,5 миллиарда раз. Система же антифрод SkyEng генерирует каждому ученику свой вариант домашнего задания, что исключает возможность списывания. 

«Все эти технологии уже применяются в обычной школе, граница между онлайн и офлайн обучением уже не существует. Есть только старое и новое образование», — заключил Ларьяновский.


Не все так просто

Пандемия перевела большую часть обучения в онлайн // Unsplash

«Недостатком онлайн-обучения является то, что студентам сложно сохранять мотивацию в течение всего периода учебы», — считает Марианна Снигирева из «Нетологии». В вузе мотивация студента поддерживается постоянной «живой» коммуникацией с однокурсниками и преподавателями. Для многих людей дополнительным стимулом является высокая стоимость обучения.

Во время онлайн-обучения мотивация может снизиться, если отсутствует система наставничества и координации контента, если нет комьюнити, в котором студент мог бы общаться с однокурсниками и кураторами, просить помощи и советов, когда ему трудно самостоятельно справиться с заданием. Поэтому наставники и координаторы компании, как правило, мониторят учебный процесс каждого студента, чтобы вовремя помочь с учебным материалом и подбодрить, чтобы студент не потерял желания пройти курс до конца.

Студент может потерять мотивацию и по объективным причинам. «Иногда человек записывается на курс, заранее не оценив свой уровень знаний и наличие свободного времени для обучения. И только в процессе обучения понимает, что не осилит курс или программа вовсе не интересна. Какое-то время он заставляет себя учиться, но, как правило, просто разочаровывается и бросает обучение», — рассказывает Снигирева. Чтобы избежать этого «Нетология» разрабатывает бесплатные ознакомительные видеокурсы по всем направлениям в диджитал. То есть новые пользователи сначала изучают бесплатный контент, прикидывают на себя онлайн-формат и объёмы информации, формируют цели и результаты и только после этого выбирают основной курс.

Из минусов образовательных онлайн-платформ Снигирева выделила появление некачественных курсов и провайдеров образования. По ее словам, это связано с тем, что создать онлайн-курс гораздо быстрее и проще, чем программу в вузе. Кроме того, некоторые платформы при создании программы онлайн-курсов допускают ошибки по структуре и содержанию учебного материала. В итоге студент может запутаться и потерять интерес к обучению. 

«Нетология» отталкивается от конечной цели студента. В соответствии с этой целью формируется модульный формат программы курса, когда каждый следующий модуль (тематический или навыковый) логически связан с предыдущим», — говорит Снигирева.

 

Экономика онлайна

«Онлайн-школа Skyeng, по данным «Интерфакс Академии», лидирует на рынке языкового обучения в России, занимая 19–21% сегмента с выручкой 1,5 млрд руб. в 2019 году. Skyeng суммарно потратил на развитие своей платформы около $15-20 млн (930-1300 млн руб. по среднему курсу за 2019 год)», — рассказывает управляющий партнер онлайн-школы Skyeng Александр Ларьяновский. Содержание и развитие IT-системы обходится компании сейчас в $5 млн в год (323 млн руб.). Маркетинговые расходы Skyeng составляют около 10% выручки. 

Зарплата преподавателей в SkyEng зависит от количества уроков, того как давно преподаватель сотрудничает с платформой. Есть также бонусы за качество проведенных уроков (соблюдения стандартов, работы с целями учеников, качества обучения).

Корпоративное обучение - один из больших сегментов рынка образования // East News

В «Нетологии» участие преподавателя в подготовке онлайн-курса оплачивается в зависимости от объема его работы. На этапе заключения договора обсуждается, сколько преподаватель проведет лекций, онлайн или очный формат проведения, будет ли проверять домашние работы студентов. Стоимость проведения одного вебинара может начинаться от 3000 рублей и доходить «до бесконечности» в зависимости от опыта, статуса эксперта на рынке, а также экономики онлайн-курса.

Преподавание из любой точки мира и для самих преподавателей, и для учащихся открыло больше возможностей для самореализации. Такая работа позволяет совмещать основную работу с преподаванием. По словам Снигиревой, после обучения в «Нетологии» выпускники получают дипломы государственного образца о повышении квалификации. «Такие дипломы уже получили более 30 000 человек. При этом, до 60% всех студентов успешно трудоустраиваются после обучения в Нетологии», — рассказала она.

 

Заглянуть в будущее

Пандемия и ее последствия стали настоящим катализатором роста для онлайн-образования. И не только в столицах, но и в регионах. Раньше наиболее активными пользователями услуг онлайн-образования были жители Москвы и Санкт-Петербурга, но в период пандемии был отмечен значительный рост интереса и в других крупных городах России.

По словам Снигиревой, за период карантина выросло число регистраций на все онлайн-курсы «Нетологии»: в марте на 345%, в апреле –– на 112% и в мае –– на 118%. «У Skyeng за время карантина (март, апрель и май) количество новых учеников выросло на 40%»,- сообщил Ларьяновский. Он отметил, что в кризис люди всегда больше интересуются образованием, так как тревожатся за свое будущее, и это подталкивает их к действию.

Пандемия показала, что наиболее активно развиваются компании, которые работают в онлайне. А процессы цифровизации и экстренной организации работы в удаленном формате вызвали спрос на специалистов, умеющих работать с цифровыми инструментами. Руководители компаний почувствовали необходимость учиться и выстраивать процессы в компаниях удаленно, развивать команды удаленно и управлять ими. Все это требует наличия узконаправленных знаний и специалистов для выполнения бизнес-задач в цифровой среде. Кроме того, в период пандемии появился запрос на обучение soft-skills — людям не хватает навыков общения и работы с удаленными командами. 

Сейчас актуальными становятся программы по бизнес-образованию, где люди могут обучиться стратегиям трансформации бизнеса. Диджитал профессии и после пандемии останутся на пике своей востребованности и не потеряют актуальности. А цифровые технологии и инструменты продолжат еще более масштабно внедряться в привычные сферы жизнедеятельности.

 

Елена Никонова